25-летие принятия в СССР закона "О свободе совести и религиозных организациях"
29 ноября в большом зале «Конгресс-парка» гостиницы «Украина» состоится торжественное мероприятие в честь 25-летия принятия Верховным Советом СССР закона «О свободе совести и религиозных организациях» и Закона РСФСР от 25 октября 1990 г «О свободе вероисповеданий».
Закон был принят 1 октября 1990 года и вступил в силу 9 октября того же года. Это был первый общесоюзный Закон по вопросам свободы совести, отвечающий основным принципам Всеобщей декларации прав человека, заключительному Акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и другим соглашениям, достигнутым государствами-участниками в ходе претворения в жизнь Хельсинкского процесса. Также 25 октября 1990 года был принят закон РСФСР «О свободе вероисповеданий».
Дата празднования 29 ноября 2015 года была выбрана неслучайно. В этот день (19 кислева 5776 года по еврейскому календарю) последователи хасидизма (одного из ортодоксальных направлений в иудаизме) отмечают День освобождения основателя хасидского движения ХАБАД Ребе Шнеура Залмана из Ляд из Петропавловской крепости, куда он был заточен на 53 дня по ложному обвинению «в измене Родине» в 1798 году. В еврейской традиции этот праздник называют Новым годом хасидизма.
Для еврейской общины России закон «О свободе совести и религиозных организациях» имеет особое значение: в годы существования СССР еврейский народ находился под мощнейшим прессом политики государственного антисемитизма и подвергался многочисленным притеснениям на национальной почве.
Поэтому принятие закона «О свободе совести и религиозных организациях» означало начало нового этапа в жизни советских евреев: с этого момента они могли смело заявлять о своих корнях и свободно исповедовать религию предков.
Программа мероприятия включает выступление главного раввина России Берла Лазара, президента Федерации еврейских общин России Александра Бороды, борца за права человека в СССР, бывшего министра внутренних дел Израиля, а ныне председателя Еврейского агентства «Сохнут» Натана Щаранского. Тема его выступления будет посвящена 25-летию отмены «железного занавеса».
Своими воспоминаниями о еврейской жизни во времена СССР поделятся также композитор и кантор Берл Зальцман; про встречу с 7-м Любавичским Ребе Менахемом Менделом Шнеерсоном расскажет писатель и публицист Александр Гельман.
Для гостей подготовлена специальная музыкальная программа: на мероприятии выступит популярный хасидский ансамбль «Шира» (США) и израильский музыкант Руви Банет.
Говоря о праздновании, президент ФЕОР Александр Борода сказал: «25 лет назад мы, действительно, стали свидетелями исторического события – принятия Закона «О свободе совести и религиозных организациях» в Советском Союзе. Этому предшествовали, о чем многие из вас хорошо знают на своем личном опыте, долгие годы преследований. Сколько было историй, которые хорошо помнят в еврейских семьях: людей отчисляли из университетов и выгоняли с работы только за посещение синагоги или просто отказывали в приеме на работу из-за еврейской фамилии. Среди евреев СССР было немало диссидентов, борцов за права человека, вынужденных покинуть страну так и не дождавшись падения «железного занавеса».
С момента принятия закона до нынешней абсолютно свободной жизни еврейских общин в российском обществе прошла уже четверть века. За эти годы россиянам удалось значительно восполнить пробел в своем образовании и религиозной грамотности.
В 1997 г. российским правительством был издан новый закон «О свободе совести и религиозных объединениях». Через 2 года мы зарегистрировали Федерацию еврейских общин России, через 3 –открыли крупнейший в Восточной Европе Московский еврейский общинный центр. С тех пор было сделано немало, и, как мы надеемся, впереди нас будут ждать еще много проектов, направленных как на благо самой еврейской общины, так и всего российского общества в целом.
Мы называем 19 кислева – Новым годом хасидизма, но сегодня мы отмечаем еще и день «Свободы вероисповедания», который является настоящим праздником для всей еврейской общины России».
Информационная справка
19 кислева. День освобождения Ребе
19 Кислева – праздник освобождения основоположника хасидского движения ХАБАД раби Шнеура Залмана из заточения в Петропавловской крепости. Раби Шнеур Залман (которого также называют Алтер Ребе) в 1798 году был обвинен в государственной измене, что могло повлечь за собой тяжелый приговор. Но обвинение признали ложным, и 19 кислева, пробыв 53 дня в заточении, он был освобожден. День освобождения Алтер Ребе из тюрьмы называют «Новым годом хасидизма», поскольку идеи хасидизма с этого момента получили возможность своего свободного распространения в стране.
Закон «О свободе совести и религиозных организациях», принятый 1 октября 1990 года в СССР
1 октября 1990 г. Верховный Совет СССР принял закон «О свободе совести и религиозных организациях», утвердивший за отдельными приходами и церковными учреждениями статус юридического лица. Закон сохранил существовавший ранее орган по связям с церковными учреждениями — Совет по делам религий при Совете министров СССР, но лишил его властных полномочий.
Прямым результатом этого закона стало изменение статуса религиозных организаций, которые получили должную правовую основу своей деятельности.
Отныне религиозные организации могли владеть недвижимостью, заниматься хозяйственной деятельностью, создавать учебные заведения для детей и взрослых, а также свободно распространять религиозную литературу.
Спустя месяц, 25 октября 1990 г., был принят российский закон «О свободе вероисповеданий», подтвердивший большинство положений союзного закона, но предлагавший более радикальное решение «религиозного вопроса». В частности, был упразднён Совет по делам религий, и впервые в советском законодательстве прописывалось право на альтернативную военную службу по религиозным мотивам.
Принятие этих законодательных актов было прогрессивным явлением в развитии государственно-церковных отношений. Впервые в истории страны законодательно провозглашались и закреплялись нормы, обеспечивавшие свободу совести и религиозных действий. В 1997 г. этот акт был заменён новым законом «О свободе совести и религиозных объединениях».
Источник: Протестант.ру
«Пусть в Советском Союзе будет свобода вероисповедания!»
(отрывок из автобиографии преп. Мун Сон Мёна «Человек планеты, любящий мир»)
В апреле 1990 года я созвал в Москве конференцию средств массовой информации. Для меня стало совершенной неожиданностью, что представители советского правительства уже в аэропорту встретили меня по протоколу уровня глав государств. В центр Москвы мы въезжали в сопровождении милицейского эскорта. Автомобиль, который меня вез, ехал по центральной разделительной полосе дороги, предназначенной только для глав государств. Все это происходило еще до распада Советского Союза. Советское правительство сделало такое исключение для меня, ярого антикоммуниста!
На конференции я выступил с речью в поддержку политики перестройки. Я подчеркнул, что эта революция должна обойтись без крови и стать революцией духа и совести. И хотя целью моего визита было участие во Всемирной конференции СМИ, все мои мысли были сосредоточены на предстоящей встрече с президентом Горбачевым.
В то время президент Горбачев был очень популярен в Советском Союзе благодаря успеху его политики перестройки. За последние годы я встречался со многими президентами США, однако встреча с президентом Горбачевым обещала стать гораздо более трудной задачей. Я боялся, что нам будет нелегко организовать хотя бы одну такую встречу. Мне было необходимо передать президенту свое послание, и это нужно было сделать во время личной встречи. Он проводил реформы в Советском Союзе, открыв страну ветрам свободы, однако со временем эти реформы обернулись против него самого, нацелившись ему в спину. Если пустить эту ситуацию на самотек, она могла обернуться для него серьезной опасностью.
Я объяснял это так: «Если президент не встретится со мной, он не сможет поймать волну Небесной удачи и недолго продержится на посту». Возможно, президент Горбачев почувствовал мое беспокойство: на следующий же день я получил приглашение в Кремль. Я прибыл в самое сердце Кремля на лимузине, предоставленном советским правительством. Войдя в кабинет президента, мы с женой заняли предложенные нам места, а рядом сели члены Кабинета министров СССР. Президент Горбачев тепло улыбнулся нам и начал с воодушевлением рассказывать об успехе политики перестройки. Затем он пригласил меня в свою приемную, где мы встретились с ним один на один. И я, воспользовавшись этой возможностью, передал ему свое послание.
«Господин президент, вы добились значительных успехов в осуществлении перестройки, но для реформ этого недостаточно. Вам необходимо немедленно предоставить Советскому Союзу свободу вероисповедания. Если ваши реформы затронут лишь материальный мир и произойдут без участия Бога, перестройка будет обречена на провал. Эпоха коммунизма подходит к концу, и единственный путь спасти страну — разрешить в ней свободу вероисповедания. Для вас настало время действовать с мужеством, проявленным в реформировании СССР, и стать президентом, трудящимся над построением мира во всем мире».
При упоминании о свободе вероисповедания на лице президента отразилось напряжение: для него это стало неожиданностью. Однако, как и следовало ожидать от человека, несколькими месяцами ранее способствовавшего воссоединению Германии, он быстро смягчился и стал серьезно воспринимать мои слова. Тем временем я продолжал: «Южная Корея и Советский Союз должны установить дипломатические отношения, и я прошу вас в этой связи пригласить к себе с визитом южнокорейского президента Ро Дэ У». Я привел ряд причин, почему нашим странам будут выгодны дипломатические отношения.
Как только я высказал все, что хотел, президент Горбачев дал мне обещание уверенным тоном, которого я прежде от него не слышал.
«Я уверен, — сказал он, — что отношения между Южной Кореей и Советским Союзом будут постепенно налаживаться. Я также понимаю важность политической стабильности и снятия напряженности на Корейском полуострове. Установление дипломатических отношений с Южной Кореей — это лишь вопрос времени; для этого нет никаких препятствий. Я последую вашему совету и встречусь с президентом Ро Дэ У».
Прощаясь с президентом Горбачевым, я снял свои наручные часы и надел ему на запястье. Он посмотрел на меня с легким недоумением — почему я веду себя с ним, как с закадычным другом? И тогда я решительно произнес: «Всякий раз, когда ваши реформы столкнутся с трудностями, пожалуйста, взгляните на эти часы и вспомните обещание, которое дали мне сегодня. И тогда Небеса непременно откроют вам путь».
Президент Горбачев, как и обещал, встретился с президентом Ро Дэ У в июне того же года в рамках двухсторонней встречи на высшем уровне в Сан-Франциско. А 30 сентября 1990 года впервые за 86 лет Южная Корея и Советский Союз подписали историческое соглашение об установлении дипломатических отношений.
Разумеется, политикой должны заниматься политики, а дипломатией — дипломаты, но иногда, если врата были заперты слишком долго, посредничество религиозного деятеля, не преследующего корыстных интересов, может стать гораздо более эффективным.