Межрелигиозная встреча в Ассизи, 27 октября 2011 г.
Четвертая по счету межрелигиозная встреча на родине св. Франциска состоялась в Ассизи в четверг 27 октября 2011 г.
25 лет тому назад Папа Иоанн Павел II пригласил исповедников различных религий вместе молиться о мире во всём мире. Затем при жизни Папы-поляка прошли еще две таких встречи. Нынешняя же встреча - первая во время понтификата его преемника Бенедикта XVI.
Мероприятие, включавшее размышления, диалог и общую молитву, началось в первой половине дня в базилике Матери Божией Ангельской после того, как все его участники добрались в Ассизи из Ватикана на поезде. Первым пунктом программы значились выступления представителей некатолических христианских конфессий и других религий.
Первым взял слово Патриарх Константинопольский Варфоломей I, имеющий «первенство чести» в православном мире. «Индифферентность порождает ненависть, - сказал он, - индифферентность порождает конфликт, индифферентность порождает насилие». В этом контексте Патриарх указал на необходимость диалога, а пример в данном случае должны подать религиозные лидеры. Еще одна стоящая перед ними задача - не допускать развязывания войн. Высокий православный иерарх упомянул и о судьбе христиан Ближнего Востока, которым ныне угрожает маргинализация.
Со своей стороны, председатель Всемирного Совета Церквей пастор Олаф Фиксе Твейт обратил внимание присутствующих на полезный урок, который можно извлечь из биографии Франциска Ассизского. Его обращение в юном возрасте напоминает нам о роли молодежи, о значимости ее энтузиазма. Именно молодежь часто оказывается у истоков крутых перемен, хотя ей и приходится иметь дело со многими проблемами, например, испытывать последствия массовой безработицы. «Мы, люди старшего поколения, призваны содействовать формированию мирной атмосферы в отношениях между поколениями, а также дать молодежи во всём мире надежные ориентиры будущего», - сказал лютеранский пастор. Он также подчеркнул важность достижения справедливых мирных договоренностей по Иерусалиму. Именно в этом городе, убежден Олаф Твейт, решаются судьбы всего ближневосточного региона.
Раввин Дэвид Розен, представлявший иудаизм вообще и Американский Еврейский Комитет в частности, подчеркнул, что в современных условиях достижение прочного мира между народами является необходимым условием выживания человечества. Но верующие люди видят в «борьбе за мир» нечто большее: они воспринимают ее как требование, вытекающее из послушания воле Божией. Об этом свидетельствует сам факт межрелигиозной встречи в Ассизи. Раввин выразил благодарность Иоанну Павлу II и Бенедикту XVI за то, что они выступили с инициативой такой встречи.
От имени мусульман выступал верховный муфтий Таджикистана Саидмуккарам Абдукодирзода. «Мы, как мусульмане, исповедуем религию, предписывающую терпимость ко всем. Мы любим каждого человека, поскольку он - творение Божие», - заявил он.
Было также зачитано послание генерального секретаря Международной Конференции улемов (исламских ученых) Хаджи Хашим Музади, который не смог лично приехать на встречу. Мусульманский богослов признал, что многие проблемы современного мира создаются именно верующими. Но отсюда не следует, будто в этом виноваты сами религии. Вина лежит на тех людях, которые ложно интерпретируют религию, руководствуясь своими политическими или просто корыстными интересами. Задача же религиозных лидеров, по мнению шейха Музади, заключается в том, чтобы бороться с религиозным невежеством и использованием религии в нерелигиозных целях.
Представитель индуизма Ахарайя Шри Шриватса Госвами отметил, что стремление к миру есть ничто иное как духовное паломничество. Индусам также приходится иметь дело с социальными, экономическими и экологическими проблемами. Но важнейшим для них является тот тип духовности, который запрещает прибегать к насилию.
«На путях насилия мира достичь невозможно, - сказал господин Госвами. - Все паломники истины, от Кришны до Будды, от Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга до архиепископа Туту, единогласно утверждают, что не существует чего-то такого как „путь к миру“. Сам мир и есть этот путь». С точки зрения представителя индуизма прежние встречи в Ассизи закончились провалом: ведь мы сегодня ничуть не ближе к миру во всём мире, чем 25 лет тому назад. И это потому, что нам не хватает мужества, источник которого - молитва.
Последней выступила представительница неверующих профессор Жюли Кристев из Франции. Она говорила о задачах гуманизма, рожденного из европейской традиции, имеющей эллино-иудейско-христианские корни. Профессор подчеркнула заслуги Иоанна Павла II в признании этого факта. «Знаменитая формула Иоанна Павла II „Не бойтесь!“ не была обращена к одним только верующим, которых таким образом призывали сопротивляться тоталитаризму. Эти слова были обращены ко всем нам. Это нас призывали не бояться европейской культуры и решиться строить гуманистическое общество», - сказала госпожа Кристев.
А итог размышлениям представителей Церквей и религий подвел в своем выступлении Папа. Бенедикт XVI задался вопросом: в каком состоянии находится дело борьбы за мир через 25 лет после того, как Иоанн Павел II впервые пригасил исповедников различных религий вместе молиться в Ассизи о мире?
Тогда, 25 лет назад, - продолжил Святой Отец, - миру главным образом угрожало противостояние двух противоборствующих систем, разделивших между собой земной шар. Но уже спустя три года рухнул главный символ этого противостояния - Берлинская стена. Стремлению народов к миру не смогли помешать арсеналы «холодной войны». Но с тех пор многое изменилось, и хотя угрозы «большой войны» сейчас нет, мир раздирают многочисленные конфликты и в нем полно насилия.
Папа указал на два типа новых форм насилия. Первый - это терроризм часто мотивируемый религиозно. Верующих людей не может не беспокоить подобное извращение религии. В данном случае религию понимают вопреки ее собственной природе. Как раз вопрос о подлинной природе религии, как и о том, существует ли такая общая всем религиям «природа», должен быть поставлен в центр межрелигиозного диалога. «Нам предстоит найти ответ на этот вопрос, если только мы собираемся реалистичным и убедительным образом противостать насилию во имя религии», - сказал Святой Отец.
«При этом я, как христианин, должен признать, - продолжил он, - что в истории имело место насилие в том числе и во имя христианской веры. Мы с огромным стыдом признаем это. Но совершенно ясно, что в данном случае перед нами - злоупотребление христианской религией, стоящее в противоречии с ее природой. Бог, в Которого веруем мы, христиане, есть Творец и Отец всех людей, а отсюда следует, что все люди - это братья и сестры, и все вместе образуют одну семью. Крест Христов есть знамение того Бога, Который упраздняет насилие состраданием и любовью к ближнему. Имя этого Бога - „Бог любви и мира“ (2 Кор 13,11). И поэтому задача всех тех, кто несет ответственность за христианскую веру, - неустанно очищать веру христиан, начиная с ее внутреннего средоточия, чтобы она, вопреки человеческой немощи, могла стать эффективным орудием Божия мира во всём мире».
Далее понтифик перешел к характеристике другого типа насилия, являющегося «следствием отсутствия Бога, Его отрицания и связанного с этим „расчеловечения“». Враги религии считают ее одним из главных источников насилия. На самом же деле как раз «нет», сказанное Богу, привело «к беспримерным проявлениям жестокости и насилия, которые стали возможны потому, что человек более не признавал над собой никаких обязывающих норм или суда, а провозгласил такой „нормой“ себя самого». Результатом стали массовый террор и концлагеря.
«Однако мне не хотелось бы останавливаться на атеизме, навязанном государством, - отметил Папа. - Меня больше интересует явление деградации человека, вследствие которого понемногу, но именно поэтому очень опасным образом, происходит изменение духовного климата. Преклонение перед богатством, потреблением, властью само становится некой антирелигией, для которой важна лишь выгода, но не важен человек. Так, например, стремление к счастью превращается в безудержное и бесчеловечное вожделение, которое приводит к употреблению различных типов наркотиков. А сильные мира сего делают на этом свой бизнес, обманывая многих, разрушая их физически и духовно. Насилие становится обычным делом и грозит истребить нашу молодежь в некоторых районах мира. Поскольку же насилие стало обычным делом, нет больше мира, и в этой атмосфере человек уничтожает себя самого. Отсутствие Бога приводит к дегуманизации человека».
Вместе с тем Папа подчеркнул, что, наряду с верующими и врагами религии, есть и такие люди, которые не имеют дара веры, но взыскуют истины, взыскуют Бога и страдают от Его отсутствия. Таких людей с полным основанием можно зачислить в ряды «паломников истины и мира». Они адресуют вопросы обеим сторонам. «Они лишают воинствующих атеистов их ложной уверенности в том, что Бога нет, и предлагают им отказаться от полемики ради поиска истины, ради надежды на существование такой истины, которой можно активно следовать, - добавил Святой Отец. - В то же время, они предостерегают верующих, дабы они не рассматривали Бога как свою собственность, как что-то принадлежащее им до такой степени, что этим может быть оправдано насилие в отношении инакомыслящих. Такие люди взыскуют истины, взыскуют Бога истинного, образ Которого остается сокрытым за теми формами, в каких религии порой практикуются. Ответственность за то, что они не в состоянии найти Бога, лежит и на верующих, имеющих очень ограниченное или даже искаженное представление о Боге. По этой причине духовное борение упомянутых людей, их настойчивость, содержит обращенный к верующим призыв очистить свою веру, чтобы Бог, Бог истинный, стал более доступным».
После окончания первой части встречи ее участники были приглашены на «скромный» (это было специально подчеркнуто) обед во францисканском монастыре. За одним столом с Папой восседало еще 14 человек, представлявших различные религии, среди которых: Патриарх Константинопольский, Примас Англиканской Церкви, представитель Московской Патриархии, предстоятель Армяно-Григорианской Церкви во Франции, секретарь Всемирного Совета Церквей, а также представители иудаизма, ислама, буддизма, конфуцианства, индуизма и неверующих.
Встав из-за стола, участники направились в выделенные им комнаты отдыха в расположенном поблизости «Доме паломника». На сон, размышление и личную молитву был отведен час времени. Затем все собрались на площади перед базиликой Св. Франциска, где проходили все три предыдущие встречи. Здесь вокальные и танцевальные группы движения «Фоколяри» показали подготовленную ими музыкальную программу.
Кульминацией же встречи стало принятое на площади Св. Франциска совместное «Обязательство во имя мира». Отдельные его фрагменты были зачитаны представителями различных конфессий и религий. Первым это сделал председатель Папского Совета по межрелигиозному диалогу кардинал Жан-Луи Торан. «У каждого из нас по возвращении домой будет лежать на сердце призыв стать свидетелем и глашатаем убеждения: мир возможен также и сегодня», - произнес он.
Декларация, среди прочего, содержала призыв полностью отречься от насилия и терроризма. Этот фрагмент зачитал представитель Всемирной Лютеранской Федерации Муниб Юнан: «Мы обязуемся со всей решительностью возвещать, что насилие и терроризм несовместимы с подлинно-религиозным духом, что мы осуждаем любые формы насилия или войн во имя Божие или во имя религии. Мы обязуемся сделать всё, что в наших силах, чтобы исключить причины терроризма».
Одно из обязательств зачитал представитель ислама: «Мы обязуемся вести искренний и терпеливый диалог, не рассматривая того, что нас разделяет, в качестве непреодолимого препятствия. Напротив, мы признаем, что встреча с инакомыслием предоставляет шанс для лучшего взаимного понимания».
Участники встречи не обошли вниманием и нуждающихся. Эту часть обязательства зачитал представитель даосизма: «Мы обязуемся быть на стороне бедных и беспомощных, выступать от имени тех, кто лишен голоса, и прилагать реальные усилия, дабы их ситуация изменилась. Всё это - в убеждении, что никто не может быть счастлив в одиночку».
Представительница иудаизма напомнила об обязательствах религии в отношении политики: «Мы обязуемся потребовать от руководителей государств предпринять все возможные шаги с целью созидания и укрепления, как на региональном, так и на международном уровне, справедливого, живущего в основанном на справедливости мире мира».
Специальное обязательство взяли на себя неверующие, от имени которых выступил мексиканский профессор Гильермо Уртадо: «Мы, гуманисты, обязуемся в диалоге с верующими и совместно со всеми людьми доброй воли созидать новый мир, в котором основанием социальной жизни станет уважение к достоинству каждого человека, к его глубочайшим стремлениям и свободе поступать в согласии со своей верой».
А заключительный призыв зачитал Бенедикт XVI: «Нет насилию! Нет войне! Нет терроризму! Да возвещает земле каждая из религий во имя Божие справедливость и мир, прощение и жизнь, любовь!».
В заключение торжественной церемонии каждому из участников был вручен символический «светильник мира», а Папа выступил с прощальным словом.
«Нынешнее событие демонстрирует, - сказал Бенедикт XVI, - что духовный аспект имеет ключевое значение для созидания мира. Благодаря этому единственному в своем роде паломничеству мы смогли вступить в братский диалог, углубить отношения дружбы, пребывать в совместном молчании и молитве. Обновив нашу решимость служить делу мира и обменявшись приветствием мира, мы в еще большей степени ощущаем себя вовлеченными вместе с членами общин, которые мы представляем, в объединяющее нас общечеловеческое усилие. Мы не расстаемся. Мы и в дальнейшем будем встречаться. Нас и в дальнейшем будут объединять общность пути, диалога, ежедневные усилия по обеспечению мира, активность в деле созидания лучшего мира. Такого мира, в котором каждый человек и каждый народ смогут жить в соответствии со своими самыми лучшими стремлениями. Я сердечно благодарю всех присутствующих за то, что они откликнулись на мое приглашение приехать в Ассизи в качестве паломников истины и мира. Я приветствую каждого из вас словами св. Франциска: „Да одарит тебя Господь миром!“».
Ассизская встреча завершилась посещением базилики Св. Франциска, в которой находится гробница этого святого. Все участники встречи вернулись в Рим вместе, на специально выделенном для этого поезде.