Подготовка к самостоятельной жизни. Общая перспектива
29.03.2011 - 21:22
Ещё на тему:
Чтобы понимать задачи и проблемы отрочества, важно отступить назад и представить себе всю цепь событий, которые сопровождают такой волнительный процесс, как превращение ребенка во взрослого. Только тогда можно оценить и понять важнейшую роль подросткового периода в во всей жизни человека.
Вспоминая младенчество можно с умилением видеть картинки родного малыша, который пребывает в беспомощности и полной зависимости от взрослых людей. В младенчестве ребенок обучается доверять людям и испытывать зависимость от них.
Весь период раннего детства он вбирает чужую любовь и заботу, убеждается, что окружающие готовы удовлетворить его потребности. Далее малыш делает первый шаг в пути к независимости. Первое желания «Я сам!» бывает шокирующим для родителей. Пробуждение воли и стремление к самостоятельности порой доставляет мамам и папам хлопоты. Малыш спорит с родителями, хочет делать по-своему, поступать так, как ему хочется. Но очень короткое время малыш, предоставленный самому себе, снова бежит к родителям за помощью потому что «Я сам!» возможно только очень маленький промежуток времени. Устанавливая границы в поведении малыша, родители таким способом обучают его контролю своего поведения, малышу становится ясным, что ему не все подвластно, и он постепенно приучается властвовать собой.
Очень скоро маленький ребенок начинает отличать добро от зла. Разбирается с неудачами и успехами, умеет улавливать в поведении родителей то, что он недостаточно хорош.
Очень важную веху в развитии ребенка выделяют американские христианские психологи Гении Клауд и Джон Таунсенд. Они пишут:
«Ребенок рано начинает понимать, что и родители несовершенны. Тут впервые встречается малыш с прощением. Важная веха в развитии - объединение, казалось бы несовместимого: любви к человеку и гнева против него же. Нет «хорошей» мамы и «плохой» мамы, «хорошего» «я» и «плохого» «я». Есть сплав хорошего и плохого во мне, и в тебе. Ребенок учиться переносить разочарование собой и другими людьми. Миновав эту веху, он может смириться с собственным несовершенством и установить хорошие отношения со столь же несовершенными людьми. Это качество будет служить ему всю жизнь.»
«Ребенок рано начинает понимать, что и родители несовершенны. Тут впервые встречается малыш с прощением. Важная веха в развитии - объединение, казалось бы несовместимого: любви к человеку и гнева против него же. Нет «хорошей» мамы и «плохой» мамы, «хорошего» «я» и «плохого» «я». Есть сплав хорошего и плохого во мне, и в тебе. Ребенок учиться переносить разочарование собой и другими людьми. Миновав эту веху, он может смириться с собственным несовершенством и установить хорошие отношения со столь же несовершенными людьми. Это качество будет служить ему всю жизнь.»
Вступив на порог школы, ребенок учиться жить в команде и быть частью группы. Он усваивает правила коллектива, навыки необходимые вначале для дружбы с ровесниками, а затем для вхождения в другие коллективы и завязывания отношений вне школы и семьи.
Все более удаляясь от младенческого состояния, ребенок становиться более цельной и самостоятельной личностью Мамам это важно понимать и не препятствовать взрослению детей, а наоборот создавать им условия для отделения от себя. В этот период ребенок начинает задумываться, ищет самостоятельно ответы на интересные ему вопросы. Совершенствуя навыки в сфере свих талантов, дети способны превзойти своих родителей в мастерстве. Все радуются, все спокойны, ребенок развивается, занимается полезными вещами и вдруг…
Гром среди ясного неба. Бывшему малышу 13 лет. Многие характеризуя своих детей этого периода используют выражение «как с цепи сорвался» Кто-то вообще думает, что ребенок тронулся умом и с ним что-то не в порядке. Первая реакция родителей – паника. Что случилось?
- Милый и отзывчивый мальчик становится неприветливым и грубияном;
- дочь радостная превратилась в угрюмого человека;
- ссоры стали нормой повседневной жизни;
- ребенок на отрез отказался слушаться и выполнять родительские распоряжения, просьбы и советы.
Многие родители винят себя, принимают свое поражение в воспитательном процессе. Многие ищут помощи на стороне, привлекая дополнительные человеческие ресурсы, чтобы угомонить рассвирепевшего подростка. Ребенка как подменили. Появление множества склонностей и привычек, которые так пугают родителей, многих приводит в замешательство.
Суть в том, что такое резкое изменение в ребенке требует от родителей резко изменить свой подход к воспитанию. Родители должны смириться, что малыша послушного нет, а есть взрослеющий при том очень быстро, подросток.
В процессе взаимодействия с подростком важно использовать все тоже что и раньше, но на новом витке развитие, обращаясь уже ко взрослой части ребенка. Отрочество – это резкий скачок к независимости и ярое желание подростка избавиться от родительской власти, спешка стать взрослым.
И снова интересные мысли психологов Гении Клауд и Джон Таунсенд. Они пишут:
«Разворачиваются два параллельных процесса: во-первых, все свойства и качества личности и характера прорабатываются заново, более самостоятельно, а во-вторых, если в первый раз что-то прошло не так, появляется последняя возможность это исправить.»
На что важно обратить внимание во время подросткового периода:
- как сформированы у подростка доверие и зависимость. Если доверие к семье минимальное или оно отсутствует вообще, то очень вероятно, что молодые люди из этих семей очень скоро попадает в зависимость. А любая зависимость – это малоприятно для родителей. Это может быть курение, алкоголь, несчастная влюбленность….
- независимость и автономность. Как подросток соблюдает границы других людей и насколько он понимает свои границы своего поведения.
- как развита способность принимать свое и чужое несовершенство. Именно в подростковом возрасте критичность к себе и другим очень сильная. Хочется увидеть идеальный мир.
- умение переносить неудачи и разочарования. Навыки, сформированные уже в этом возрасте будут хорошими друзьями в более зрелом возрасте, когда жизнь будет выносить достаточно серьезные вопросы.
- соответствие требованию коллектива, умение держаться коллектива и обещаться со сверстниками. Очень многим подросткам в этих вопросах нужна грамотная помощь взрослого.
- насколько подросток нашел себе занятие „по душе”, раскрывает свои таланты.
Наблюдать за тем, как ребенок становится взрослым - довольно интересно. Отпуская вожжи, в то же время важно проявить бдительность в нужное время. Строгость и мягкость должны идти рядом с родителями в те волнительные годы, когда взрослеет сын или дочь.
Снежана Фурсова. Рассылка блога Радости воспитания