Явление Мессии. Самой известной картине Александра Иванова – 160 лет
В июне 1858 года в столице российской империи произошло выдающееся культурное событие. В одном из залов Академии художеств было выставлено полотно, которое и сейчас, спустя почти два века, остаётся одной из самых грандиозных живописных работ - «Явление Христа народу» Александра Иванова. Для того чтобы гигантскую картину доставили в Санкт-Петербург в целости и сохранности, Великая княгиня Елена Павловна пожертвовала немалые деньги - весь высший свет был наслышан о грандиозном замысле Иванова и мечтал посмотреть на его воплощение.
«Затмение Христа народом»?
Впрочем, отреагировала публика по-разному. Восторженные отклики («самой гениальной, самой народной русской картиной» назвал её Илья Репин) соседствовали с удивлёнными и недоумевающими, а порой и язвительными. Так, русский религиозный философ Василий Розанов посоветовал назвать работу не «Явление Христа народу», а «затмением Христа народом».
В большинстве источников указано, что художник потратил на работу над полотном 20 лет жизни - с 1837-го по 1857-й. Однако на самом деле на осуществление замысла у Иванова ушло 26 лет! Впервые идея написать сюжет, в котором он мечтал отразить «смысл всего Евангелие», пришла к нему намного раньше.
«Идя вслед за алканием пророков, я остановился на Евангелие, на Евангелие от Иоанна. Тут на первых страницах увидел я сущность всего Евангелие. Увидел, что Иоанну было поручено Богом приготовить народ к принятию Учения мессии. А, наконец, и лично его представить народу. Сей последний момент выбираю я предметом картины моей», - писал мастер.
С этого момента художник фактически обозначил себе дело всей своей жизни - пройдёт много лет мучительных поисков, прежде чем Иванов решится представить свою работу публике...
Полный текст статьи на сайте АИФ
Интересные факты о картине
- Иисус Христос изображён на полотне в академической манере. Но Александр Иванов не прислушался к советам отца и не стал изображать Спасителя с нимбом и голубкой. А вот Иоанна Крестителя художник наделил чертами Зевса Отриколийского, списанного с античного бюста. В то же время в нём есть и черты женского лица с одного из этюдов «Женская голова в повороте Иоанна Крестителя», написанного к картине.
- Иванов так и не доехал до Палестины. Весь пейзаж, изображённый на полотне, - это итальянские сады, пригороды, равнины, горы.
- Некоторые исследователи считают, что одну из фигур на полотне Иванов писал со своего друга Николая Гоголя. С этим не согласна доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Светлана Степанова: "Ни в одной из записей художника не упоминается присутствие Гоголя на картине. То, что на ней изображён не Николай Васильевич, свидетельствует и следующий факт: художник и писатель познакомились осенью 1838 года, а фигура человека в бурой хламиде появляется во всех эскизах Иванова начиная с 1836-го. Кроме того, в одном из писем мастера есть заметка: «На дальнем плане два мытаря. Один, занятый горьким раскаянием, ничего не слышит. Другой оглянулся на голос Иоанна». Странно предполагать, что Гоголя, который по сути был для Иванова духовным наставником, он изобразил в образе антогониста Христа, мытаря, сокрушённого своими грехами".
- Во время создания картины Иванов негласно соперничал с двумя другими выдающимися живописцами Карлом Брюлловым и Фёдором Бруни, создававшими в это же время картины «Последний день Помпеи» и «Медный змий». «Мирный предмет мой станет выше изображения пожара и язвы», - противопоставлял свою работу художник.
- Полотно считается одним из самых масштабных в мире - его высота составляют 5,4 метра, ширина - 7,5 метра. По размаху оно превосходит «Девятый вал» Айвазовского (2,21 на 3,32 м) и «Последний день Помпеи» Карла Брюллова (2,73 на 2,33 м).