Лезвие бритвы
Начнём с художественного отступления. История реальной жизни. Даже две истории. Обе истории произошли в одной и той же школе в которую ходит моя дочь. История первая. В школу бегут родитель с малолетней ученицей, родитель не смотрит на ребёнка, но смотрит на часы, налицо явное опоздание. Взволнованные, они входят в пустую школьную прихожую, от этого кажущуюся ещё большей. Во всём большом помещении стоит одна женщина — ответственный школьный руководитель, призванный следить за внешним видом входящих учеников, их поведением и т. д., в данном конкретном месте. Сложив руки на груди и немного отклоняясь назад она пристально осматривает опоздавших и с порога извещает их о том, что урок уже начался. «Поторапливайтесь, поторапливайтесь, поторапливайтесь..», - произносит она режущей ухо скороговоркой, от которой закрадывается в детскую душу страх и чувство собственной неполноценности. Достаётся и родителю, который пытается как-то её остановить: «Вместо того, чтобы извиниться за опоздание и отправится в класс вы здесь разговоры затеваете!» Слово за слово, на повышенных тонах, и ученица в панике покидает место взрослого сражения, чтобы спастись в классе. Вся сцена длится добрых пять минут. И другая история. Утро, снег и слякоть, звонок на урок отзвенел уже минуту назад, однако ученики ещё продолжают прибывать, запыхавшиеся и растрёпанные. Казалось бы, сегодня этим опоздавшим особенно не повезло, ведь у входа на верхние этажи стоит сама Тамара Антоновна, почтенный директор школы. Вот в дверях школы появляется ещё один мальчик — ученик 4-го класса, маленький и полноватый. Поторапливаясь и пригибаясь к земле, как солдат в атаке, он направляется к скамейке для переобувания, той, что располагается у входа в раздевалку. Присаживается на скамейку и неловко пытается переобуться, развязывая запутавшийся мешок с обувью. Сие пришествие, однако, никак не могло скрыться от внимательного взора Тамары Антоновны, она подходит к скамейке... Что по-вашему было потом? Она присела на корточки рядом со своим учеником, помогла ему переобуться, собрала в мешок грязные ботинки, затем встала и, дождавшись пока опоздавший повесит одежду, поправила его неряшливый вид и достаточно строго отправила в класс. Вот вторая история, которая заняла минуту-две.
Итак, про образование. Каким должно быть образование будущего? В традициях Церкви Объединения теме образования, воспитания подрастающего поколения отведено приоритетное место. Есть много церковной литературы по теме, например «Воспитание детей в Божьей воле», «Философия воспитания», отдельные главы из Чён Сон Гён, выступления Истинных Детей по теме и т. д. По сути вся деятельность Церкви Объединения — образовательная и воспитательная деятельность направленная на несовершенный человеческий мир. Воспитание и образование — два параллельных процесса, из которых первый является базовым, более объемлющим по отношению ко второму. Серьёзное образование всегда предполагает воспитание, проще говоря давая в руки человеку инструмент, знание, мы должны взрастить в нём совершенную мотивацию к действию, направленную на добро. По-сути, серьёзная педагогика недалека от религии. Представим себе идеальный мир будущего. Каким будет образование и воспитание там? Вот краткие выводы из книги «Основы Философии Объединения» (Глава 5, Теория воспитания) о содержании воспитания: Техническое образование или воспитание владычества, результатом которого должен стать человек гениальный, возможно лишь на основе воспитания сердца и воспитания уважения к принятым нормам. Центр такого сердечного воспитания — семья. А также большая человеческая семья — народ, страна, нация, мир, история с её примерами, реальными историческими персонажами и событиями. Главное же для воспитания Божьего человека знать историю провидения, Библию и другие Боговдохновлённые Писания повествующие о судьбах исторических святых и праведников. (Божественный Принцип, часть 2, Введение, раздел 3. «История провидения восстановления и «я»».) Соответствующая художественная литература, поэзия, песни, произведения изобразительного искусства, фильмы, мультфильмы и т. д. - всё это может стать источником так необходимой нашим душам духовной пищи. Главным результатом воспитания (обучения) должно быть счастье самого человека — а настоящего счастья не найти без личного знакомства с Богом и реализации своей Божественной сущности.
Однако, даже руководствуясь самыми лучшими мотивами мы не достигнем цели если будем опираться на неправильную методику. Вспомнить хотя-бы горячего пророка Моисея, разбившего скрижали и дважды ударившего по скале в Кадес-Варни. Вот всем известная история:
«История (Ганди и сахар)
К одному мудрецу пришла мама с сыном и говорит:
— Помогите, пожалуйста. Скажите, чтобы мой сын перестал есть сахар в таких количествах – это вредно для его здоровья.
Мудрец, подумал и попросил женщину прийти с ребёнком через две недели.
Мама удивилась, но, всё же, пришла. При встрече, мудрец позвал мальчика, посмотрел ему в глаза и сказал:
— Перестань есть сахар в таких количествах.
Мальчик его понял и решил перестать.
Некоторое время спустя мама пришла поблагодарить и спросила:
— Спасибо! Мальчик перестал есть сахар. Почему нельзя было сказать это в первый раз?
— Тогда я и сам ел много сахара.»
То есть, советуй другим то, что испытал сам. До сих пор помню как в детстве моя тётя посоветовала мне побыстрее слезть с дерева — прыгнуть вниз, уцепившись за ветку. Я проявил послушание и в итоге больно упал на спину. Тётя же, добрейший человек, конечно не желала такого исхода.
Слова Истинного Отца:
«Могут ли женщины Церкви Объединения заводить романы? (Нет.) Могут ли мужчины Церкви Объединения заводить романы? (Нет.) Принуждал ли я их не иметь романов? (Нет.) Они могут если пожелают. Но они никогда не делают этого. Итак, Принцип эффективен. Однако, если бы романтические отношения были запрещены директивно, люди бы увязали в них ещё больше. Они бы совершали грехопадение сами, по собственной инициативе».
«Blessing and Ideal Family», Part 1, Chapter 8.
То есть, имея хорошую цель, мы можем получить прямо противоположный результат. Почему? Идя к цели напролом, действуя импульсивно, мы забываем о главном. О том, что записано в Принципе: что связь субъекта и объекта происходит через взаимообмен любви и красоты. Руководствуясь лишь собственными интересами, утрачивая обратную связь, мы отрезаем себя от объекта, перерубаем главную пуповину воспитания. Объект при этом лишается защиты и руководства. А с точки зрения субъекта такое отделение означает уход под власть эмоций души тела, что никогда не делает человека конструктивнее и мудрее. Настоящим гуру в области гуманной педагогики (то есть той, которая полагается на интерес учащегося, а не на директивные методы) можно считать грузинского учителя Шалву Александровича Амонашвили, написавшего книгу «Педагогическая симфония». В своей обширной практике он опирался и на живой интерес и на радость и на свободное творчество и на искреннее, открытое общение. Одной из главных черт этого человека, как кажется, является желание учиться у своих учеников, расти и развиваться вместе с ними.
Итак, мы приходим к логичному выводу: для успеха образования ключевую роль играют личные качества самого учителя. «Желая владеть вселенной, прежде научись владеть собой». Несомненно, в этом деле нам придаст сил Слово Божье и слова мудрых людей. Например, из книги Л.Н. Толстого «Круг чтения»:
«6 января
Усилие
Усилие нужно для делания добра, но еще нужнее для воздержания от зла.
1 Для достижения святости нет ничего важнее воздержания. Воздержание же должно быть раннею привычкою. Если оно ранняя привычка, то оно утверждает в добродетели. Для того, кто утвержден в добродетели, нет ничего, чего бы он не мог превозмочь. Лао-Тсе
4 Лишь того я назову верным возничим, кто сдерживает свой гнев, несущийся подобно стремительной колеснице; другие же, бессильные, только держатся за поводья. [Дхаммапада] Буддийская мудрость
5 Если, обремененный неприятными делами, ты чувствуешь приступ гнева или возмущения, то спеши уйти в самого себя и не теряй самообладания. Чем больше мы упражняемся в том, чтобы силою воли вернуться к спокойному настроению души, тем способность удерживать спокойствие духа усиливается. Марк Аврелий
___________________________
Сколько бы раз ни пришлось тебе падать, не достигнув победы над своими страстями, не унывай. Всякое усилие борьбы уменьшает силу страсти и облегчает победу над ней.
7 января
Доброта
Доброта в отношениях с людьми обязательна. Если ты не добр к человеку, то ты не исполняешь главной своей обязанности.
2 Не будьте жестокосердны к тому, кто подвергается искушению, но старайтесь утешить его так, как бы вы сами желали быть утешены.
Из «Благочестивых мыслей»
3 1) Не откладывай до завтра, что можешь сделать нынче.
2) Не заставляй другого делать то, что можешь сделать сам.
3) Гордость обходится дороже, чем все, что нужно для еды, питья, жилища, одежды.
4) Сколько мы перемучились из-за того, что не случилось, но лишь могло случиться.
5) Если рассердишься, прежде чем что-нибудь сделаешь или скажешь, сочти десять. Если сердце не прошло, сочти сто, и то не прошло – сочти тысячу.
По Джеферсону
4 Никого не презирайте, подавляйте в своем сердце недобрые суждения, обидные подозрения на ближнего, объясняйте себе всегда в лучшем смысле чужие поступки и слова.
Из «Благочестивых мыслей»
5 Святой не имеет непреклонного сердца. Он приноравливает свое сердце к сердцам всех людей. К добродетельному человеку он относится как к добродетельному, а к порочному – как к человеку, способному к добродетели.
Восточная мудрость
6 Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
__________________________________
Доброта украшает жизнь, разрешая все противоречия, запутанное делает ясным, трудное – легким, мрачное – радостным».