О том, что не хорошо
О том, что не хорошо
История. Как-то раз учитель со своим учеником были в закусочной. Ученик с большим аппетитом ел рыбу. Заметив на себе пристальный взгляд учителя, ученик сказал с тоном оправдания: «Учитель, я люблю рыбу». А учитель будто только этого и ждал: «Ты рыбу любишь? Нет, ты себя любишь, ты любишь вкус рыбы на своём языке. Если бы ты любил рыбу, ты построил бы ей аквариум, посадил бы в нем водоросли, выложил бы дно разноцветными камушками, чтобы рыбе не было скучно, вот это и было бы проявлением твоей любви».
Часто мы плохо понимаем, что такое любовь. Мы привязываемся к людям, и когда они уходят из нашей жизни, горько сожалеем об этом, и даже проливаем обильные слёзы. Однако чаще всего наши слёзы не от скорби из-за потери этого конкретного человека, а от жалости к себе из-за утраченного комфорта и потерянных возможностей, которые давало нам присутствие этого человека в нашей жизни. Нам нужно учиться любить бескорыстно и думать о том, что было бы хорошо для другого человека, а не о том, какую роль он играл в нашей жизни и как теперь мы будем без него.
Широко распространено золотое правило нравственности, которое говорит о том, что нам не следует поступать с другими, так как мы не хотели бы, чтобы поступали с нами. С точки зрения любви это означает, что нам нужно любить других так, как мы хотели бы, чтобы любили нас. Однако этот метод любви ограничен, причина в том, что люди разные, мужчины и женщины разные, воспринимаем мы любовь по-разному. И то, что хорошо мне, может оказаться плохо другому. Здесь появляется платиновое правило нравственности, когда я даю человеку не то, что хотел бы получить сам, а то, что нужно ему. То есть с точки зрения любви, я стараюсь любить человека так, чтобы именно он почувствовал любовь. Когда я люблю человека мне проще всего дать ему то, что я хотел бы получить сам или то, что находится под рукой, но с точки зрения платинного правила нравственности мне нужно понять другого человека, исследовать его характер и дать то, что нужно ему. Однако и этот способ любви тоже ограничен, ведь после грехопадения люди очень плохо знают даже самих себя. Мы можем думать, о том, что для нас хорошо, а что плохо и вполне можем ошибиться в этом выборе. В конечном итоге нужно понять точку зрения Бога на другого человека и любить его Божьей Любовью, потому что только Бог хорошо понимает, что нам на самом деле нужно. Названия этому правилу пока не придумано, но рано или поздно каждому из нас нужно возвысить свою любовь до Божественного уровня.
Почему такое странное название у этого рассказа? Просто мне во сне пришло откровение, что нужно найти в Библии моменты о том, что «не хорошо» и написать об этом. Обычно я стараюсь не использовать в жизни частицу «не», и подумал, что лучше бы, наверное, написать о том, что «хорошо», но в Библии отыскалось 137 моментов о том, что «хорошо». В этом случае, материала хватило бы на целую книгу. Однако во сне мне посоветовали рассказать о том, что «не хорошо», и таких моментов в Библии нашлось всего два.
Первое упоминание в Библии о том, что «не хорошо», касается супружеских отношений, а второе – построения успешной организации.
1) «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть».
Быт.2:18-24
Есть много шуток на тему, почему женщина сотворена именно из ребра, а не из позвонка или какой-либо другой части тела мужчины, но главная причина заключается в том, что Бог хотел создать для мужчины партнёра в любви и поэтому взял кость находящуюся рядом с сердцем.
Есть такая пословица: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем». Иногда бывает, что мы не ценим в достаточной мере своих жён и своих мужей рядом с нами, не замечаем то хорошее, что они привносят в нашу жизнь. Бывает, что люди часто ссорятся, выясняют отношения и даже кажется, лучше бы они вообще развелись. Но люди не предназначены жить поодиночке и даже, если расходятся, через некоторое время они ищут возобновления взаимоотношений.
Если человек не может построить отношения любви со своей «второй половинкой», тогда у него возникает некая пустота внутри (недостаток любви) и он или она будут стараться любыми способами эту пустоту заполнить. Так появляются любые вредные привычки и зависимости.
Казалось бы, все люди разные, думают по-разному, имеют в жизни разные ценности, постоянно спорят, доставляют друг другу массу неудобств. Им бы разбежаться и жить по отдельности, в своём индивидуальном комфортном мире. А они вопреки всему тянутся друг к другу. Причина в том, что человек не предназначен для того, чтобы жить один. «Не хорошо» быть человеку одному. Без своего супруга, мы не являемся полноценными людьми, каждый из нас по отдельности отражает лишь часть природы Бога, и чтобы полностью отразить природу Бога нам, необходимы наши супруги.
И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
Быт.1:27
И мужчина, и женщина отражают часть образа Бога, и только соединившись вместе, они по-настоящему становятся Человеком, с большой буквы.
После свадьбы, Бог уже не рассматривает супругов по отдельности, Он видит их как единое целое. И Ему странно, что внутри этого целого могут возникать какие-то недопонимания и конфликты. Противоречие состоит в том, что Бог видит нас с женой, как единое целое, а мы продолжаем считать себя отдельными личностями. В своей душе, мы настолько привыкли отделять себя от других и отстаивать своё мнение, что нам сложно понять, как можно раствориться друг в друге или как можно во всём дополнять друг друга.
«Истинный муж – это человек, который говорит своей жене так: «Я родился ради тебя, поэтому я живу для тебя и умру для тебя». Истинная жена должна быть способна сказать то же самое своему мужу. Семья, где каждый из супругов живёт по такому принципу, подстраиваясь под другого, выходя за рамки собственного «я» ради своей второй половины, - это и есть идеальная и счастливая семья, преисполненная мира».
Преп. Мун Сон Мён
Если мы рассматриваем себя отдельно от других, то фактически это означает, что мы не умеем любить. Любовь – это жизнь на благо другого, мы же часто рассматриваем супружескую любовь не как посвящение себя супругу, а как любовь к тем удовольствиям, которые мы можем от супруга получить. Вместо того, чтобы чаще спрашивать себя: «Счастлива ли моя жена со мной?», - мы спрашиваем себя: «Счастлив ли я? Хорошо ли мне?»
По моим наблюдениям, трудности во взаимоотношениях бывают у всех, однако, есть два момента, которые помогают их преодолеть.
Во-первых, чтобы посвятить себя супругу и жить ради него, необходимо в целом иметь общественное мышление. Поэтому посвящение себя Богу, жизни в вере и общественной миссии способствует супружескому счастью и наоборот, если перестать искать высшую цель всей своей семьёй, обижаться на Бога, Церковь и искать виноватых вокруг себя, то постепенно виноватым во всём может стать супруг.
Во-вторых, супружескому счастью способствует искреннее общение, с другими верующими семьями. Если рядом с нами есть те, с кем мы дружим, с кем мы вместе проводим время, с кем вместе говорим о Боге и кому можем иногда пожаловаться и даже исповедоваться, от кого можем получить поддержку и одобрение, а иногда предостережение и дружеский совет, то наши семьи будут в большей безопасности. И наоборот, если присутствует чувство ложного стыда, что меня не так поймут, осудят, как только я расскажу о своих семейных проблемах, сразу изгонят из Церкви и не дадут войти в Царство Небесное, то семья изолирует себя от других и ее проблемы лишь умножатся числом.
Для настоящего семейного счастья необходимо любить Бога и других людей.
Второй момент – это принципы построения успешной организации.
2) «И видел [Иофор], тесть Моисеев, всё, что он делает с народом, и сказал: что это такое делаешь ты с народом? для чего ты сидишь один, а весь народ стоит пред тобою с утра до вечера? И сказал Моисей тестю своему: народ приходит ко мне просить суда у Бога; когда случается у них какое дело, они приходят ко мне, и я сужу между тем и другим и объявляю [им] уставы Божии и законы Его. Но тесть Моисеев сказал ему: не хорошо это ты делаешь: ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его; итак послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела [его]; научай их уставам [Божиим] и законам [Его], указывай им путь [Его], по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать; ты же усмотри [себе] из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками [и письмоводителями]; пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою бремя».
Исх.18:14-22
Когда Моисей делал всё в одиночку, он не мог охватить своей заботой весь народ. Он не мог уследить за всеми и организовать толпу израильтян в единый избранный народ, так как каждый имел свои цели, свои устремления и свои мысли обо всем происходящем. И вот Моисей избрал 70 старейшин и одно племя – племя Левия, племя потомственного священства. Левиты не имели своей земли, более того им было это запрещено, они принадлежали Богу и самая главная их задача состояла в том, чтобы помогать народу сохранить Божьи заповеди. Для Бога было настолько естественно, что левиты, с одной стороны, являются частью народа, а с другой стороны – они Божьи и не от мира сего, что, даже когда Бог просил пересчитать весь народ, Он велел Моисею не считать левитов вообще. Так как в Израиле было 12 колен, можно предположить, что каждый 12-й человек в организации Моисея был священнослужителем.
Иисус Христос также не мог охватить своей заботой тысячи людей, поэтому избрал себе 12 апостолов и 70 учеников, на которых он изливал свою максимальную заботу и любовь. И уже позднее его апостолы и ученики основали раннюю христианскую церковь. Стало быть, для развития эффективной организации каждому лидеру необходим Совет Развития (старейшины), на который он может положиться, и левиты, «люди способные, боящиеся Бога, правдивые и ненавидящие корысть», которые могут быть духовными учителями и направлять всё общество к процветанию и нравственному совершенствованию. Для всех левитов важно идти в одном направлении вместе с Богом и Мессией, иначе они утратят свою изначальную позицию и не смогут больше оставаться левитами.
«А кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: "как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?" Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, -- не бойся его».
Втор.18:19-22
С одной стороны, очень трудно быть левитом. Мало того, что ничего не имеешь, так ещё, если что-нибудь не то скажешь или где-то в сторону отклонишься, всё сообщество тебя же и осудит. С другой стороны, сколько бы Бог и Мессия ни призывали нас к чему-либо, без левитов(духовных лидеров и наставников) всё равно не будет уверенного развития и движения вперёд.
«Идеальный мир, построенный совершенными людьми, также напоминал бы строение и функции совершенного человека. Подобно тому, как все органы человеческого тела функционируют, подчиняясь командам, которые подаются головным мозгом, все организации идеального мира должны действовать согласно воле Бога. Так же как команды головного мозга передаются различным органам посредством периферической нервной системы, центром которой является спинной мозг, в идеальном мире Божье руководство должно передаваться всему обществу через Христа, выполняющего роль спинного мозга, и общественных лидеров, выполняющих функции периферической нервной системы».
Божественный Принцип
Итак, не хорошо быть человеку одному, у него должна быть семья, так как Бог рассматривает супругов как единое целое, а не двух отдельных людей, пытающихся ужиться вместе. А для того чтобы семья была гармоничной, нужно научиться любить, то есть жить ради партнёра, посвящать себя ему. В этом помогают близкие отношения с Богом и близкие отношения с окружающими людьми.
Не хорошо одному Богу, или одному Мессии, или одному лидеру нести полную ответственность за всё. Необходима эффективная организация, построенная на принципах взаимодоверия и делегирования ответственности.
В конечном итоге, мы должны делать всё возможное, чтобы остаться в сердце Бога, и делать всё возможное, чтобы помогать и служить людям.