Блог "Религии. Цивилизации. Мир"
Шалом - означает «мир» на иврите. Интересно, что иврит выбрал слово «мир» для обращения к ближнему, таким образом обращение к ближнему оказывается вестью мира, тем, что в первую очередь ждешь от встречи с ближним.
Израиль всегда считал мир вместилищем все благословений. Наши мудрецы сказали: «Бог не нашел для благословения Израиля бОльшего вместилища, чем мир». Более того, наши учителя говорят нам, что «Шалом», «Мир» - одно из имен Бога. Но несмотря на всю важность предмета часто остается непонятым, что же такое мир.
Диалогу, взаимодействию между религиями, и даже просто между верующими различных традиций, не хватает самых элементарных и непредвзятых знаний о "религии другого". Не обязательно здесь доходит до глубокой эмпатии, но мало кто соглашается с тем, что мы, носители разных религиозных традиций, не антагонисты и не враги друг другу. Но, увы, в таком незашоренном ракурсе смотрят на другие религии лишь некоторые из тех, кого называют верующими интеллигентами. И уж совсем единицы обращаются к наследию другой религии для того, чтобы понять и объяснить свою собственную.
Такой парадоксальный и, наверное, провокативный в чем-то заголовок – "Иудаизм – это христианство?!" - объясняется очень просто, как просто открывается крыловский ларец. Всем нам известно, что Ветхий Завет является общим для иудейской и христианской религий, а некоторые его сюжеты имеются и в Коране. Общность Писания - уже достаточное основание говорить если не о единой религии, то, по крайней мере, о высоком уровне единства и близости этих традиций.
Но, главное - иудаизм и христианство имеют глубинное единство на основе общего принципа, именуемого монотеизмом (или этическим монотеизмом), сформировавшегося именно в иудейской культуре. Справедливо также и понятие "религия этического монотеизма". Может, даже определение "этический" здесь лишне, поскольку полноценный монотеизм как религия, как взаимодействие Бога и человека, по определению невозможен без этического начала.
Действительно, откровение Заратустры произошло в языческой среде древних иранцев, и оно, как и любое другое язычество, является образным отражением земного бытия. Но непреходящее влияние язычества на дальнейшее развитие религии и монотеизма заключалось в том, что в нем была развита идея о бессмертии человеческой личности, пусть и в разных представлениях о вечной жизни в по-разному представляемом инобытии. В то же время политеизм - его древнеарийский вариант до прихода Заратустры - не давал ответа на вопросы морально-этического характера, до которых человечество "дозрело" именно в "осевое время".
В прошлой статье, размышляя об универсальном характере монотеизма (Единобожия), мы пришли к выводу, что практически во всех известных духовных культурах человечества, в том числе и в примитивных обществах, существует идея некоего единого, творящего и трансцендентного Первоначала, от которого пошел этот мир. И там же сформировался вывод, что одного этого мало для того, чтобы религия могла назваться монотеистической. Религия, по определению, означает вос-соединение с Богом. Или иным Высшим Первоначалом. Понятие религии шире и означает не только веру человека в мифологизированную картину мира горнего, пассивное созерцание оной и фатальное принятие воли богов, которых люди пытаются умилостивить жертвами, но также и поведение отдельной личности (на множественном уровне также и поведение общества, обозначаемое терминами "этика" и "мораль"). Понятие религии также включает и определенный вектор исторического развития, в соответствии с волей и заповедями Всевышнего.
Первого президента независимой Боснии и Герцеговины д-ра Алию Али Изетбеговича (1925-2003) можно по праву назвать первым в ряду европейско-мусульманских философов и мыслителей новейшего времени (но не богословов, богословом он не был по определению). Во-первых, потому, что принадлежал он к народу, традиционно проживающему в европейском культурно-географическом ареале, и, во-вторых, потому, что значительную часть своей жизни и трудов посвятил обоснованию роли ислама в мировой истории, основываясь именно на европейском культурно-философском наследии.
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE Древнейшие формы религии уже отражали представление о свободе как о естественном состоянии человека. Одной из ранних религий, представивших человеку систему нравственных правил и через это открывших перед ним и проблему свободы, был зороастризм.
Сегодня уже не встретишь человека, который бы не знал и не понимал, что такое монотеизм: это строгое Единобожие, вера в Единого и Единственного Бога, Творца этого мира. Это понятие употребляется уже достаточно давно, и вполне естественно, что от такого долгого употребления слова "занашиваются", а их смысл стирается и размывается, и мы постепенно просто перестаем задумываться над ним. А если вдруг и задумаемся, то сразу же возникает много вопросов, которых значительно больше, чем ответов.
В Японии пожилых женщин считали по определению мастерами зен-буддизма. Это происходит оттого, что они более не участвуют в театре любовных страстей и видят мир, как он есть.
Известное присловье "весь апрель - никому не верь" как нельзя лучше подтвердилось в ушедшем месяце в России. Прошедшее 22 апреля - в день, пока еще в большей мере связанный в глазах россиян с днем рождения Ленина, чем с пришедшейся на него в году нынешнем Фоминой неделей (Антипасхой), - молитвенное стояние "в защиту веры и доброго имени", по определению, не могло вызвать доверия у людей.
Манифест современных христиан-унитариан в Польше, возрождающих гуманистическую традицию "польских-братьев" XVI-XVII вв
С визитом в России находится известный американский ученый-буддолог, близкий друг Далай-Ламы XIV и отец известной американской актрисы Умы Турман. Д-р Роберт Турман. Он прочитал уже несколько лекций в Москве.а, также, презентовал перевод на русский язык своей книги “Зачем нам Далай-Лама”.
Доктор Турман, прежде чем стать известным буддологом, в начале 60-х принял буддизм и стал близким другом тогда еще молодого далай-ламы. Первоначально он был даже посвящен в один из высших монашеских санов, однако позднее в 1967 году отказался от них, предпочтя семейную жизнь. Тем не менее, Турман и Далай-Лама по прежнему друзья и соратники по общему делу - духовному и политическому освобождению Тибета.
Пророк Мухаммад был наиболее успешной личностью во всей человеческой истории, пишет известный исламский ученый Вахиуддин Хан. И он представляет собой не только нравственный пример для человечества, но также и образец того, как достигнуть жизненного успеха.
Д-р Хан подсчитал, что Мухаммад в своей жизни руководствовался 10 принципами, ведущими к успеху.