Выводы к 36-ти годам. Выступай публично при любой возможности
Ораторское мастерство и умение публично выступать— одна из основных задач любого верующего человека. Без такого умения очень сложно помогать Богу, менять этот мир. Без ораторского мастерства очень сложно привлечь внимание людей к любой идее, даже если она является потрясающим открытием. Вы должны либо сами суметь «продать» вашу идею, либо найти хорошего и преданного друга, который может сделать это за вас. Моисей был косноязычен и не обладал ораторским мастерством, однако у него был брат Аарон, который общался с людьми вместо него. Стив Возняк не слишком умел общаться с людьми, но его потрясающие открытия продавал Стив Джобс.
Об индивидуализме, свободном сексе, накопительстве, жизни в кредит и других опасных для духовной жизни вещах, постоянно кричат на каждом углу. Телевизор, интернет, реклама, большинство развлекательных книг постоянно формируют у большинства людей определённые взгляды, далёкие от Божьего Провидения. Это понятно, так как сатана «князь мира сего» и «бог века сего». Однако это вовсе не означает, что и верующие люди должны смотреть на всю эту вакханалию молча. Заявить о своих ценностях: жизни на благо других, истинной любви, преданности и верности, о жизни вместе с Богом, равенстве и братстве и многих других, каждый верующий человек просто обязан, любым доступным ему способом.
Мне очень хотелось научиться читать лекции, но передо мной всегда вставали две проблемы: я не знал, что говорить, и очень стеснялся выступать на публике. Все люди разные: одни общительны от природы и для них не составляет никакого труда заводить знакомства, красиво говорить и общаться с незнакомыми людьми везде и всюду, другие более склонны к размышлениям и одиночеству. Для меня всегда было пыткой выступать публично. Даже в школе для меня было проблемой выйти к доске и ответить на вопрос учителя. Я мог выучить стих дома, но у доски так сильно волновался, что напрочь забывал, о чём хотел рассказать: просто стоял, краснел, бледнел и потел. В итоге, чаще всего сдавал стихи на перемене лично учителю, когда никто не обращал на меня внимания. Страх публичных выступлений очень реален и очень силён, сильнее, пожалуй, лишь страх смерти и страх потери близких людей. Однако и с этим страхом можно справиться.
Мой первый опыт публичного выступления состоялся в гостинице "Славянская" в Москве. У меня была возможность спеть песню «Мы желаем счастья вам» перед большой аудиторией. В зале собралось около 700 человек, и у нас был импровизированный ансамбль. Мы репетировали два дня, плюс я ещё учил песню самостоятельно и пел её довольно сносно самому себе и даже в ансамбле на репетиции. Однако каждый раз, когда я представлял себе, что мне нужно будет петь перед другими людьми, я холодел всем телом и напрочь забывал слова. Наше выступление вовсе не было главным, это была песня в перерыве между основными выступлениями, но для меня это не имело значения, петь было страшно до ужаса. Отказываться от выступления, правда, я тоже не хотел, так как показаться трусом было ещё страшнее. В день выступления объявили нашу песню, назвали поименно тех, кто будет петь, и во мне на несколько секунд вспыхнула борьба, я думал: «Может, мне вообще не выходить, споют и без меня», — на какое-то время мои ноги даже отяжелели, но я всё же вышел на сцену. По-видимому, не один я испытывал такие чувства, так как на сцену в конечном итоге вышли всего четыре человека, три девушки и я, хотя на репетиции нас было гораздо больше. Мы начали петь, точнее, девушки начали петь, а я стоял и тщетно пытался вспомнить хотя бы одно слово из песни. В итоге я стоял и улыбался публике — глупо до невозможности, но вскоре зал подхватил песню, и всё оказалось не таким страшным, как я думал, и я даже стал подпевать во время припева.
Публичные выступления для меня всегда были большим испытанием, но со временем я понял, как преодолеть эту проблему.
Когда я приехал в Саратов, так получилось, что в нашем образовательном центре не было лекторов, и меня попросили читать лекции новым гостям, несмотря на то, что у меня практически не было никакого опыта. Обстоятельства сложились так, что мне пришлось преодолевать свои ограничения. Я не знал, что говорить и от волнения начинал заикаться. И всё же, когда на лекцию приходили гости, мне приходилось брать себя в руки и не показывать вида, что я не знаю, о чём говорить, и что от внутреннего "мандража" готов всё бросить и сбежать. Один миссионер подарил мне футболку красного цвета, на ней его дочь написала: «Ты — папа номер один в мире», а на спине нарисовала улыбающуюся физиономию девчушки и поставила отпечатки своих ладошек. Эту футболку нельзя было стирать, чтобы не смыть краску, поэтому я надевал её только по особым случаям. Надевая её перед лекцией, я представлял себе, что навыки этого миссионера приходят и ко мне. Также я молился перед каждой лекцией: «Небесный Отец, я не знаю что говорить, скажи им Ты что-нибудь через меня». После этого от меня требовалось полное самоотречение, я просто старался вообще забыть о своём существовании. Это было подобно тому, как нырять в «омут с головой», когда нет никаких шансов, что у тебя что-то получится, и остаётся только верить в чудо.
Каждый раз я переживал один и тот же опыт: как только мне удавалось забыть о себе, слова сами всплывали у меня в голове, мне не нужно было думать о том, что говорить, мне нужно было лишь успеть всё сказать. Каждый раз я ощущал такой неимоверный душевный подъём, что энергия просто лилась из меня рекой. Когда лекция заканчивалась, я понимал, что многое из того, что я только что сказал, было полнейшим откровением для меня самого, поэтому после каждой лекции я сидел и записывал свои осознания в тетрадь. Меня поражало то, что все осознания и откровения не только совпадали с содержанием Божьего Слова, но и более глубоко объясняли те моменты, которые были мне непонятны. Гости также были очень воодушевлены и приходили снова и снова, и в итоге, я читал по несколько лекций в день и за два месяца много раз прочёл весь курс лекций по Божественному Принципу от начала и до конца.
Публичные выступления долгое время не приносили мне никакого удовольствия, я выступал всегда только с молитвой: «Только ради Тебя, Небесный Отец!» Это большое ограничение, так как я думал: «Будь моя воля, я бы сам никогда не выступал публично». И в определённый момент я решил, что мне нужно изменить что-то в своём мышлении: я начал читать книги по ораторскому мастерству, и одна идея меня особенно поразила: «Можно изменить своё мышление и получать удовольствие от выступлений». После этого я стал молиться: «Небесный Отец, Ты любишь этих людей, а я люблю Тебя и люблю этих людей, поэтому люби их через меня». Для меня эта молитва стала откровением, и я стал получать удовольствие от публичных выступлений. Также я приучил себя думать, что каждое выступление — это возможность, а не обязанность. После этого я стал ловить любую возможность, чтобы выступить с какой-либо речью. Теперь я думаю, что каждое выступление обогащает мою жизнь. Так оно на самом деле и происходит. Порой если я не читаю лекции, не разговариваю с кем-либо, не пишу чего-либо, или как-то ещё не передаю Божье послание, на меня начинает наваливаться тоска, мне начинает казаться, что я не делаю ничего полезного. Конечно это не так, ну думаю вы поняли, что я имею в виду.
Часто я замечал, что влияние, которое я оказываю на аудиторию, и мое впечатление от собственного выступления — различны. Иногда мне казалось, что я выступил просто блестяще, но потом выяснялось, что никто особо не вдохновился и никаких судьбоносных решений не принял. В другой раз я чувствовал, что выступил довольно посредственно: и слова застревали в горле, и слов-паразитов было много, и в целом выступление далось совсем не просто, приходилось постоянно внутренне молиться, чтобы продолжать свою речь. Казалось, что я потерпел полное фиаско, но потом выяснялось, что для многих это было чуть ли не лучшим выступлением в их жизни, и они приняли решение что-то изменить в своей жизни. Я понял, что ораторское мастерство, безусловно, нужно развивать, но, что гораздо важнее, необходимо смирение перед Богом, чтобы твёрдо стоять обеими ногами на Его стороне. Нельзя просто любоваться собой и упиваться умением доминировать над аудиторией, нужно ясно представить себе, какой именно результат нужен Богу в отношении той или иной аудитории. Если у человека в голове и в сердце одни эгоистичные цели, если он хочет повелевать другими, стремится только к славе и богатству, то ораторское мастерство лишь усугубит его наклонности. Известно, что Гитлер был хорошим оратором, хотя, глядя на последствия его деятельности, мы можем сказать, что уж лучше бы он был косноязычен.
Необходимо постоянно проверять являюсь ли я сам объектом Бога и удобно ли Ему работать через меня. Оратором нужно стать обязательно, но ради более высокой цели, чем ораторское мастерство само по себе.