Министерство юстиции РФ разработало законопроект, значительно ограничивающий права незарегистрированных религиозных объединений
Проповедовать религиозное учение своим последователям в России вскоре сможет только официально зарегистрированное религиозное объединение. А издавать книги и учить детей в воскресных школах сможет лишь та религиозная организация, которая входит в состав централизованной. Как сообщает "Газета.Ру", подобные поправки минюст РФ предлагает внести в закон о свободе совести 1997 г., и так признанный дискриминационным российскими правозащитниками и компетентными международными организациями (некоторые положения того закона отменил Конституционный суд РФ).
Текст законопроекта министерство юстиции обнародовало 6 октября. Им, в частности, предусмотрен запрет заниматься религиозной деятельностью и проводить богослужения тем религиозным объединениям (они в действующем законе названы "религиозными группами"), которые не зарегистрированы в территориальном органе минюста.
Согласно поправкам, граждане, решившие образовать религиозную группу, должны будут в письменной форме уведомить минюст о ее создании, даже если они и не намереваются в будущем (через 15 лет, как устанавливает действующий закон) регистрироваться и получать статус юридического лица. Зарегистрироваться сумеет лишь та религиозная группа, в которой насчитывается не менее десяти человек, предоставившая свой устав и прошедшая государственную религиоведческую экспертизу. При этом государство оставляет за собой право отказать такому объединению в регистрации в целом ряде случаев — в частности, если ее "цели и деятельность" противоречат Конституции и вообще российскому законодательству, а также "если организация не признана в качестве религиозной в установленном порядке".
При этом законопроект отменяет 15-летний срок, необходимый для регистрации вновь созданных религиозных организаций, не входящих в централизованные религиозные организации.
Действующий закон подразделяет религиозные объединения на организации и группы. Религиозные группы могут действовать без регистрации, они имеют право молиться в частных квартирах и обучать религии своих адептов. Предлагаемый минюстом документ практически исключает само понятие религиозной группы, действующей без государственной регистрации.
Как пояснил в разговоре с "Газетой.Ru" эксперт Института прав человека Лев Левинсон, вновь создаваемые религиозные структуры, если они не являются частью централизованных организаций, как, например приходы РПЦ МП, будут обязаны регистрироваться в качестве местных организаций. "При этом в течение 10 лет они не будут иметь права создавать образовательные учреждения, воскресные школы, приглашать иностранных граждан с профессиональными целями, открывать иностранные представительства, проводить религиозные церемонии в больницах, тюрьмах, детдомах, издавать и распространять религиозную литературу или создавать СМИ", — рассказал правозащитник. Всем этим смогут заниматься лишь те религиозные организации, которые входят в централизованную структуру. По мнению Левинсона, это сделает невозможным любое альтернативное религиозное движение:"Получается, что духовно-религиозное развитие окажется под запретом".
Фактически законопроект надежно защитит крупные церковные структуры от расколов, и именно им он выгоден в первую очередь, констатирует Левинсон.
"Я не исключаю, что этот законопроект создан при участии или при лоббировании религиозных конфессий, которые пытаются таким образом решить свои внутренние проблемы или конфликты, — соглашается с Левинсоном правовой аналитик "Агоры" Рамиль Ахметгалиев. — Насколько я понимаю, это выгодно и власти. Им с"религиозниками" удобно общаться именно таким образом. Через центр. Это вертикаль власти, которая перенесена на религиозные организации".
По мнению Ахметгалиева, законопроект предполагает ограничение права на свободу вероисповедания. Кроме того, благодаря ему централизованные религиозные организации, такие как, например, РПЦ МП, смогут установить контроль над региональными религиозными организациями.
"Создаются барьеры для существования местных организаций, не согласных с политикой крупных централизованных объединений. Это касается всех конфессий. Такая тенденция была давно заметна. На практике такая позиция Минюста существовала. К нам поступали жалобы от местных организаций, которые хотели выйти из крупных организаций, пытались зарегистрироваться, а все сводилось к тому, что либо встаете под крышу к централизованной, либо мы вам отказываем", — рассказал правозащитник.
---
ДОКУМЕНТ: Проект Федерального закона РФ "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"
Внести в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465; 2000, № 14, ст. 1430; 2002, № 12, ст. 1093; № 30, ст. 3029; 2003, № 50, ст. 4855; 2004, № 27, ст. 2711; 2006, № 29, ст. 3122; 2008, № 9, ст. 813, № 30, ст. 3616; 2010, № 49, ст. 6424; 2011, № 27, ст. 3880) следующие изменения:
1) пункт 2 статьи 6 изложить в следующей редакции:
"2. Религиозные объединения могут создаваться в формах религиозных организаций и учреждений профессионального религиозного образования.
Религиозное объединение считается созданным с момента его государственной регистрации.";
2) статью 7 исключить;
3) в статье 8:
а) пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Религиозной организацией признается также организация, созданная централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющая цели и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе руководящий или координирующий орган."
б) в пункте 9:
в абзаце первом слова "орган, принявший решение о ее государственной регистрации" в соответствующем падеже заменить словами "орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозных организаций" в соответствующем падеже;
второе предложение абзаца первого изложить в следующей редакции:
"Решение о направлении соответствующих документов в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации религиозной организации.";
абзацы третий и четвертый исключить;
4) пункт 1 статьи 9 изложить в следующей редакции:
"1. Местные религиозные организации создаются по инициативе их учредителей - не менее десяти граждан Российской Федерации.";
5) в статье 11:
а) в абзаце втором пункта 1 слова "Правительством Российской Федерации" заменить словами "федеральным органом государственной регистрации по согласованию с уполномоченным регистрирующим органом";
б) в пункте 5:
абзац шестой исключить;
дополнить абзацем десятым следующего содержания:
"в случае вхождения местной религиозной организации в структуру централизованной религиозной организации - подтверждение, выданное руководящим центром централизованной религиозной организации.";
в) в пункте 8 слова: "Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти." исключить;
6) пункт 1 статьи 12 изложить в следующей редакции:
"1. Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации по следующим основаниям:
1) если цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации - со ссылкой на конкретные статьи законов;
2) если организация не признана в качестве религиозной в установленном порядке;
3) если устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны;
4) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены в ненадлежащий орган;
5) если ранее зарегистрирована религиозная организация с таким же наименованием;
6) если решение о создании, реорганизации, ликвидации религиозной организации, о внесении изменений в ее устав или об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", принято лицом (лицами), не уполномоченным на то настоящим Федеральным законом и (или) учредительными документами религиозной организации.";
7) в статье 14:
а) в пунктах 2 и 3 слова: "или религиозной группы" исключить;
б) в абзаце пятом пункта 4 слова "Правительством Российской Федерации" заменить словами "федеральным органом государственной регистрации по согласованию с уполномоченным регистрирующим органом";
в) пункт 6 исключить;
г) пункт 7 изложить в следующей редакции:
"Религиозная организация может быть ликвидирована, деятельность религиозной организации может быть приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности.";
8) пункт 2 статьи 19 изложить в следующей редакции:
"2. К отношениям, возникающим в связи с созданием, деятельностью и ликвидацией учреждения профессионального религиозного образования (духовного образовательного учреждения), применяются правила, предусмотренные настоящим Федеральным законом для религиозных организаций. Учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности. На основе лицензии учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) вправе реализовывать образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и в случае получения государственной аккредитации выдавать в установленном порядке документы государственного образца о соответствующем уровне образования. Государственный статус учреждения профессионального религиозного образования (духовного образовательного учреждения) (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) при его государственной аккредитации не устанавливается.";
9) дополнить статьей 241 следующего содержания:
"Статья 241. Особенности деятельности местных религиозных организаций
Местная религиозная организация, не представившая для государственной регистрации создания документ, подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, в течение 10 лет после ее государственной регистрации не вправе пользоваться правами, предусмотренными пунктами 3 и 4 статьи 5, пунктом 5 статьи 13, пунктом 3 статьи 16, пунктом 2 статьи 18 (применительно к образовательным учреждениям и средствам массовой информации), статьей 19 и пунктом 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также выступать учредителями централизованной религиозной организации.";
10) пункт 2 статьи 25 изложить в следующей редакции:
"2. Орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, осуществляет контроль за соответствием ее деятельности уставным целям и законодательству Российской Федерации.";
11) дополнить статьей 251 следующего содержания:
"Статья 251. Государственная религиоведческая экспертиза
Государственная религиоведческая экспертиза проводится с целью определения религиозного характера организации, проверки и оценки достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей ему практики.
Государственная религиоведческая экспертиза может проводиться в случаях:
1) поступления в федеральный орган государственной регистрации (или его территориальный орган) в установленном порядке заявления о государственной регистрации:
местной религиозной организации, не имеющей подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией того же вероисповедания;
изменений, вносимых в устав религиозной организации (в том числе в ее наименование), если эти изменения связаны с указанием или изменением сведений о вероисповедании организации;
2) при необходимости экспертной оценки наличия или утраты в деятельности зарегистрированной религиозной организации признаков религиозной организации, установленных настоящим Федеральным законом;
Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается федеральным органом государственной регистрации.
Решение о проведении государственной религиоведческой экспертизы может быть обжаловано в установленном порядке в вышестоящий орган или в суд.";
12) абзацы третий и четвертый пункта 3 статьи 27 исключить.
Президент
Российской Федерации
Москва, Кремль