Представителей новых конфессий можно будет безнаказанно оскорблять
Адвокат Инна Загребина.
Вскоре представителей не исторических религий сможет безнаказанно оскорблять каждый…
Весть о том, что депутаты Госдумы выступили с инициативой дополнить Уголовный кодекс РФ нормой предусматривающий ответственность за оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан взбудоражила российское общество.
Возможно, учитывая последние события, связанные с актами вандализма, кражи в храмах, надругательствами над почитаемыми верующими святынями данная инициатива была бы и уместна, но, предлагаемый законопроект не только ужаснул своей циничностью, но и откровенным попранием провозглашенного в Конституции РФ равенства всех религий перед законом.
Итак, дабы не быть голословной воспроизведу дословно предлагаемое новшество.
В соответствии с предлагаемой для внесения в УК РФ статьей 243.1:
Публичное оскорбление, унижение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, а равно как публичное оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан, -
наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до двухсот часов, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения богослужения, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, а равно повреждение и/или разрушение таких предметов (мест), - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо лишением свободы на срок до пяти лет".
Итак, исходя из текста предлагаемых нововведений караться будет только публичное оскорбление, религий, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России.
Ровно, как и осквернять нельзя будет объекты и предметы религиозного почитания только избранных религий. А точнее одной религии.
Между тем, в соответствии с частями 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
В соответствии со ст. 14 Конституции РФ религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Однако предлагаемые положения не только вступают в противоречия с конституционными принципами, но и нарушают нормы международного права
Данные беспрецендентные нововведения, в случае официального закрепления могут стать первым шагом к изменению существующего строя. Все это мы уже проходили. Так, например, Соборное Уложение 1649 года содержала в себе несколько десятков составов преступлений против религии, а точнее против православия. Притом данные преступления карались достаточно сурово.
Недоумение вызывает и тот факт, что в нынешнем уголовном законодательстве уже содержиться ст. 282, которая предусматривает ответственность за унижения человеческого достоинства по признаку отношения к религии. Между тем, на практике данная норма практически была и остается «мертвой», то есть все попытки возбудить дело по религиозному признаку сводились к нулю.
Невольно задаешься вопросом, чем отличается унижение человеческого достоинства по признаку отношения к религии от оскорбления чувств верующих? Зачем понадобилось вводить еще один состав преступления, по своей сути схожий с уже существующим?
Также, по меньшей мере, является странным тот факт, что совсем недавно из УК РФ была исключена статья 130 «оскорбление». Которая подразумевала унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. В случае дополнения УК РФ, предлагаемым депутатами нововведением мы сталкиваемся с абсурдной ситуацией, когда в случае оскорбления просто граждан правонарушители будут привлечены к административной ответственности, а в случае чувств верующих (притом избранных) к уголовной. А как же провозглашенное равенство граждан перед законом не зависимо от признака отношения к религии?
Более того, в случае принятия нововведения, по данной категории дел, несомненно, необходимо будет проведение религиоведческой экспертизы. Между тем, проведение религиоведческой экспертизы представляется насущной проблемой приводящей к дискриминации по религиозному признаку посредством вынесения необъективных и ошибочных экспертных заключений.
К этому следует добавить, что какой-либо подготовки эксперта-религиоведа попросту не существует. Поэтому пока на сегодняшний день известны случаи, когда в качестве экспертов выступают не только ученые-религиоведы, не прошедшие экспертной аттестации и не имеющие соответствующего сертификата, но и учителя начальных классов, люди без высшего образования вообще, конфессионально-ангажированные сектоборцы с дипломами духовных семинарий и др. Также на результаты исследования влияет инерционное мышления экспертов, устойчивая привычка к мировоззренческой комфортности, одномерные оценки многообразия религиозных образований, их вероучений и обрядовой практики, организационных форм. Перечисленные изъяны проявляются главным образом в оценках вероисповеданий и обрядов религиозных объединений через призму какой-то одной религиозной традиции, которая берется в качестве «образца», «стандарта» религиозной организации. В таком качестве чаще всего выступает иудейско-христианская традиция, для которой характерны вера в существование Бога-творца, персонифицированного существа, отдельного и отличного человека, а также то, что молитв этому Богу является высшей формой человеческой деятельности. Руководствуясь этими критериями, некоторые религиоведы не считают религиозными организациями не отвечающие им http://www.echo.msk.ru/blog/innaz/920261-echo/#_edn12
В заключении хотелось бы отметить, что в условиях нынешней действительности, предлагаемые нововведения не только не уберегут общество от религиозного противостояния, но наоборот, добавят масла в огонь. Остается только надеяться, что Россия не превратиться в средневековое государство, приоритетом которого является защита избранной религии.
http://religionip.ru/node/996
Чудесатее и чудесатее становится жизнь. Как сказал протодиакон Андрей Кураев в «Поединке» вчера: «Мечты сбываются как кошмар». Хотели чтобы никто не мог ворваться в храм, спилить крест, избить ребят, распространяющих религиозную литературу, ну так и получите новый закон. Только вот большинство религиозных конфессий под него совсем не попадает. Ну не являются кришнаиты частью духовного исторического наследия. Даже в Великой Отечественной не воевали. Их значит можно оскорблять. Тем более, что по заявлению одного из яростных борцов с сектанской угрозой они нечто вроде спецпроекта Индийского правительства. Собственно и с баптистами надо разобраться. Наверное и они тоже не являются «неотъемлемой частью». Уже во время первой мировой в них видели агентов влияния Германии.
Что же есть «неотъемлемая часть исторического наследия»? Может вот такой труд святого Иосифа Волоцкого, про которого говорят, что был хорошим и любящим человеком: «Слово тринадцатое, против ереси новгородских еретиков, говорящих, что нельзя осуждать ни еретика, ни отступника». Промежуточный вывод в этой работе звучит так: «Зачем же утверждать, что не подобает осуждать ни еретика, ни отступника? Ведь из сказанного понятно, что подобает не только осуждать, но и предавать лютым казням, и притом не только еретиков и отступников: и сами православные, узнавшие о еретиках или отступниках, но не предавшие их судьям, подлежат смертной казни». http://www.sedmitza.ru/text/438676.html Интересно, если некто опубликует работу, в которой разберет доказательства, приводимые преподобным Иосифом, и сочтет их необоснованными? Будет ли это подпадать под статью Уголовного Кодекса со сроком до 5 лет? Ведь все-таки святой.
Пока же выясняется, что нападать на граждан в общественных местах можно, если только они не православные. Как сделал к примеру один гражданин в конце августа, силой сорвав с человека футболку, с неустроившей его надписью.