Секс: великая ложь нашего времени
Ложная естественность
Его можно ограничивать, регулировать, но бессмысленно и даже кощунственно игнорировать. В конце концов, такими нас задумал Творец.
Однако то, что наши современные СМИ, а вслед за ними и мы последние 20 лет называем сексом не биологическое явление, а всего лишь культурный миф, захвативший сознание человека и уютно паразитирующий не только на его естественных биологических потребностях, но и на таком чистом и высоком духовном явлении, как Любовь.
Но не будем уклоняться в строну от избранной темы. Секс это, прежде всего, культурное явление. Точнее, культурный психоз. Такой же, как шопинг, сетевая жизнь, музыкальное фанатство, экстремальные виды спорта или азартные игры. Все это разрешенные наркотики современного человека, которые заполняют его душу в гораздо большей степени, чем требуется телу.
Стоит еще раз повторить, никто не спорит с тем, что человеку присущи некоторые естественные потребности, полностью игнорировать которые было бы глупо, да и опасно. Никто ведь не ходит совсем без одежды. Но мало кто из нынешних обеспеченных молодых (да и немолодых) людей в состоянии объяснить, зачем им столько тряпок. Для чего нужны, к примеру, актуальное платье, все в обшитых кружевами дырах, или зимняя куртка, подол которой заканчивается почти под мышками? На что нам зимой две пары навороченных летних шлепанцев по запредельно высокой цене одной?
Принято утверждать, что гардероб (а также стол, сексуальный опыт, музыкальный вкус и т.д.) современного человека должен быть разнообразен. Но кому же и за что мы выплачиваем этот долг?
Дело осложняется и тем, что в европейской (а теперь, к сожалению, и в русской культуре) половые отношения уже довольно давно вырвались за те пределы, которые были поставлены им прежней христианской культурной традицией. Сегодня сексом тщатся обозначить и объяснить вообще всё, что происходит между людьми. Не последнюю роль в формировании этого универсального псевдонаучного подхода сыграли такие авторитеты, как Фрейд или Райх. Но, с другой стороны, эти специалисты лишь выполняли некий общественный заказ. Иначе, кто стал бы читать их книги. Широко опубликованные в России лишь 20 лет назад, они произвели здесь впечатление разорвавшейся бомбы. На самом деле, эти трактаты уже тогда были вчерашним днем сексуальной культуры. Бессмысленно спорить с ними сегодня, когда довольно отвратительная, но еще сохранявшая человеческий облик культура индивидуального наслаждения окончательно отступила перед лицом культуры массового потребления. Размышлять и спорить о сексе (если уж мы вообще решились обсуждать эту тему) сегодня невозможно вне контекста этого культурного конвейера, этой цивилизованной фабрики грез.
Колдовское зеркало мифа
Итак, СЕКС - ЭТО МИФ. Вернее, один из самых мощных и серьезных мифов эпохи глобального потребления. Автор очень долго искал это ключевое, универсальное слово. Всякий миф обычно включает в себя очень много аспектов и обстоятельств, часто имеющих собственные имена. Вот лишь некоторые из них.
1. Мечта, т.е. то, чего нет, но к чему стремятся. То, что имеет значение только во время движения и часто теряет смысл после прихода в желанную точку. Подобное состояние характерно, например, для интернет-зависимых людей, пик нервного напряжения которых приходится на моменты поиска и открытия очередных сайтов. Когда же запрошенная информация оказывается полностью доступной, они зачастую теряют к ней всякий интерес.
2. Мираж, т.е. то, что мы можем видеть (на афишах, рекламных щитах, в журналах, в кино и т.д.), но чего самого по себе нет и никогда не будет реально. То, что мы видим, создано трудом множества людей, всегда остающихся за кадром. В реальность эти картины могут быть воплощены лишь при условии, что всю эту бригаду привлекут снова. Но и тогда это уже будет не настоящая жизнь, а лишь стандартный рабочий процесс с таймером, перекурами и зарплатой.
3. Отражение, т.е. нечто, что человек готов, не раздумывая, отождествить с собой или с кем-то, хотя оно, на самом деле, живет совершенно другой жизнью, лишь отчасти зависимой от реальности. Хорошим примером здесь может служить небо в луже или рекламный ролик мастеров экстрима, мысленно прокручивающийся в голове каждого начинающего серфингиста или сноубордиста. Увы, они не столько едут по склону, сколько примеряют на себя чужой образ, играют роль.
4. Обещание или, проще говоря, реклама. Тебе так или иначе, чаще всего через зрение, сообщают, что, заполучив что-то, ты станешь..., или ты будешь..., или ты испытаешь... (такова, между прочим, не только телереклама, но и большая часть современной женской одежды, кроме, может быть, рабочей и зимней, еще хоть как-то хранящей былое функциональное назначение; интересно, задумываются ли девушки над тем, что и кому они нечаянно обещают?). Фокус даже не в том, что ты, в итоге, скорее всего, получишь ненужное или не получишь ничего. Просто, чем дальше, тем больше реклама становится дороже, изощреннее и, в конце концов, качественнее и содержательнее продукта.
5. Символ. Та же реклама, но более глубокая. Возможность путем одного выразить совсем другое, часто даже более важное. К примеру: Если ты водишь новый БМВ, то ты... Вставить можно все, что угодно, важно понять, что большинство таких утверждений неочевидны. Человек, сделавший себе прическу, как у звезды, в лучшем случае станет клоном или карикатурой, но уж никак не звездой.
6. Игра, т.е. форма сознательного отражения, имитации реальности. В игре можно участвовать, а можно и наблюдать за ней; к ней можно допускать и не допускать; можно дисквалифицировать игроков и т.д. Главное в игре: соответствовать роли, чувствовать партнеров (вот откуда берется это слово!) и соблюдать правила. То, что современный мужчина (чего бы он ни хотел, на самом деле) должен вести себя как мужик, еще не самое неприятное. Он должен еще догадаться, что именно имеется в виду под мужским поведением в данном конкретном случае, дать понять партнерше, что она тоже вполне соответствует своей роли, и разыграть очередную партию как можно правильнее и виртуознее. Постель превращается в шахматную доску или футбольное поле. Да что постель, игра часто идет с первых же дней. Чуть кто-то зазевается, расслабится, и ему уже свистят. Люди украдкой покупают или скачивают учебники и учат правила, а потом трясутся, как перед зачетом: сдам не сдам. Причем часто трясутся обе стороны. Какая-то дьявольская индустриальная выдумка заставить самых близких людей в самые интимные моменты судить и контролировать друг друга! Впрочем, как показывает практика, дело здесь не ограничивается интимными моментами. Супругов учат проводить досуг с детьми, относиться к родне, правильно ссориться и т. д. Так современная нормальная семья тоже становится игрой.
7. Обряд. Священная игра, т.е. магический ключ к иной (далеко не всегда высшей) реальности, участвуя в которой, ты особым способом входишь в некое тайное пространство. Кстати, если этим аспектом увлечься сознательно (какие-нибудь шаманские или тантрические практики), можно быстро свихнуться. Но еще больше людей выполняют довольно странные обряды (к примеру, дарят валентинки) полубессознательно, из ложно понятой общественной солидарности, чтобы быть как все нормальные люди. Это как все тоже, кстати, миф, особенно с тех пор, как мы стали бессознательно равняться в своем поведении на телевидение и другие формы поп-культуры.
8. Традиция. Частично совпадает с обрядом, но добавляет к нему еще историческое признание целого общества. Однако традиция всегда тесно связана с конкретной культурой. То, что нормально в Голландии, неприлично в Китае, и наоборот. Наша же традиционная русская культура находится сегодня в глубоком кризисе. Очень многие ее элементы, в том числе и сексуальные, просто потеряны. Недавно автора этих строк пригласили на концерт в Кремле, где он в очередной раз наблюдал народные пляски накрашенных девушек в гигантских кокошниках и мини-юбках с национальным орнаментом.
Хореография включала в себя элементы и хоровода, и рок-н-ролла, положенных на блюзовую обработку песни про березку. Интересно, что в зале сидели не обычные обыватели, а действительно достойные граждане, герои нашей страны. Однако устроители концерта, ориентируясь лишь на собственные, неведомо кем воспитанные вкусы, накормили всех зрителей тем винегретом, который казался им традиционным. Мы стерпели, съели и даже похлопали. Вероятно, это называется толерантностью? Но уж наслаждением или даже простым удовлетворением здесь и не пахнет.
Миф самодостаточен и непобедим. Единственное, чего он не выдерживает, это вопроса: Зачем? Миф привык, что ему доверяют.
Цена и жажда
В момент такого пробуждения можно обсудить с ним еще два момента.
Обещая удовлетворение, современная, помешанная на неограниченном потреблении культура, в самом деле, ориентируется и ориентирует человека на вечный поиск. Делает она это, надо сказать, виртуозно. Ведь большинство людей не такие уж половые гиганты, им дорога стабильность, они не склонны к пустому риску и т.п. И вот этим людям предлагается неустанно искать нового в привычном. Ареной их поиска, утоления их потребительского голода должен стать постоянный партнер. Какое-то время он выдерживает, а потом оба пускаются во все тяжкие.
К сожалению, со временем для многих становится открытием также и то, что, принуждая людей к поиску, похоть, собственно, питается не столько удовлетворением, сколько тем, что с ним связано, тем, что возникает вокруг него. Как и в случае с рекламой, соблазнение, прелюдия, т.е. подача, подход к непосредственной встрече людей, разрастаются беспредельно. Если разговоры о сексе, сексуальное просвещение, разные программы и книги, те же бесконечные заигрывания, в конце концов, занимают в жизни людей гораздо большее место, чем непосредственные контакты, то почему бы не предположить, что и сам секс - это не само содержание физических отношений между людьми, а лишь форма подачи. Форма громоздкая, неудобная и весьма деспотичная.
Православие принято ругать за ханжество, но никакие ханжи не залезали в постель к людям так глубоко, как это делает современная сексуальная культура. Они не предписывали, что и как им там делать. Снятые сегодня запреты, скорее всего, были нужны не столько религии, сколько самому человеку. Чтобы страсти его не съели.
Это очень важно! Именно эта позиция помогает перебросить мостик от прагматических соображений к вечным ценностям. Рыночный фундамент современной массовой культуры дает человеку ложную надежду, что за интим платят только лохи и импотенты, а умелый и опытный найдет себе пару даром. Это неправда. Дело даже не в плате за пособия, шампанское и контрацептивы. Никто никогда не скажет сколько, а главное, что человек отдал за свой опыт, каким бы путем он его не получил. Как минимум, непосредственность и доброжелательную открытость в отношениях с людьми. Но, может быть, и... ДУШУ. Ведь для того, чтобы только включиться в игру, нужно перебороть в себе столько комплексов, что поневоле задумаешься: а кем же ты станешь в конце? Ясно, что не совсем собой, но, может быть, и не совсем человеком?
Из небытия к бытию
Стоит еще раз подчеркнуть, что созревание нынешнего поколения 20-30-летних произошло в обществе, которое поставило телегу впереди лошади, секс впереди непосредственных человеческих отношений. Сознание человека теперь обрабатывается определенным образом еще до того, как потребности просыпаются в его теле. Причем занимается этим совершенно определенная индустрия.
Важно постоянно напоминать, что так было не всегда. Напротив, всегда было и, надо надеяться, еще будет не так! Многие, наверное, еще помнят фразу: В СССР секса нет. Автор этих строк лично слышал ее году в 1988 на одном из первых познеровских телемостов с Америкой. Это простая и совершенно верная мысль, несмотря на то, что в определенных кругах ее до сих пор не устают высмеивать. В Советском Союзе (а тем более, до революции) вся эта сфера жила иначе.
Отношение к ней, в целом, было иным. А детей рождалось гораздо больше, чем сейчас. И они были значительно здоровее. Кстати, большая часть нынешних совершеннолетних граждан России так или иначе причастна к тому обществу, к тем типам отношений. Именно поэтому даже далекие от Церкви люди с таким трудом входят в сегодняшний международный стандарт.
Но все-таки сознание общества уже серьезно искажено сексуальной пропагандой. В этом, к сожалению, корень многих личных проблем и у сегодняшних людей. Даже те, кто не слишком хотел иметь дополнительные сведения, получили слишком много прямой и косвенной информации об интимных отношениях прежде, чем стали в них нуждаться.
Тимофей Тобольцев
Альманах Парфенон, 2008 г.