Жизнь Будды

Жизнь Будды

Буддизм — одна из мировых религий. Осно­вателем ее был Сиддхартха Гаутама Будда. Постепенно учение Будды, возникшее в Ин­дии, превратилось в ведущую религию большинства стран Дальнего Востока. Буддизм во многом сформировал культуру Китая, Япо­нии, Кореи, Таиланда и Монголии. Иногда буддизм описывают как "атеисти­ческую религию", потому что в учении Будды вы не найдете рассуждений о Боге.

Предме­том размышлений буддизма является духов­ный рост человека. В отличие от основателей таких религий, как христианство и ислам, Будда не утверждал, что его учение было открыто ему Богом. Тем не менее нравственные принципы и ценности, к пониманию которых пришел Будда, очень похожи на нравствен­ный кодекс тех религий, которые основаны на осознании божественного начала.

Детство

Основатель буддизма, Сиддхартха Гаутама Будда, родился в 563 г. до н.э. в небольшом княжестве Непала, в семье князя. Отец маль­чика дал ему имя Сиддхартха, что означает "исполнение желаний". Через много лет последователи стали называть его Будда — Просветленный. С детства Сиддхартха воспитывался в рос­коши. Он жил в трех разных дворцах в зависи­мости от времени года, одевался в дорогие одежды, ел редчайшие яства, и прислуживали ему прекрасные танцовщицы. Как и положено принцу, он получил блестящее образование в области индийской классической литературы. Он принадлежал к касте воинов, поэтому его также учили всему, что положено знать мужчине благородного звания: ездить верхом, забираться на слона, управлять колесницей и командовать армией. Вероятно, он был очень красив, потому что есть много упоминаний о "совершенстве его зримого тела". Когда ему исполнилось 16 лет, он взял в жены принцес­су из соседнего княжества по имени Ясодхара. Вскоре у них родился сын — Рахула. Жизнь во дворце была богатой и беспеч­ной, но Гаутама вскоре пресытился чувствен­ными радостями. Он был наделен чуткой ду­шой. Постепенно привычка к необузданному потворству всем желаниям сменилась в наследнике престола и воине безграничным состраданием к людям. Такая перемена была предсказана еще при рождении мальчика. Когда его отец собрал во дворце знаменитых мудрецов, чтобы определить судьбу принца, все они сошлись на том, что это совершенно необыкновенный ребенок. Жизнь его могла пойти в двух направлениях: избрав светский путь, он мог объединить раздробленные зем­ли и стать величайшим из правителей Индии; в случае же ухода из мира ему был уготован путь великого мыслителя. Предсказатели предупредили князя, что стоит его сыну столкнуться со старостью, болезнью и смер­тью, как он покинет свой дом. Князь прило­жил все усилия, чтобы в роскоши дворца как можно Дольше ограждать сына от реальной жизни, и делал все для того, чтобы мысли мальчика были прикованы к сиюминутным удовольствиям. Принц никогда не сталкивал­ся с болезнями, горем, смертью. Даже доро­ги, по которым он должен был проезжать, расчищали княжеские скороходы, чтобы он не увидел ничего подобного.

Четыре знамения

Только в 29 лет Гаутама по-настоящему за­думался о жизни. Четыре события полностью изменили его жизненный путь. Однажды он обратил внимание на дряхлого, седого и без­зубого старика, который дрожал, съежившись в своем ветхом тряпье. В другой раз ему попался на глаза неизлечимо больной человек, и принц был потрясен видом его страданий — трагедия человеческого существования начала проникать в душу Гаутамы. Пришлось ему столкнуться и с похоронной процессией, и он понял, что все люди рано или поздно умира­ют. И когда, наконец, на пути ему встретился монах-аскет, одетый в рубище и обритый наголо, ему впервые пришла в голову мысль удалиться от мира. Так Гаутама постиг боль и смерть, и плот­ские удовольствия потеряли для него всякую ценность. Пение танцовщиц, звуки лютен и цимбал, роскошные пиры и процессии казались ему теперь насмешкой. Цветы, качавши­еся на ветру, и снега, тающие на Гималаях, еще громче говорили ему о непрочности всего земного. Он решил последовать внутреннему зову и отказаться от светской жизни. Родите­ли пришли в ужас, узнав о намерениях сына. Но когда они пытались воспрепятствовать принцу в осуществлении его решения, Гаута­ма сказал отцу: "Отец, если ты можешь навсегда освобо­дить меня от страданий рождения, болезни, старости и смерти, я останусь во дворце; если же нет, я должен уйти и сделать свою земную жизнь осмысленной ".

Решимость принца покинуть дворец и заняться медитацией была непоколебимой. В ту самую ночь, когда жена родила ему сы­на, он тайно покинул свою молодую семью и отправился в лес. Так начались в его жизни поиски истины. Гаутама стал странствующим нищим аске­том. Он сбрил волосы, стал носить одежду, сшитую из обрезков. Постелью ему служили ветки, покрытые шипами; он почти отказался от пищи. Гаутама разыскал двух самых почи­таемых в то время в Индии учителей, чтобы научиться у них мудрости и медитации. Одна­ко со временем он понял, что они научили его всему, чему могли, но он так и не обрел жела­емого полного освобождения. Тогда он вступил в группу крайних аске­тов, которые считали, что суровое обращение с телом приведет к освобождению души. Сле­дующие шесть лет Гаутама испытывал на себе всевозможные материальные лишения. Он проводил долгие часы без движения в неудоб­ных позах. Он жил то в глухих лесах, полных диких зверей, то в холодных снегах, то в жар­кой пустыне, то в полном одиночестве. Он пытался замедлить или остановить свое дыха­ние, постился и, наконец, вовсе прекратил есть. Описывая свое состояние во время од­ного из постов, Гаутама сказал: "Думая кос­нуться кожи моего живота, я на самом деле коснулся позвоночника". Человек несгибаемой воли, он значительно превзошел других в самоограничении. Но, несмотря на то что он обуздал свое тело, на­учился сдерживать эмоции и контролировать мысли, бывший принц чувствовал, что аске­тическая жизнь не приблизила его к истине. Почти обессилев от последнего поста, он съел тарелку риса с молоком, отказался от аскети­ческой жизни и решил заняться медитацией. Его товарищи аскеты с отвращением отвер­нулись от него, сочтя это слабостью. Однако этот опыт лег в основу первой заповеди Гаутамы — принципа Среднего Пу­ти между крайностями аскетизма и неограни­ченным потворством своим прихотям. Люди должны жить в тепле, чистоте и хорошо пи­таться, но если ваша жизнь подчинена лишь удовлетворению этих потребностей, то счас­тье будет кратковременным. Если вы сыты, никакая еда не сделает вас счастливее. Ни об­ладание богатствами, ни удовлетворение фи­зических желаний не спасет вас. Физические потребности нетрудно удовлетворить, однако алчность насытить невозможно. Но, с другой стороны, не следует совершенно отвергать материальную сторону жизни — это тоже не приносит счастья. Таким образом, самоогра­ничение — хорошо, но бессмысленные стра­дания — ни к чему; хорошо помогать другим и стремиться улучшить мир и себя, но полное одиночество не нужно. Кроме того, этот опыт помог Гаутаме понять, что физические стра­дания воздействуют на людей, что человек - это не просто душа, заключенная в теле, но существо, состоящее из тела и духа.

Просветление

Поев риса с молоком. Гаутама уснул, и в ту ночь у него было пять сновидений. Проснув­шись утром, он сел под деревом и начал медитацию, решив не двигаться с места, пока не обретет просветления. Он сидел неподвижно семь дней, будучи погружен в глубокую меди­тацию, Мара, предводитель демонов, пытался отвлечь его прекрасными женщинами и напу­гать ужасающими демонами. Однако Гаутама устоял перед всеми искушениями, сосредото­чиваясь еще глубже. Этой ночью он достиг просветления. Его мысль стала спокойной и отрешенной, и радость наполнила его. Вскоре мысли отступили, и осталась только радость.В конце концов исчезла и радость, и его дух сделался спокойным, мирным и чистым; это было острое орудие, готовое проникнуть в сердцевину реальности. Подготовленный та­ким образом, Гаутама прозрел природу челове­ческого существования и осознал свою цель - полный покой. Состояние нирваны, которого он достиг, не может быть описано словами. Сорок девять дней сидел он, объятый востор­гом, под деревом, которое его последователи нашали Древо Бодхи (древо просветления).

Я завоевал все; я знаю все, и моя жизнь чиста.

Я покинул все и свободен от желаний.

Я сам нашел путь. Кого назову Учителем?

Кого я буду учить?

Гаутама стал Буддой — тем, кто обрел ис­тину сам, без поддержки гуру (учителя). После просветления Мара вновь пришел искушать Гаутаму. Он сказал, что никто не поймет той глубокой истины, которую он от­крыл, так зачем же кого-то учить? Почему бы просто не покинуть мир, чтобы, отрешившись от тела, вечно пребывать в состоянии нирва­ны? Но Будда решил, что посвятит остаток своей жизни спасению других.

Проповедник

Он отыскал своих прежних товарищей-аскетов и произнес перед ними свою первую проповедь, известную как "Проповедь в Оленьем парке". В ней он разъяснил им "Четыре Благородные истины" (которые мы рассмотрим в следующей главе). Монахи стали его первыми последователями. Пос­ледние 45 лет своей жизни Будда посвятил проповеди послания, несущего людям осво­бождение от пут эгоизма. Его учение было весьма радикальным вызовом тогдашним ус­тановлениям. Он проповедовал на разговорном народном языке, а не на санскрите индий­ских писаний. Он разрушил монополию брахманов (индийских учителей) на религиозное знание, призывая каждого человека к личному религиозному поиску.

"Не принимайте все, что слышите, не при­нимайте традиции, не принимайте всего лишь потому, что это написано в книгах, или пото­му, что совпадает с вашей верой, пли потому, что так говорит ваш учитель. Будьте сами себе светильниками. Те, кто сейчас или после моей смерти будут полагаться на себя и не искать посторонней помощи помимо самих себя, имен­но они достигнут вершин ".

Будда также смеялся над дотошным соблю­дением древних обрядов, так как все это не имело ничего общего с трудным путем самосовершенствования. Он не придавал значения умозрительным рассуждениям о Боге и душе - это он считал бессмысленным. Неоднократно совершая чудеса, он тем не менее говорил, что истина превосходит самое большое чудо. Будда считал, что во внешних обрядах или чу­десах люди порой ищут не существующие в действительности простые пути вместо того, чтобы стремиться к собственному спасению. Отрицая фатализм, он призывал каждого при­лагать усилия, необходимые для просветле­ния. Неудивительно, что такие нападки на привычные святыни вызывали сопротивле­ние. Индуисты сочли Будду величайшим ере­тиком, и в течение многих веков индуизм и буддизм враждовали. Несмотря на жесткую кастовую систему, Будда проповедовал всем, кто желал слушать. Появилась буддийская община, или сангха, состоящая из четырех слоев: монахов, мона­хинь, мирян и мирянок. Его последователями стала вся его семья, включая отца. В своих проповедях он часто использовал притчи -такие, как известная притча о слепцах и слоне. Многие эпизоды из его жизни также стали поучительными историями, как, например, история Кисаготами.

Горчичное зерно

Однажды Будде повстречалась старуха по имени Кисаготами. Она горько плакала — жизнь ее была нелегка. Она просила Будду по­мочь ей. Он ответил, что ее судьба едва ли от­личается от жизни других людей: вся жизнь — страдание. Единственный путь избежать страданий — прийти к состоянию нирваны. Оно сама должна погасить в себе пламя жела­ний и устремлений. Женщина не стала этого слушать: горести ее были слишком велики. Тогда Будда пообещал излечить ее печали, если только она принесет ему горчичное зерно из дома, в котором никог­да не знали горя.

Ободренная обещанием самого Будды, жен­щина начала поиски, а Будда отправился своим путем. Много позже он вернулся и снова увидел ее — она полоскала белье в реке и напе­вала. Своим духовным взором Будда уже увидел, что произошло. Тем не менее он спросил жен­щину, смогла ли она найти дом, где жизнь бы­ла бы счастливой и безмятежной. "Нет, — ответила женщина, -  куда бы я ни пришла, я видела горести куда тяжелее моих.'"

"Ты будешь искать еще?" - спросил Будда.

"Потом, - сказала женщина. - Пока что я должна помочь вон тем людям — им не по­везло еще больше, чем мне".

"Значит, тебе не нужно горчичное зерно, — решил Будда. - Ты стоишь на верном пути и можешь сама стать Буддой ".

Многих людей привлекала личность Буд­ды, простота и глубина его учения. Ко време­ни его смерти у него были сотни, если не ты­сячи просветленных последователей.

Смерть

Умер Будда в возрасте 80 лет, в доме кузне­ца Кунды. В его пищу случайно попали ядовитые грибы. Несмотря на сильные боли, Будда подумал о том, что Кунда начнет ви­нить себя в его гибели. Он попросил передать кузнецу, что в его жизни лишь дважды пища принесла ему исключительное наслаждение: в первый раз — когда еда дала ему силы и по­могла достичь просветления под Деревом Бодхи, и во второй раз - теперь, когда еда привела его к воротам нирваны. Он умер в глуши, когда проповедовал свое учение среди населения маленького городка. Гаутама Будда предсказывал появление в будущем нового Будды, который принесет с собой мир и истину, поможет людям создать праведный совершенный мир. Имя его будет Майтрея (любовь). Это будет совсем другой человек, не Гаутама; лишь миссия его оста­нется прежней. С самого начала буддизм быстро распрост­ранился в Индии и за ее пределами. Это учение было универсально, очень практично и гибко. К XII в. оно пришло в упадок в Индии, однако распространилось и стало главной религией в Шри-Ланке, Китае, Тибете, Корее, Японии и Юго-Восточной Азии. В России проживают три народа, чьей исторической религией является буддизм: калмыки, буряты и тувинцы. Они принадлежат к тибетской вет­ви буддизма.

Хотите узнать больше?   Свяжитесь с нами

Ленты новостей

© 2024 Мир Бога. При любом использовании материалов сайта ссылка на mirboga.ru обязательна.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru