Чем объяснить ажиотаж вокруг пояса Богородицы?
Главный редактор профильного сетевого ресурса Портал-Credo.ru уверен, что кампания вокруг пояса Пресвятой Богородицы преследует, скорее, предвыборные, нежели религиозные цели. Что ожидает верующих перед президентскими выборами?
25 ноября ковчег с поясом Пресвятой Богородицы закрепили на специальной арке - таким образом, чтобы многочисленные верующие, желающие приложиться к святыне, смогли бы пройти под ней, даже не имея возможности прикоснуться. Такое решение было принято после того, как очередь к храму Христа Спасителя, где размещен ковчег с поясом, растянулась более чем на сутки. Собеседники агентства Интерфакс в штабе по организации доступа паломников к реликвии не исключают того, что пояс Богородицы облетит всю Москву на вертолете.
Чем вызван колоссальный ажиотаж вокруг реликвии, прибывшей в Россию из Ватопедского монастыря на горе Афон? Об этом в интервью Радио Свобода - Александр Солдатов, главный редактор Портал-Credo.ru.
- Во всем мире находятся 14 фрагментов этого пояса - по крайней мере, официально известных: девять или десять на Западе, и только четыре - в России и на христианском Востоке. Как говорят православные эксперты, совершенно неважно, является ли этот пояс подлинным или нет, важно, что церковь его таким назвала. А ведь спасение человека происходит по вере церкви, а не по каким-то научным представлениям о том, каким должно быть это спасение.
- В Москве в храме Илии Обыденного - в нескольких сотнях метров от храма Христа Спасителя - также можно найти часть пояса. Есть подобная реликвия и в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Эти артефакты признаны церковью. Тем не менее, очередь - именно к фрагменту с горы Афон.
- Мы с вами догадываемся, наверное, о том, что это некоторое консолидационное шоу, связанное с предвыборными процессами, происходящими в России. Все россияне узнали из теленовостей, из программы "Время", что пояс встречал лично Владимир Владимирович Путин. К этому поясу приходили поклоняться и Медведев, и его супруга, и масса высших чиновников. Приходят новости о том, что машины со спецсигналами и спецномерами пропускают на территорию храма Христа Спасителя без очереди. Этим чиновникам не надо стоять сутками. Но, видимо, весь этот ажиотаж - форма национальной консолидации вокруг тех ценностей, которые, по замыслу господина Путина или предвыборного штаба, должны ассоциироваться с "Единой Россией", с как бы политикой духовного и национального возрождения, которую она проводит. Я считаю, что это по преимуществу политическая акция.
Почему же люди не ходят в храм Илии Обыденного, в 300 метрах от храма Христа Спасителя (ХСС)? Потому что они в большинстве своем, во-первых, не информированы об этих фактах. Телевидение их приглашало именно в ХХС. А, во-вторых, может быть, здесь присутствует какой-то элемент суеверия: чем больше фрагмент, тем больше может быть благодать от него. По крайней мере, есть сказание о том, что от афонского пояса, хранящемся в Ватопедском монастыре, многие женщины исцелялись от бесплодия. А вот подобных фактов от фрагмента, хранящегося в храме Илии Обыденного, вроде как не зафиксировано.
- То есть в данном случае речь идет не столько о прикосновении к консолидированному идеалу российской власти, не о симфонии власти, церкви и народа, сколько о желании получить медицинскую услугу определенного рода?
- Для власти здесь, конечно, преобладает идея консолидации народа вокруг общих духовных ценностей. А для женщин, которые стоят в этой очереди... В общем, мотивация, конечно, разная: одна у власти, другая у простых людей. Но власть пытается спекулировать на той мотивации, которая есть у простых людей. А церковь, служа власти, отказывается объяснить простым людям, что эта мотивация ложная, что еще в Евангелии Христос говорит, что нынешний род грешный, вообще нехороший, ищет знамения и чуда, но никакого чуда и знамения он не получит. Это совершенно не евангельский подход к религии - гоняться за одной святынькой, другой, третьей, десятой, ничего от нее не получать, но, тем не менее, связывать всю надежду на свое спасение с этими материальными артефактами.
- Тем не менее, традиция поклонения видимым признакам уже сложилась. Владимир Якунин - глава РЖД и фонда Андрея Первозванного - уже много лет год на Пасху привозит благодатный огонь из храма Гроба Господня в Иерусалиме в тот же храм Христа Спасителя. Традиция уже есть, она устоялась, обросла своими правилами и приверженцами. Почему сейчас люди стоят более суток?
- Пояс связан с вполне определенными целебными свойствами, а именно - с исцелением от женских болезней. Очевидно, что женщины наиболее доверчивы к подобного рода как бы процессам исцеления - не через хирургию, не через молитву, а через физическое прикосновение к святыне. Это основная, так сказать, таргет-группа, на которую обращено приглашение пойти к этому поясу, приложиться. Это показатель того, насколько сильно страдает в современном обществе русская женщина: ниоткуда больше помощи она получить не может, кроме как пойти, приложиться к поясу, - да и приложиться ей не дают. В последние дни они разрешали только прикоснуться рукой к ковчегу, не более того - а это, по народным представлениям, уже не может иметь того благодатного действия, как непосредственное прикладывание устами к святыне. И вообще в православии считается кощунственным трогать рукой подобного рода реликвии, их можно только лобызать. Налицо некая новация в культе пояса Богородицы.
Этот артефакт воспринимается как самый великий из всех, которые привозились за последние годы. А гендерная окраска этой святыни - таковой нет ни у главы великомученика Пантелеймона, ни у благодатного огня. Должен сказать, что традиция привоза благодатного огня постепенно начинает сходить на нет - после того, как многие весьма высокопоставленные церковные деятели, типа протодиакона Андрея Кураева, так популярно объяснили россиянам, что это не какой-то особенный огонь с неба, а что это просто благочестивая традиция возжжения светильника в кувуклии у гроба Господня. Особо благодатное действие этого огня, как говорят очевидцы, может быть отмечено только в первые минуты после возжжения свечей, а к тому моменту, когда его привозят в Россию, он уже теряет эти свойства . Мне кажется, традиция огня не так понятна русскому благочестию, особенно женскому, нежели артефакт, связанный с Богородицей.
- Насколько можно отнести данный сюжет, собственно, к православию как таковому?
- По крайней мере, будет корректно отделить, собственно, церковную жизнь, духовную жизнь, которую ведут люди в православной традиции, от массовой погони за артефактами. Хочу заметить, что большинство женщин, стоящих в этих очередях, не являются постоянными прихожанками определенной общины, не являются так называемыми практикующими православными. Это говорит о том, что настоящая церковная традиция - даже в тех ее формах, которые сохранились в Московской патриархии после советской власти - далека от этого массового психоза, связанного с привозом святынь. По идее задачей церкви было бы эту истерику как-то притушить. Хотя бы рассказать людям, что точно такие же святыни есть в ряде московских храмов, и вообще человек спасается не через погоню за святынями, а через какое-то внутреннее, духовное преображение. Тем не менее, мы не слышим со стороны Московской патриархии таких слов. А это значит, что, видимо, в патриархии прекрасно осведомлены о политических задачах этого турне накануне выборов. Давайте еще подождем, какую святыню привезут перед выборами-2012. Думаю, она будет не менее значима, чем нынешняя.
- Привезут? Или это предположение?
- Пока предположение. Глухие какие-то слухи ходят о том, что... Господин Якунин пока еще не придумал, что может быть более священным, чем пояс Богородицы. Чаша Грааля, может быть, разве что. Ходят слухи про главу Иоанна Предтечи. Но, мне кажется, для женской религиозности глава Иоанна Предтечи менее понятна, чем пояс Богородицы.
- Нет ли опасности в мультиконфессиональной стране обидеть представителей других конфессий, среди которых также достаточно много избирателей? Республики Северного Кавказа, например.
- Кавказское направление политики Кремля сильно провисает. Единственное, что делает Кремль по отношению к Кавказу - закачивает огромные средства, являющиеся по сути контрибуцией за проигрыш в российско-чеченской войне. Если вы заметили, в последние годы, особенно при президентстве Путина, официальная пропаганда подчеркивала, что в России есть один государствообразующий народ. И патриарх Кирилл, который, так сказать, вхож в президентский кабинет и имеет определенное влияние на образ мыслей российского руководства, много раз говорил, что Россия - это мононациональная страна, моноконфессиональная, с небольшими национальными меньшинствами, которые мы уважаем, но мы не даем им право считать себя государствообразующими. По официальной версии Кремля, более 80 процентов населения России составляют русские, русские отождествляются с православными. Православие преподносится пропагандой не как религия, которую человек сознательно выбирает, а как некая этноконфессиональная традиция, которой человек принадлежит уже от рождения. Есть даже термин такой - "православные по рождению", потому что они родились в этой культуре.
Согласен, что в этой политике действительно полностью игнорируются интересы, в том числе духовные, народов Северного Кавказа, Поволжья. Видимо, незначительность их процента в общем объеме населения России позволяет власти на это не обращать внимания. К тому же те, так сказать, авторитарные правители, которые сидят сейчас в республиках Северного Кавказа, все равно выдают на всех выборах самые лучшие цифры - временами уже переходящие за рубеж в 100 процентов. Классическая арифметика повержена. Зачем еще особо о них заботиться, если они и так голосуют единогласно?
- Итак, популярность пояса Богородицы - это не только и не столько успех Русской Православной Церкви, сколько недостаточные усилия Минздравсоцразвития в области сбережения женского здоровья?
- Я не стал бы сводить к одной-единственной недоработке. Тут имеет место недоработка многих ведомств - и отсутствие нормального гражданского общества, и превращение Московской патриархии в служанку власти из более-менее независимой религиозной организации, какой по идее она должна быть по закону. Тут много проблем сошлось в единый клубок. Но недоработки в области здравоохранения тут тоже присутствуют, не стану с этим спорить.
* * *
В субботу 26 ноября в 17 часов программа "С христианской точки зрения" будет посвящена почитанию Богоматери. Уже несколько недель сотни тысяч жителей России стекаются в храмы для поклонения афонской святыне, известной как пояс Богородицы. Правда, миллионы жителей России не только не стекаются в храмы, но и пожимают плечами: зачем это надо? В чём смысл почитания Матери Христа, почему христиане разных конфессий по-разному Её почитают, будут говорить православная Мария Никифорова и протестантка Мария Федичкина. Ведёт программу Яков Кротов.