Иерусалим – это корень всего

09.06.2011
Иерусалим – это корень всего

А.ВЕНЕДИКТОВ: Сергей Викторович, очень много вопросов упирается в ближневосточном урегулировании в статус Иерусалима. Ну, вот, много политики заявляют, Обама заявляет свое там, да? Вы скажите вообще, статус Иерусалима при тех подходах, которые есть, а, следовательно, урегулирование возможно решить? Или это все красивые, очень правильные, очень интересные, но декларации?

С.ЛАВРОВ: Алексей, вы знаете, я (наверное, к моему сожалению) в своей профессиональной деятельности понял значение религиозного фактора слишком поздно. Но хорошо, что понял. Потому что когда я выпустился из МГИМО, начал работать в МИДе РФ, ездил в Шри-Ланку, в Нью-Йорк еще вот в ту эпоху, я искренне, ну, был атеистом и не просто был атеистом в личном плане, я полагал, что религиозный фактор... Вообще не знал о его существовании.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, это фактор политический для вас был, да?

С.ЛАВРОВ: Да. У нас в МГИМО был курс, назывался он «История религий», мы его проходили с интересом, но исключительно с историческим интересом. Сейчас, конечно, мы все понимаем, что, несмотря на XXI век, на все цифровые технологии, никто никуда не делся со своими религиозными убеждениями. Не важно, что причиной тому служит – дефицит образования или, там, перебор неправильного образования – но религиозный фактор становится все более и более значимым в международных делах.

То, что началось на Балканах в 90-е годы, когда разваливалась Югославия и когда мы, Россия тогда еще, ну, интуитивно поддерживали усилия Ватикана, Русской православной церкви, американских евреев по проведению каких-то, ну, реально интуитивных мероприятий, чтобы привести вместе в одно русло церковных иерархов... Потому что на Балканах есть и православные, и католики, и евреи, и мусульмане. Вот тогда это начало, как бы, уже проникать в мою профессиональную компетенцию, и я понял, насколько это важно. Тогда это не удалось. Встречи были, иерархи говорили, они призывали, воззывали: «Остановитесь, православные, католики, мусульмане, евреи. Остановитесь! Что вы делаете?» Сейчас это не менее актуально. И то, что это для нас является важнейшим приоритетом, отражено в наших инициативах в ООН, в Совете Европы, в ОБСЕ, где мы настойчиво продвигаем межкультурный, межрелигиозный диалог.

Мы поддерживаем инициативу Русской православной церкви, которая предложила создать либо при ООН, либо при ЮНЕСКО международный консультативный совет религиозных деятелей. Я считаю, что это классная идея, которую нужно обязательно реализовать.

Но возвращаясь к сути вопроса. Напомните.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Иерусалим.

С.ЛАВРОВ: А, Иерусалим. Иерусалим – это корень всего. Если мы признаем (а иначе быть не может), что религиозный фактор сегодня либо объективно, либо осознанно эксплуатируется в межрегиональных и внутрирегиональных конфликтах, то Иерусалим – это корень всего, что есть на свете. Потому что это ключ к трем ключевым монотеическим религиям – христианство, иудаизм, ислам. Единственное, что отсутствует из этих религий великих – это буддизм. Но и слава богу, иначе было бы еще сложнее, да? Если вы были на Храмовой горе, если вы были в храме в Иерусалиме, это место, где сразу понимаешь, насколько узок весь этот мир, где у каждой конфессии есть, ну, 3-4 квадратных метра буквально и где они сосуществуют. Поэтому когда кто-либо – будь то Израиль, будь то палестинцы, будь то какое-то верховное правительство – говорят, что «Иерусалим должен быть моим», это никогда не будет работать. Никогда.

А.ВЕНЕДИКТОВ: А что будет работать?

С.ЛАВРОВ: А работать будет только отражение в межгосударственном формате того, что уже существует в межконфессиональной форме. Именно у каждой конфессии там есть свой уголок, свой кусочек вот этих камней, вот этого гроба Господня.

И я вижу решение. Во-первых, конечно, это должно быть частью общего урегулирования, когда палестинцы, израильтяне договорятся о границах. Все понимают, что это могут быть только границы 67 года прошлого века, но с обязательными разменами. Потому что никто не ожидает, будучи реалистами, что Израиль разрушит и уведет крупные поселения. И палестинцы это понимают. Поэтому размены должны быть, но палестинцы должны получить взамен не чахоточные засушливые земли, а что-то близкое к тому, что забрали себе израильтяне.

Но в этом контексте не обойтись без решения по Иерусалиму. Его не будет без размежевания территориального в принципиальном плане, его не будет без решения проблемы беженцев. И здесь я скажу (надеюсь, не открою большого секрета), что, конечно же, все те, кто был изгнан из этих земель, никогда туда не вернутся. Мы знаем позицию Израиля о том, чтобы был признан еврейский характер государства Израиль. Но! Есть способы решить проблему беженцев компромиссно, когда небольшая часть, скажем, вернулась бы, а остальную часть, как бы, устроило в самых разных местах региона международное сообщество, предоставив необходимые деньги. Но только в этом контексте и только по моему глубокому убеждению в качестве самого последнего вопроса может быть решен вопрос Иерусалима. И мы это видим как Западный Иерусалим – израильский, Восточный – палестинский, а святые места, наверное, могут быть только под международным управлением, будь то ООН, ЮНЕСКО. Но в этом гипотетическом потенциальном международном органе должны быть представлены все великие монотеические религии.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Спасибо.

Источник: Эхо Москвы

Ленты новостей

© 2024 Мир Бога. При любом использовании материалов сайта ссылка на mirboga.ru обязательна.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru