Жизнь Будды
Буддизм — одна из мировых религий. Основателем ее был Сиддхартха Гаутама Будда. Постепенно учение Будды, возникшее в Индии, превратилось в ведущую религию большинства стран Дальнего Востока. Буддизм во многом сформировал культуру Китая, Японии, Кореи, Таиланда и Монголии. Иногда буддизм описывают как "атеистическую религию", потому что в учении Будды вы не найдете рассуждений о Боге.
Предметом размышлений буддизма является духовный рост человека. В отличие от основателей таких религий, как христианство и ислам, Будда не утверждал, что его учение было открыто ему Богом. Тем не менее нравственные принципы и ценности, к пониманию которых пришел Будда, очень похожи на нравственный кодекс тех религий, которые основаны на осознании божественного начала.
Детство
Основатель буддизма, Сиддхартха Гаутама Будда, родился в 563 г. до н.э. в небольшом княжестве Непала, в семье князя. Отец мальчика дал ему имя Сиддхартха, что означает "исполнение желаний". Через много лет последователи стали называть его Будда — Просветленный. С детства Сиддхартха воспитывался в роскоши. Он жил в трех разных дворцах в зависимости от времени года, одевался в дорогие одежды, ел редчайшие яства, и прислуживали ему прекрасные танцовщицы. Как и положено принцу, он получил блестящее образование в области индийской классической литературы. Он принадлежал к касте воинов, поэтому его также учили всему, что положено знать мужчине благородного звания: ездить верхом, забираться на слона, управлять колесницей и командовать армией. Вероятно, он был очень красив, потому что есть много упоминаний о "совершенстве его зримого тела". Когда ему исполнилось 16 лет, он взял в жены принцессу из соседнего княжества по имени Ясодхара. Вскоре у них родился сын — Рахула. Жизнь во дворце была богатой и беспечной, но Гаутама вскоре пресытился чувственными радостями. Он был наделен чуткой душой. Постепенно привычка к необузданному потворству всем желаниям сменилась в наследнике престола и воине безграничным состраданием к людям. Такая перемена была предсказана еще при рождении мальчика. Когда его отец собрал во дворце знаменитых мудрецов, чтобы определить судьбу принца, все они сошлись на том, что это совершенно необыкновенный ребенок. Жизнь его могла пойти в двух направлениях: избрав светский путь, он мог объединить раздробленные земли и стать величайшим из правителей Индии; в случае же ухода из мира ему был уготован путь великого мыслителя. Предсказатели предупредили князя, что стоит его сыну столкнуться со старостью, болезнью и смертью, как он покинет свой дом. Князь приложил все усилия, чтобы в роскоши дворца как можно Дольше ограждать сына от реальной жизни, и делал все для того, чтобы мысли мальчика были прикованы к сиюминутным удовольствиям. Принц никогда не сталкивался с болезнями, горем, смертью. Даже дороги, по которым он должен был проезжать, расчищали княжеские скороходы, чтобы он не увидел ничего подобного.
Четыре знамения
Только в 29 лет Гаутама по-настоящему задумался о жизни. Четыре события полностью изменили его жизненный путь. Однажды он обратил внимание на дряхлого, седого и беззубого старика, который дрожал, съежившись в своем ветхом тряпье. В другой раз ему попался на глаза неизлечимо больной человек, и принц был потрясен видом его страданий — трагедия человеческого существования начала проникать в душу Гаутамы. Пришлось ему столкнуться и с похоронной процессией, и он понял, что все люди рано или поздно умирают. И когда, наконец, на пути ему встретился монах-аскет, одетый в рубище и обритый наголо, ему впервые пришла в голову мысль удалиться от мира. Так Гаутама постиг боль и смерть, и плотские удовольствия потеряли для него всякую ценность. Пение танцовщиц, звуки лютен и цимбал, роскошные пиры и процессии казались ему теперь насмешкой. Цветы, качавшиеся на ветру, и снега, тающие на Гималаях, еще громче говорили ему о непрочности всего земного. Он решил последовать внутреннему зову и отказаться от светской жизни. Родители пришли в ужас, узнав о намерениях сына. Но когда они пытались воспрепятствовать принцу в осуществлении его решения, Гаутама сказал отцу: "Отец, если ты можешь навсегда освободить меня от страданий рождения, болезни, старости и смерти, я останусь во дворце; если же нет, я должен уйти и сделать свою земную жизнь осмысленной ".
Решимость принца покинуть дворец и заняться медитацией была непоколебимой. В ту самую ночь, когда жена родила ему сына, он тайно покинул свою молодую семью и отправился в лес. Так начались в его жизни поиски истины. Гаутама стал странствующим нищим аскетом. Он сбрил волосы, стал носить одежду, сшитую из обрезков. Постелью ему служили ветки, покрытые шипами; он почти отказался от пищи. Гаутама разыскал двух самых почитаемых в то время в Индии учителей, чтобы научиться у них мудрости и медитации. Однако со временем он понял, что они научили его всему, чему могли, но он так и не обрел желаемого полного освобождения. Тогда он вступил в группу крайних аскетов, которые считали, что суровое обращение с телом приведет к освобождению души. Следующие шесть лет Гаутама испытывал на себе всевозможные материальные лишения. Он проводил долгие часы без движения в неудобных позах. Он жил то в глухих лесах, полных диких зверей, то в холодных снегах, то в жаркой пустыне, то в полном одиночестве. Он пытался замедлить или остановить свое дыхание, постился и, наконец, вовсе прекратил есть. Описывая свое состояние во время одного из постов, Гаутама сказал: "Думая коснуться кожи моего живота, я на самом деле коснулся позвоночника". Человек несгибаемой воли, он значительно превзошел других в самоограничении. Но, несмотря на то что он обуздал свое тело, научился сдерживать эмоции и контролировать мысли, бывший принц чувствовал, что аскетическая жизнь не приблизила его к истине. Почти обессилев от последнего поста, он съел тарелку риса с молоком, отказался от аскетической жизни и решил заняться медитацией. Его товарищи аскеты с отвращением отвернулись от него, сочтя это слабостью. Однако этот опыт лег в основу первой заповеди Гаутамы — принципа Среднего Пути между крайностями аскетизма и неограниченным потворством своим прихотям. Люди должны жить в тепле, чистоте и хорошо питаться, но если ваша жизнь подчинена лишь удовлетворению этих потребностей, то счастье будет кратковременным. Если вы сыты, никакая еда не сделает вас счастливее. Ни обладание богатствами, ни удовлетворение физических желаний не спасет вас. Физические потребности нетрудно удовлетворить, однако алчность насытить невозможно. Но, с другой стороны, не следует совершенно отвергать материальную сторону жизни — это тоже не приносит счастья. Таким образом, самоограничение — хорошо, но бессмысленные страдания — ни к чему; хорошо помогать другим и стремиться улучшить мир и себя, но полное одиночество не нужно. Кроме того, этот опыт помог Гаутаме понять, что физические страдания воздействуют на людей, что человек - это не просто душа, заключенная в теле, но существо, состоящее из тела и духа.
Просветление
Поев риса с молоком. Гаутама уснул, и в ту ночь у него было пять сновидений. Проснувшись утром, он сел под деревом и начал медитацию, решив не двигаться с места, пока не обретет просветления. Он сидел неподвижно семь дней, будучи погружен в глубокую медитацию, Мара, предводитель демонов, пытался отвлечь его прекрасными женщинами и напугать ужасающими демонами. Однако Гаутама устоял перед всеми искушениями, сосредоточиваясь еще глубже. Этой ночью он достиг просветления. Его мысль стала спокойной и отрешенной, и радость наполнила его. Вскоре мысли отступили, и осталась только радость.В конце концов исчезла и радость, и его дух сделался спокойным, мирным и чистым; это было острое орудие, готовое проникнуть в сердцевину реальности. Подготовленный таким образом, Гаутама прозрел природу человеческого существования и осознал свою цель - полный покой. Состояние нирваны, которого он достиг, не может быть описано словами. Сорок девять дней сидел он, объятый восторгом, под деревом, которое его последователи нашали Древо Бодхи (древо просветления).
Я завоевал все; я знаю все, и моя жизнь чиста.
Я покинул все и свободен от желаний.
Я сам нашел путь. Кого назову Учителем?
Кого я буду учить?
Гаутама стал Буддой — тем, кто обрел истину сам, без поддержки гуру (учителя). После просветления Мара вновь пришел искушать Гаутаму. Он сказал, что никто не поймет той глубокой истины, которую он открыл, так зачем же кого-то учить? Почему бы просто не покинуть мир, чтобы, отрешившись от тела, вечно пребывать в состоянии нирваны? Но Будда решил, что посвятит остаток своей жизни спасению других.
Проповедник
Он отыскал своих прежних товарищей-аскетов и произнес перед ними свою первую проповедь, известную как "Проповедь в Оленьем парке". В ней он разъяснил им "Четыре Благородные истины" (которые мы рассмотрим в следующей главе). Монахи стали его первыми последователями. Последние 45 лет своей жизни Будда посвятил проповеди послания, несущего людям освобождение от пут эгоизма. Его учение было весьма радикальным вызовом тогдашним установлениям. Он проповедовал на разговорном народном языке, а не на санскрите индийских писаний. Он разрушил монополию брахманов (индийских учителей) на религиозное знание, призывая каждого человека к личному религиозному поиску.
"Не принимайте все, что слышите, не принимайте традиции, не принимайте всего лишь потому, что это написано в книгах, или потому, что совпадает с вашей верой, пли потому, что так говорит ваш учитель. Будьте сами себе светильниками. Те, кто сейчас или после моей смерти будут полагаться на себя и не искать посторонней помощи помимо самих себя, именно они достигнут вершин ".
Будда также смеялся над дотошным соблюдением древних обрядов, так как все это не имело ничего общего с трудным путем самосовершенствования. Он не придавал значения умозрительным рассуждениям о Боге и душе - это он считал бессмысленным. Неоднократно совершая чудеса, он тем не менее говорил, что истина превосходит самое большое чудо. Будда считал, что во внешних обрядах или чудесах люди порой ищут не существующие в действительности простые пути вместо того, чтобы стремиться к собственному спасению. Отрицая фатализм, он призывал каждого прилагать усилия, необходимые для просветления. Неудивительно, что такие нападки на привычные святыни вызывали сопротивление. Индуисты сочли Будду величайшим еретиком, и в течение многих веков индуизм и буддизм враждовали. Несмотря на жесткую кастовую систему, Будда проповедовал всем, кто желал слушать. Появилась буддийская община, или сангха, состоящая из четырех слоев: монахов, монахинь, мирян и мирянок. Его последователями стала вся его семья, включая отца. В своих проповедях он часто использовал притчи -такие, как известная притча о слепцах и слоне. Многие эпизоды из его жизни также стали поучительными историями, как, например, история Кисаготами.
Горчичное зерно
Однажды Будде повстречалась старуха по имени Кисаготами. Она горько плакала — жизнь ее была нелегка. Она просила Будду помочь ей. Он ответил, что ее судьба едва ли отличается от жизни других людей: вся жизнь — страдание. Единственный путь избежать страданий — прийти к состоянию нирваны. Оно сама должна погасить в себе пламя желаний и устремлений. Женщина не стала этого слушать: горести ее были слишком велики. Тогда Будда пообещал излечить ее печали, если только она принесет ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя.
Ободренная обещанием самого Будды, женщина начала поиски, а Будда отправился своим путем. Много позже он вернулся и снова увидел ее — она полоскала белье в реке и напевала. Своим духовным взором Будда уже увидел, что произошло. Тем не менее он спросил женщину, смогла ли она найти дом, где жизнь была бы счастливой и безмятежной. "Нет, — ответила женщина, - куда бы я ни пришла, я видела горести куда тяжелее моих.'"
"Ты будешь искать еще?" - спросил Будда.
"Потом, - сказала женщина. - Пока что я должна помочь вон тем людям — им не повезло еще больше, чем мне".
"Значит, тебе не нужно горчичное зерно, — решил Будда. - Ты стоишь на верном пути и можешь сама стать Буддой ".
Многих людей привлекала личность Будды, простота и глубина его учения. Ко времени его смерти у него были сотни, если не тысячи просветленных последователей.
Смерть
Умер Будда в возрасте 80 лет, в доме кузнеца Кунды. В его пищу случайно попали ядовитые грибы. Несмотря на сильные боли, Будда подумал о том, что Кунда начнет винить себя в его гибели. Он попросил передать кузнецу, что в его жизни лишь дважды пища принесла ему исключительное наслаждение: в первый раз — когда еда дала ему силы и помогла достичь просветления под Деревом Бодхи, и во второй раз - теперь, когда еда привела его к воротам нирваны. Он умер в глуши, когда проповедовал свое учение среди населения маленького городка. Гаутама Будда предсказывал появление в будущем нового Будды, который принесет с собой мир и истину, поможет людям создать праведный совершенный мир. Имя его будет Майтрея (любовь). Это будет совсем другой человек, не Гаутама; лишь миссия его останется прежней. С самого начала буддизм быстро распространился в Индии и за ее пределами. Это учение было универсально, очень практично и гибко. К XII в. оно пришло в упадок в Индии, однако распространилось и стало главной религией в Шри-Ланке, Китае, Тибете, Корее, Японии и Юго-Восточной Азии. В России проживают три народа, чьей исторической религией является буддизм: калмыки, буряты и тувинцы. Они принадлежат к тибетской ветви буддизма.