Часть 1. Природа Бога
В этом выпуске: Где искать ответы на вечные вопросы? Как познать Бога, если Он невидим? Кто такой Бог?
Все мы в своей жизни стремимся обрести счастье. Но часто бывает, что мы просто не знаем, где его искать. В чем оно заключается? Для того, чтобы понять это, нужно обратиться к самому началу – откуда возник человек и, самое главное – зачем? Есть ли какой-то смысл и цель моего существования?
Бесполезно спрашивать об этом себя самого. Полного ответа мы не найдем даже у самых мудрейших философов. Почему?
Представьте себе, если бы молоток обрел способность рассуждать и начал думать – «зачем я появился? Почему у меня железная голова и такое длинное тело? И почему, в конце концов, мной постоянно обо что-то колотят?» Он не сможет найти ответов, так как за ответом необходимо обратиться к тому, кто его создал, и кто его использует – к человеку.
Подобно этому и нам, если мы хотим понять смысл и цель нашей жизни, почему именно так, а не иначе устроен мир, необходимо спросить об этом Бога, Творца человека и Вселенной. Как говорил Козьма Прутков – «зри в корень!»
Однако здесь есть большое препятствие – мы не можем напрямую сообщаться с Богом нашими пятью физическими чувствами. И, более того, даже те люди, которые обладают развитыми духовными чувствами, даже они не могут сказать определенно о том, каков же Бог и какова Его природа. А кто-то считает, что это вообще человеку не под силу, или что это не нужно – пытаться понять Бога и Его природу.
Но ведь Бог – не только наш Творец, но и Родитель. С точки зрения родителя естественно стремиться раскрыть себя ребенку, поскольку если ребенок не знает, кто его родитель, как он выглядит, чем живет, что ему нравится и т.д., то тогда он не сможет построить с ним взаимоотношения.
Но есть способ, с помощью которого мы можем все-таки узнать кое-что о природе Бога. О нем упоминал еще апостол Павел «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…» (Рим.1:20).
Подобно тому, как мы можем судить о характере и внутреннем мире художника, исследуя его произведения, мы можем рассматривать весь наш мир, как отражение невидимой Божественной природы Творца. Хотя здесь сразу нужно упомянуть, что в настоящее время человек и общество в целом не отражают полностью природу Бога. Я говорю о добре и зле. Но это мы рассмотрим позже.
Итак, если весь мир – отражение природы Бога, то мы, несомненно, должны найти в нём черты, общие для всех без исключения элементов творения – и больших и малых, и простых и сложных.
Какие же основополагающие качества мы можем выделить в мире творения? Во-первых, всё имеет внутреннюю природу и соответствующую ей внешнюю форму. Причем, они взаимосвязаны друг с другом и внешняя форма является воплощением или проекцией невидимой внутренней природы в материальном мире. Поступок следует за мыслью, мышление отражается в поведении, жестах, мимике. Недаром существует физиогномика, составление психологического портрета человека.
Все элементы творения , независимо от уровня своей сложности, имеют невидимый внутренний аспект, соответствующий душе человека.
У животных также есть определенная внутренняя природа, «животный разум», соответствующий внутренней природе человека. Она определяет уникальный вид и поведение каждого животного. Но сразу надо сказать, что душа человека и «животный разум» имеют фундаментальное отличие, о котором мы поговорим позже.
У растений также имеются элементы разума, врожденная направляющая природа, которая определяет их структуру и природные свойства, а также способна реагировать на внешние воздействия. Причем, даже не материальные. Например, есть исследования, из которых делаются выводы о способности растения реагировать на отношение к нему человека, его слова, на музыку и так далее. Эти поведенческие черты растений являются функциями их невидимой внутренней природы.
В свою очередь, молекулы и химические вещества обладают различными уникальными свойствами и демонстрируют специфическое поведение. Разные группы атомов в таблице Менделеева имеют разные поведенческие характеристики – от высокой степени соединяемости до полной инертности. Поведение атомов определяется их невидимой внутренней природой, которая выражается в структуре атома.
Существует многочисленные исследования, как человек может усилием воли изменять структуру воды, или, например, отклонять на несколько микрон луч лазера.
Ученые неявно признают существование внутренней природы материи, когда говорят о «поведении» молекул, атомов и частиц.
Итак, всё в нашем мире, начиная с человека и заканчивая элементарными частицами, имеет невидимую внутреннюю природу и соответствующую ей внешнюю форму.
Это основополагающие и самые фундаментальные свойства мира творения. В дополнении к ним мы видим еще одни свойства, относящиеся ко всем элементам в этом мире – положительность и отрицательность. Их называют по-разному: инь/янь, плюс/минус, мужское и женское начало, солнечное/лунное и т.д.
Люди и животные могут быть мужского и женского пола, растения имеют свои формы мужского и женского начала, вспомним хотя бы тычинки и пестики. Молекулы, атомы и частицы также существуют в качестве положительных и отрицательных составляющих – катионы/анионы, протон и электрон и т.д. Плюс и минус отчетливо прослеживается в структуре всех существ. Даже внутри одного человека также находятся эти свойства: в любом человеке есть мужские и женские гормоны. В нашей душе «плюс» проявляется как ясность, возбуждение, активность, а «минус» – неопределенность, спокойствие, пассивность.
Из всего этого нетрудно сделать вывод – эти качества внутреннее/внешнее, плюс и минус, присущи всем без исключения элементам этого мира, включая человека. Несмотря на бесконечное разнообразие форм, качеств и видов элементов нашего мира, во всех них присутствует одинаковая основа. И эта основа – природа Бога, Творца. Он создал этот мир по Своему образу и подобию. Поскольку у Бога существуют внутренняя природа и внешняя форма, а также мужское и женское начало, то это отразилось на всём Его творении.
Внутренняя природа Бога – это Сердце, источник эмоций, интеллекта и воли, а внешняя форма Бога – это Универсальная первичная энергия.
Сердце Бога – самый сокровенный и фундаментальный аспект природы Бога, это неудержимый импульс дарить любовь и испытывать радость. Сердце Бога – это основа Его существа и Его единства, источник Его любви и исходная точка Его цели в создании всего творения. Сущность Сердца – родительская любовь.
Что касается внешней формы Бога, то в отличие от творения, которое в большинстве случаев обладает конкретными очертаниями, у Бога нет каких-то определенных внешних черт. Его внешнюю форму, т.е. универсальную первичную энергию, можно приблизительно сравнить с водой, которая сама формы не имеет, но принимает форму того сосуда, в который налита.
В природе Бога также присутствуют мужское и женское начало. Конечно, мы традиционно говорим «ОН», поскольку мужское начало по своей природе более заметно и активно, однако в Боге мы найдём и то и другое, вот например:
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Быт.1:27)
Бог дает заповеди, наделяет ответственностью, показывает Своё могущество, выражая тем самым отцовскую сторону Своей природы. Тот же самый Бог, даёт благодать, мир и душевное спокойствие, прощает и утешает, раскрывая Свою природу материнского типа. И это не «два» разных бога, а разные стороны единого Бога. То же самое относится к качествам внутреннего и внешнего, они едины и неразделимы в Боге.
Итак, подведем итоги. Хотя Бог невидим, мы можем понять что-то о Нем, изучая сотворенный Им мир. Мы выяснили кое-что о природе Бога: внутренняя природа – Сердце, внешняя форма – универсальная первичная энергия, а также мужское-женское начало. Всё это мы можем найти в природе и сущности единого Бога, Творца и Родителя.