Сексуальное воспитание детей начинается с воспитания родителей
15.03.2011 - 21:18
Ещё на тему:
Сексуальное воспитание детей начинается с воспитания этой деликатной сферы у родителей. Этот факт может помочь отыскать причину трудностей в разговорах на тему сексуальности с детьми.
Предлагаем более глубоко задуматься над представленными ниже темами и вопросами.
1. Мой родительский дом и вынесенный из него образ человеческой сексуальности.
Влияние всего того, что передали нам на тему сексуальности родители и прочие лица, огромно. Родителям следует верифицировать собственные убеждения и отбрасывать все негативное, передавая при этом детям лишь те взгляды, которые способствуют их положительному развитию. Если мы не проанализируем семейную атмосферу, в которой росли, то без сомнения будем подсознательно преумножать те ошибки, которые совершили наши родители по отношению к нам.
Никто не имеет врожденной способности определять, насколько влияние родителей отражается на нашем отношении к мужу, жене или детям. Такое умение требует изучения и постоянного развития. Если мы не будем анализировать влияние наших родителей на нас самих, то не сможем понимать и замечать последствия нашего влияния и на собственных детей. Познание себя, своей семьи, того, что мотивировало наших родителей при нашем воспитании – все это становится возможным в свете Божьего Евангелия, Его любви и Его родительского плана для человека.
В этом нам могут помочь следующие вопросы: в какой степени на мое поведение и взгляды влияло поведение родителей? Какой образ человеческой любви передали нам родители? Говорили ли они со мной об этом? Какое влияние это оказывало на меня? Хотел бы я в этой сфере наследовать своих родителей или нет? Получил ли я раны в сексуальной сфере в детстве, в период созревания? Какие конкретные негативные и позитивные события жизни считаю прямым следствием родительского сексуального воспитания? Например, в современной культуре большинство мужчин в определенной степени находятся под влиянием стереотипа пассивного, бездеятельного, неприсутствующего отца. Эта проблема создала порочный круг. Доминирующие женщины выходят замуж за пассивных мужчин, и эти супруги воспитывают доминирующих дочерей и пассивных сыновей. Этот цикл повторяется снова и снова. Так, только смелый и искренний анализ семейной атмосферы может уберечь от негативных последствий и помочь реализовать наилучшую модель воспитания наших детей.
2. Наша жизнь в браке
Как мы реализуем нашу любовь? Считаем ли мы себя счастливыми? Самой надежной гарантией счастливого будущего наших детей является наша взаимная верная супружеская любовь.
В документе Папского Совета по Делам Семьи Правда и значение человеческого различия полов читаем: «Родители имеют сознание, что важнейшим условием воспитания детей к чистой любви и к святости жизни является переживание ими самими супружеской чистоты. Это значит, что они должны осознавать то, что в их любви присутствует любовь Бога. А значит и то, что их взаимное сексуальное дарование должно переживаться с почтением Бога и Его плана любви, в верности, в обилии уважения и великодушия относительно любимого человека и относительно жизни, которая может зачаться из их жеста любви»[1].
Отсюда трудный, но крайне необходимый вопрос: как мы реализуем свою сексуальность в браке? Возможно, ощущаем трудности, непонимание, недостаток упорядоченности. Трудно обеспечить принятие детьми Божьего плана сексуальности, если родители не убеждены в его важности. Это убеждение может возникать вследствие нежелания касаться этой сферы, поскольку многие пары не считают, что сексуальность может быть даром от Бога, к тому же прекрасным и святым, если используется согласно с замыслом Божьим для углубления единства супругов и с целью зарождения новой жизни.
Почему так происходит? Большой вред в этой сфере нам наносят ошибочные взгляды, переданные родителями. Скажем, желая уберечь дочь от негативных последствий половых отношений до брака, таких как зачатие ребенка, матери могут рассказывать небылицы о том, насколько мужчины грубы, что сексуальные сношения болезненны, и чтобы она избегала контактов с парнями, поскольку это не приносит ничего хорошего, а на вопрос, происходит ли в браке подобным образом, матери отвечают, что увидит, когда выйдет замуж. И такая дочь становится женой исполненной страха и тревоги, а встречая мужчину своей жизни, естественно, стремится к близости с ним, но всегда с чувством вины, что желает чего-то нечистого, что делает что-то плохое, а кроме того еще и боится быть использованной и покинутой.
Вдобавок еще наслаивается недостаток взаимной любви родителей и их лишенная любви сексуальная близость. Отвращение к сексуальной близости или даже к самому себе может быть также вызвано сексуальными домогательствами в прошлом. Это очень широкая тема ран детства и их влияния на всю жизнь человека. Необходимо взглянуть на проблему в свете милосердной любви Иисуса, который хочет исцелить нашу сексуальность, одаряя нас сознанием, что она добра и чиста сама в себе.
Конечно, речь не идет о том, чтобы сначала упорядочить свою личную жизнь, а уж потом браться за воспитание детей. Эти два процесса должны проходить параллельно, но очень важно одновременно воплощать в жизнь принятые на себя обязанности – и супружеские, и родительские. В ранее цитированном документеПравда и значение человеческого различия полов сказано: «(…) убежденность родителей в том, что их собственная жизнь в чистоте и забота о том, чтобы ежедневно давать свидетельство святости, составляет основу и условие их собственной воспитательной деятельности. Кроме того, каждую атаку на девственность и чистоту они должны считать оскорблением их собственной жизни в вере и угрозой ослабления единства собственной жизни и благодати (см. Еф 6,12)»[2]. Отсюда невероятно важной представляется согласованность взглядов у супругов в деле воспитания детей к любви.
3. Видение жизни наших детей
Как мы видим сексуальность наших детей, чего от них ждем? Обладаем ли мы соответствующими знаниями, чтобы приготовить их к жизни в чистоте? Наконец, убеждены ли мы в том, что дети должны придерживаться добрачной чистоты? Что для нас означает то, что дети не должны практиковать добрачный секс? Означает ли это, что девушка не должна забеременеть, или может, что юноша не должен до этого довести? Из разговоров с супругами нередко следует, что они по-разному понимают добрачную чистоту: отец считает, что главное, чтобы дочь не забеременела, мать – чтобы ценила себя и не имела сексуальной близости, поскольку потом никто не захочет серьезных отношений с ней. Нужно спросить себя, не рассматриваем ли мы добрачную чистоту в очень узком измерении: «заниматься – не заниматься сексом», в измерении директив и запретов? Но чистота затрагивает все аспекты человеческой сущности: и способ мышления, и поведения; предусматривает полное, целостное видение жизни, исполненной благодатью и личным трудом, проистекающим из взятых на себя обязанностей и убеждения, что Божья любовь и Его план достойны того, чтобы полностью отдаться его осуществлению.
Нужно, чтобы вы как муж и жена определили, что хотите передать детям и каким образом будете этого достигать. Следует определить план воспитания детей и поддерживать друг друга в последовательном его исполнении. Нельзя забывать, что это не дело одного разговора, а многих бесед, и в возникающих новых ситуациях сразу вырабатывать общую позицию. Порой это затрагивает очень конкретные вещи: как дети одеваются, как ведут себя среди ровесников. Не должно, например, быть ситуации, когда мама подговаривает дочь, чтобы та надела очень короткую юбку, поскольку у нее красивые ноги, которые стоит показать, а отец протестует, что она выглядит, как какая-то «лахудра». Недостаток взаимопонимания снижает эффективность воспитания. Например, один из родителей ходит в церковь, а другой нет; один считает, что в воспитании необходима дисциплина, а второй этому сопротивляется; для одного более важны духовные ценности, а для другого – материальные блага.
Бесспорно, очень вредно вовлечение детей в конфликты между супругами, когда последние пытаются доказать свою правоту, пытаясь перетянуть детей на свою сторону. Особенно недопустимо, когда родители подтачивают авторитет друг друга: «не слушай папу, так как он не знает, что говорит», «не слушай маму, потому что она в этом не разбирается», «об этих делах всегда разговаривай со мной» и т.д. Это чрезвычайно губительно для детей. В результате они перестают уважать родителей и вдобавок вырастают с убеждением, что не существует никаких объективных истин и ценностей, а все обусловлено индивидуальным взглядом конкретного человека.
Здесь подходим к еще одной, очень деликатной проблеме (причем, совсем не редкой), когда один из родителей использует ребенка в соперничестве с другим. Когда один из супругов компенсирует нарушенные отношения с мужем или женой сильной привязанностью ребенка к себе, вплоть до его эмоциональной зависимости. Порой доходит до «замещения» мужа или жены ребенком в наиболее драматическом аспекте – сексуальном. Поэтому только взаимная любовь супругов и их взаимопонимание, особенно в такой важной сфере как воспитание к чистоте и святости жизни создает оптимальные условия для полноценного развития детей. И хотя некоторые среды пробуют нас убедить, что дети не хотят разговаривать на эти темы с родителями и что дети нуждаются для этого в специально образованных людях, то, как родители, мы должны решительно этому препятствовать.
Если построим крепкие отношения с нашими детьми, то нам удастся нам передать им великолепнейшую версию человеческой сексуальности, настоящую, истинную – данную самим Богом. Для нас, родителей, необходимо специальное приготовление. Как родители, вы должны быть хорошо осведомлены гораздо раньше, чем дети начнут спрашивать. Знание и крепкое единство с детьми помогут уберечь их от потери здоровья или даже жизни. Ваши дети сумеют воздержаться от чувственной привязанности к личностям, не разделяющим их ценности и моральные принципы. От вас, как лучших друзей, узнают обо всей трагичности последствий добрачного секса.
Петр и Магда ОГРОДОВЧИК (Piotr и Magda OGRODOWCZYK) http://shansnavstrechu.net
Предлагаем более глубоко задуматься над представленными ниже темами и вопросами.
1. Мой родительский дом и вынесенный из него образ человеческой сексуальности.
Влияние всего того, что передали нам на тему сексуальности родители и прочие лица, огромно. Родителям следует верифицировать собственные убеждения и отбрасывать все негативное, передавая при этом детям лишь те взгляды, которые способствуют их положительному развитию. Если мы не проанализируем семейную атмосферу, в которой росли, то без сомнения будем подсознательно преумножать те ошибки, которые совершили наши родители по отношению к нам.
Никто не имеет врожденной способности определять, насколько влияние родителей отражается на нашем отношении к мужу, жене или детям. Такое умение требует изучения и постоянного развития. Если мы не будем анализировать влияние наших родителей на нас самих, то не сможем понимать и замечать последствия нашего влияния и на собственных детей. Познание себя, своей семьи, того, что мотивировало наших родителей при нашем воспитании – все это становится возможным в свете Божьего Евангелия, Его любви и Его родительского плана для человека.
В этом нам могут помочь следующие вопросы: в какой степени на мое поведение и взгляды влияло поведение родителей? Какой образ человеческой любви передали нам родители? Говорили ли они со мной об этом? Какое влияние это оказывало на меня? Хотел бы я в этой сфере наследовать своих родителей или нет? Получил ли я раны в сексуальной сфере в детстве, в период созревания? Какие конкретные негативные и позитивные события жизни считаю прямым следствием родительского сексуального воспитания? Например, в современной культуре большинство мужчин в определенной степени находятся под влиянием стереотипа пассивного, бездеятельного, неприсутствующего отца. Эта проблема создала порочный круг. Доминирующие женщины выходят замуж за пассивных мужчин, и эти супруги воспитывают доминирующих дочерей и пассивных сыновей. Этот цикл повторяется снова и снова. Так, только смелый и искренний анализ семейной атмосферы может уберечь от негативных последствий и помочь реализовать наилучшую модель воспитания наших детей.
2. Наша жизнь в браке
Как мы реализуем нашу любовь? Считаем ли мы себя счастливыми? Самой надежной гарантией счастливого будущего наших детей является наша взаимная верная супружеская любовь.
В документе Папского Совета по Делам Семьи Правда и значение человеческого различия полов читаем: «Родители имеют сознание, что важнейшим условием воспитания детей к чистой любви и к святости жизни является переживание ими самими супружеской чистоты. Это значит, что они должны осознавать то, что в их любви присутствует любовь Бога. А значит и то, что их взаимное сексуальное дарование должно переживаться с почтением Бога и Его плана любви, в верности, в обилии уважения и великодушия относительно любимого человека и относительно жизни, которая может зачаться из их жеста любви»[1].
Отсюда трудный, но крайне необходимый вопрос: как мы реализуем свою сексуальность в браке? Возможно, ощущаем трудности, непонимание, недостаток упорядоченности. Трудно обеспечить принятие детьми Божьего плана сексуальности, если родители не убеждены в его важности. Это убеждение может возникать вследствие нежелания касаться этой сферы, поскольку многие пары не считают, что сексуальность может быть даром от Бога, к тому же прекрасным и святым, если используется согласно с замыслом Божьим для углубления единства супругов и с целью зарождения новой жизни.
Почему так происходит? Большой вред в этой сфере нам наносят ошибочные взгляды, переданные родителями. Скажем, желая уберечь дочь от негативных последствий половых отношений до брака, таких как зачатие ребенка, матери могут рассказывать небылицы о том, насколько мужчины грубы, что сексуальные сношения болезненны, и чтобы она избегала контактов с парнями, поскольку это не приносит ничего хорошего, а на вопрос, происходит ли в браке подобным образом, матери отвечают, что увидит, когда выйдет замуж. И такая дочь становится женой исполненной страха и тревоги, а встречая мужчину своей жизни, естественно, стремится к близости с ним, но всегда с чувством вины, что желает чего-то нечистого, что делает что-то плохое, а кроме того еще и боится быть использованной и покинутой.
Вдобавок еще наслаивается недостаток взаимной любви родителей и их лишенная любви сексуальная близость. Отвращение к сексуальной близости или даже к самому себе может быть также вызвано сексуальными домогательствами в прошлом. Это очень широкая тема ран детства и их влияния на всю жизнь человека. Необходимо взглянуть на проблему в свете милосердной любви Иисуса, который хочет исцелить нашу сексуальность, одаряя нас сознанием, что она добра и чиста сама в себе.
Конечно, речь не идет о том, чтобы сначала упорядочить свою личную жизнь, а уж потом браться за воспитание детей. Эти два процесса должны проходить параллельно, но очень важно одновременно воплощать в жизнь принятые на себя обязанности – и супружеские, и родительские. В ранее цитированном документеПравда и значение человеческого различия полов сказано: «(…) убежденность родителей в том, что их собственная жизнь в чистоте и забота о том, чтобы ежедневно давать свидетельство святости, составляет основу и условие их собственной воспитательной деятельности. Кроме того, каждую атаку на девственность и чистоту они должны считать оскорблением их собственной жизни в вере и угрозой ослабления единства собственной жизни и благодати (см. Еф 6,12)»[2]. Отсюда невероятно важной представляется согласованность взглядов у супругов в деле воспитания детей к любви.
3. Видение жизни наших детей
Как мы видим сексуальность наших детей, чего от них ждем? Обладаем ли мы соответствующими знаниями, чтобы приготовить их к жизни в чистоте? Наконец, убеждены ли мы в том, что дети должны придерживаться добрачной чистоты? Что для нас означает то, что дети не должны практиковать добрачный секс? Означает ли это, что девушка не должна забеременеть, или может, что юноша не должен до этого довести? Из разговоров с супругами нередко следует, что они по-разному понимают добрачную чистоту: отец считает, что главное, чтобы дочь не забеременела, мать – чтобы ценила себя и не имела сексуальной близости, поскольку потом никто не захочет серьезных отношений с ней. Нужно спросить себя, не рассматриваем ли мы добрачную чистоту в очень узком измерении: «заниматься – не заниматься сексом», в измерении директив и запретов? Но чистота затрагивает все аспекты человеческой сущности: и способ мышления, и поведения; предусматривает полное, целостное видение жизни, исполненной благодатью и личным трудом, проистекающим из взятых на себя обязанностей и убеждения, что Божья любовь и Его план достойны того, чтобы полностью отдаться его осуществлению.
Нужно, чтобы вы как муж и жена определили, что хотите передать детям и каким образом будете этого достигать. Следует определить план воспитания детей и поддерживать друг друга в последовательном его исполнении. Нельзя забывать, что это не дело одного разговора, а многих бесед, и в возникающих новых ситуациях сразу вырабатывать общую позицию. Порой это затрагивает очень конкретные вещи: как дети одеваются, как ведут себя среди ровесников. Не должно, например, быть ситуации, когда мама подговаривает дочь, чтобы та надела очень короткую юбку, поскольку у нее красивые ноги, которые стоит показать, а отец протестует, что она выглядит, как какая-то «лахудра». Недостаток взаимопонимания снижает эффективность воспитания. Например, один из родителей ходит в церковь, а другой нет; один считает, что в воспитании необходима дисциплина, а второй этому сопротивляется; для одного более важны духовные ценности, а для другого – материальные блага.
Бесспорно, очень вредно вовлечение детей в конфликты между супругами, когда последние пытаются доказать свою правоту, пытаясь перетянуть детей на свою сторону. Особенно недопустимо, когда родители подтачивают авторитет друг друга: «не слушай папу, так как он не знает, что говорит», «не слушай маму, потому что она в этом не разбирается», «об этих делах всегда разговаривай со мной» и т.д. Это чрезвычайно губительно для детей. В результате они перестают уважать родителей и вдобавок вырастают с убеждением, что не существует никаких объективных истин и ценностей, а все обусловлено индивидуальным взглядом конкретного человека.
Здесь подходим к еще одной, очень деликатной проблеме (причем, совсем не редкой), когда один из родителей использует ребенка в соперничестве с другим. Когда один из супругов компенсирует нарушенные отношения с мужем или женой сильной привязанностью ребенка к себе, вплоть до его эмоциональной зависимости. Порой доходит до «замещения» мужа или жены ребенком в наиболее драматическом аспекте – сексуальном. Поэтому только взаимная любовь супругов и их взаимопонимание, особенно в такой важной сфере как воспитание к чистоте и святости жизни создает оптимальные условия для полноценного развития детей. И хотя некоторые среды пробуют нас убедить, что дети не хотят разговаривать на эти темы с родителями и что дети нуждаются для этого в специально образованных людях, то, как родители, мы должны решительно этому препятствовать.
Если построим крепкие отношения с нашими детьми, то нам удастся нам передать им великолепнейшую версию человеческой сексуальности, настоящую, истинную – данную самим Богом. Для нас, родителей, необходимо специальное приготовление. Как родители, вы должны быть хорошо осведомлены гораздо раньше, чем дети начнут спрашивать. Знание и крепкое единство с детьми помогут уберечь их от потери здоровья или даже жизни. Ваши дети сумеют воздержаться от чувственной привязанности к личностям, не разделяющим их ценности и моральные принципы. От вас, как лучших друзей, узнают обо всей трагичности последствий добрачного секса.
Петр и Магда ОГРОДОВЧИК (Piotr и Magda OGRODOWCZYK) http://shansnavstrechu.net