Шалом -Мир. Рав Ури Шерки

Шалом  - означает «мир» на иврите. Интересно, что иврит выбрал слово «мир» для обращения к ближнему, таким образом обращение к ближнему оказывается вестью мира, тем, что в первую очередь ждешь от встречи с ближним.

Израиль всегда считал мир вместилищем все благословений. Наши мудрецы сказали: «Бог не нашел для благословения Израиля бОльшего вместилища, чем мир». Более того, наши учителя говорят нам, что «Шалом», «Мир» - одно из имен Бога. Но несмотря на всю важность предмета часто остается непонятым, что же такое мир.

Грамматически слово «шалом»  происходит от того же корня, что и слово «шалем», «целый». Мир  - это уважение к цельности идентичности другого, его благу, личности и территории.

Однако мир не всегда находится в согласии с истиной и прочими ценностями. И здесь возникает проблема уравновешивания ценностей, которое обязательно должно быть достигнуто, чтобы наше предприятие мира увенчалось успехом.

Часто можно услышать наивное утверждение, что люди созданы для того, чтобы жить в мире друг с другом. Как будто бы братство  - само собой разумеющаяся вещь.  Если бы братство было само собой разумеющимся, то конечно не было бы стольких конфликтов на протяжении истории, от предыстории и до наших дней. Сейчас, например, в эту самую минуту, десятки военных конфликтов потрясают планету, конфликтов в значительной степени поддерживаемых так называемыми «мирными» нациями. Великие народы запада часто являются источником вооруженных конфликтов в отдаленных районах, продавая оружие и поддерживая соперников.

Поэтому необходимо подойти к проблеме мира с более зрелой позиции.

В Библии рассказывается, что с появлением на земле первых братьев, происходит убийство.  Каин и Авель, это встреча двух идентичностей, которые соревнуются друг с другом за одно и то же предназначение. Они — братья и поскольку они братья, то между ними не может не возникнуть соперничества, причем оно может дойти до крайнего насилия, до убийства.  Во всяком случае, мы видим в Торе, что со стороны Каина предпринималась попытка поговорить с Авелем: «и сказал Каин своему брату Авелю» (кн. Бытия 4:8), но эта попытка переродилась в насилие. Поскольку насилие это диалог, который начался, но был прерван.

Дальше мы видим Лемеха, потомка Каина, который пытается говорить со своим женами, но  его жены отказываются говорить с ним (кн. Бытия 4: 23-4). Возможно, они чувствуют скрытое насилие в его разговорах о братстве и любви. Достаточное посмотреть текст Библии, чтобы понять это.

В конце концов, насилие одержало великую победу, поскольку человечество было почти уничтожено в потопе, постигшем мир из-за насилия людей. Надо было возобновить опыт человечества, на этот раз, можно сказать, в лабораторных условиях. Семья Авраама, семья основательница идентичности Израиля, подведет итог всем неудачам человечества внутри семьи Израиля, чтобы осуществить то, что до сих пор не удавалось. Например, когда между пастухами Лота и Авраама возникает спор, то Авраам говорит: «Не будем спорить, потому что мы братья», (кн. Бытия 13 :8). Поскольку мы братья, наш самый малый спор может закончиться убийством, поэтому лучше расстаться. Этот легкий выход из ситуации лишь отодвигает проблему и уже через несколько поколений потомки Авраама и Лота вступают в войну. Итак, решение должно быть найдено внутри семьи.

Первый прогресс наступает в эпоху Ицхака.  Ицхак также конфликтует со своим братом Ишмаэлем, хотя, надо заметить, между ними не происходит никакого диалога. Есть моменты, когда Ишмаэль приходит к Ицхаку, когда они видятся, но настоящего диалога не происходит.  И это явно видно на протяжении всей истории, поскольку по-настоящему никогда не происходило диалога между исламом, арабами, и народом Израиля, иудаизмом. Конечно была еврейско-арабская философия, но наука и философия  - универсальные вещи, они не специфичны для идентичностей.

Дальше появляется пара близнецов, Яков и Эсав, настоящие близнецы, ведь они становятся соперниками уже в утробе матери, Их соперничество вновь заканчивается попыткой убийства брата со стороны Эсава. Однако здесь впервые происходит вмешательство родителей. Мать особенно, но и отец вмешиваются, чтобы не допустить убийства. Этого не случилось во времена Каина и Авеля. И это уже определенный прогресс. Тем не менее, постоянно возобновляется попытка совершить преступление.

Яаков вынужден бежать из своей земли. У Лавана он основывает новую семью, семью двенадцати колен Израиля. В этой семье мы видим интересный феномен. Семья, состоящая из четырех жен Яакова, увидит рождение четырех первенцев: первенцев Леи, Рахели, Билги и Зилпы. И здесь, в истории первенцев наблюдается прогресс. Совершается попытка преодолеть насилие, присущее братству. Реувен, первенец Леи, станет тем, кто попытается спасти своего брата.  Прогресс весьма значительный, но не полный, поскольку Реувен спасает своего брата, когда тот уже живет на свете. Но вот Дан, первенец Билги, служанки Рахели, родится для того лишь, чтобы Рахель могла также иметь сына. Впервые в истории ребенок рождается для того, чтобы дать рождение своему брату.

Потом это продолжается с первенцем Зилпы, служанки Леи, он также родится, чтобы дать еще одного ребенка своей  матери Лее, которая уже имеет детей, - достижение еще более значительное по своему великодушию. Но все доброе, что они совершают, делается по отношению к братьям, родившимся от другой матери. И так до  четвертого первенца, Йосефа, сына Рахели, само имя которого означает «добавление». «Да прибавит мне Господь другого сына», (кн. Бытия 30:24), - говорит Рахель, родив Йосефа. Йосеф принесет, добавит, еще одного сына своей матери. Впервые первенец рождается, чтобы дать рождение другому брату своей же матери. В этот момент становится явным моральное превосходство Яакова над Эсавом. Оно позволяет Яакову вновь встретиться с Эсавом  ...и войти в землю Израиля.

Однако не все еще налажено. Внутри семьи возникнет соперничество между Йосефом и его братьями, а точнее между Йосефом и Йегудой. Тора говорит интересную вещь - братья не любили Йосефа до такой степени, что не могли заставить себя поздороваться с ним, сказать «шалом».

Раши один из великих комментаторов Библии объясняет, что в этом была их заслуга, они не пытались спрятать то, что было у них на сердце. Действительно, конфликт может разрешиться только, когда все высказано, когда различие мнений, которое чуть не привело к убийству, выявлено по-настоящему. Но, в  конечном итоге, в семье, конфликт в которой был столь яростным, братьям удалось установить мир.

То, что в этом мире стало возможно установление мира между братьями, которые хотели убить друг друга,  учит нас, что в истории есть вместилище мира. С тех пор у нас есть гарантия, что начав с этого ядра мира, которым является Израиль, история может преуспеть. По этой причине Книга Бытия, Книга Начала, останавливается в тот момент, когда у нас появляется гарантия, что мир, наступивший между братьями — настоящий. С этого момента возможно начало истории людей. Человеческой истории. И действительно книга Исхода рассказывает о формировании народа Израиля, носителя вести мира для всего человечества. Несмотря на ошибочное понимание природы мира, несмотря на долгую историю, нам гарантировано, что проект мира, который несет Израиль, приведет, в конце концов, к объединению всех сердец человечества в одно сердце в познании Творца.

 рав Ури Шерки

Ленты новостей

© 2024 Мир Бога. При любом использовании материалов сайта ссылка на mirboga.ru обязательна.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru