Усилия души

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. (Матф.11:12)

О каких усилиях здесь говорит Иисус? Царство Небесное – духовное царство, здесь наиболее важную роль играет состояние нашей души. Ведь действительно, даже если Царство Небесное наступит и будет вокруг нас, а мы не сможем этого ощутить, то для нас мир не изменится, мы этого не сможем ощутить.

Итак, чтобы попасть в Царство Божье, надо приложить силу, усилие. Вот что по этому поводу говорит Истинный Отец:

В духовном мире вы поймете, что самое важное в том, много ли усилий вы прилагали, чтобы не оступиться на пути вечной жизни. ("Жизнь на земле и духовный мир", том 2)

Усилия… Как же трудно иногда на что-то сподвигнуть себя, принять какое-то решение, и особенно выполнить его. Общепризнанно, что интеллектуальный труд является более сложным для человека. Почему? Ведь казалось бы – сидит себе человек, например, в офисе, за столом, и ничего тяжелее чашки с кофе за весь рабочий день не поднимает. Однако часто такой человек устает намного больше, чем работяга с лопатой. Причина в том, что приходится напрягать свою душу – то есть принимать решения, нести ответственность. Усилия души.

Большинство из тех людей, которые разочаровались в жизни веры или не ведут ее активно – просто сдались в какой-то момент. Обычно это происходит из-за неразрешенных вовремя ситуаций, неотвеченных вопросов, непреодоленных вызовов. Все мы знаем, что если исполняем на 100% нашу долю ответственности, то у нас все обязательно получится. Бог никуда не делся, Он все тот же, Он все также хочет нас спасти и быть с нами, давать нам Свои благословения. Мы знаем, что можем быть с Богом, если выполняем свою долю ответственности. То есть, у нас всегда по идее должна быть надежда.

Но в реальной жизни каждый из нас сталкивается с собственным несовершенством, несовершенством других, несовершенством окружения. И у нас накапливается негативный опыт, накапливаются нерешенные и непреодоленные ситуации, приходит разочарование, а потом духовная усталость и безразличие.

Очень хорошо об этом состоянии высказался Иоанн Лествичник, один из самых уважаемых ранних христианских подвижников:

Нечувствие, как телесное, так и душевное, есть омертвение чувства от долговременного недуга и нерадения, окончившееся нечувствием.

Безболезненность есть обратившееся в природу нерадение, оцепенение мысли. порождение худых навыков, сеть усердию, силок мужеству, незнание умиления. Дверь отчаяния, матерь забвения, которая, родив дщерь свою, снова бывает ее же дщерию; это - отвержение страха Божия.

Бесчувственный есть безумный мудрец, учитель, осуждающий себя самого, любослов, который говорит против себя, слепец. учащий видеть; беседует о врачевании язвы, а между тем, беспрестанно чешет и растравляет ее; жалуется на болезнь, и не отстает от вредных для него снедей; молится о своем избавлении от страсти, и тотчас исполняет ее на самом деле; за совершение ее гневается сам на себя, и не стыдится слов своих, окаянный. “Худо я поступаю”, вопиет, и усердно продолжает делать злое. Устами молится против своей страсти, а делом для нее подвизается. О смерти любомудрствует, а живет как бессмертный. Вздыхает о разлучении души с телом, а сам пребывает в дремоте, как бы был вечный. О воздержании беседует, а стремится к объедению. Читает слово о последнем суде, и начинает смеяться. Читает слово против тщеславия, и самым чтением тщеславится. Говорит о бдении, и тотчас погружается в сон. Хвалит молитву, и бегает от нее, как от бича. Послушание ублажает, а сам первый преступник. Беспристрастных хвалит, а сам не стыдится за рубище памятозлобствовать и ссориться. Разгневавшись, огорчается, и опять за самое это огорчение на себя гневается: и прилагая побеждение к побеждению, не чувствует. Пресытившись, раскаивается; и немного спустя опять прилагает насыщение к насыщению. Ублажает молчание, но восхваляет его многословием. Учит кротости, но часто в самом том учительстве гневается, и за огорчение свое опять на себя гневается. Воспрянув от греховного усыпления, воздыхает; но, покивав головою, снова предается страсти. Осуждает смех, и учит о плаче, смеясь. Порицает себя перед некоторыми, как тщеславного, и тем порицанием покушается снискать себе славу. Сладострастно смотрит на лица, и между тем беседует о целомудрии. Пребывая в мире, хвалит безмолвствующих; а того не разумеет, что он этим посрамляет себя самого. Славит милостивых, а нищих поносит. Всегда сам себя обличает, и придти в чувство не хочет, чтобы не сказать, что не может…

От слов сей неистовой страсти я окаянный ужаснулся, и спросил о имени родившего ее. Она мне сказала: “рождение у меня не одно: зачатие мое смешано и неопределенно. Насыщение меня укрепляет, время возращает, а худой навык утверждает; одержимый им никогда от меня не освободится. Если ты со многим бдением соединишь размышление о вечном суде, то, может быть, дам тебе малую ослабу. Смотри, от какой причины я в тебе родилась, и против матери моей подвизайся; ибо я не во всех бываю от одной причины. Молись часто при гробах, и неизгладимо напечатлевай в сердце своем их образы; если же сие не будет в тебе начертано кистию поста, то никогда не победишь меня” (Лествица. Степень 18)

Итак, Иоанн Лествичник дает тот же совет, что и Иисус своим ученикам, когда те не смогли изгнать бесов – молиться и поститься. Но это хорошо для активного состояния – обида, ненависть, досада, страх и т.д. Сами по себе эти состояния малоприятны, но они побуждают человека что-то сделать, как-то решить ситуацию. И у верующего человека есть ответ на вопрос, как решать подобные вещи. А вот если все зашло уже слишком далеко, тогда у человека пропадают даже негативные эмоции и ему становится все равно. Это подобно тому, как человек сильно мерзнет и не может согреться, потом постепенно чувство холода проходит и появляется такое сонное состояние, которое приводит к смерти. Что требуется в таком случае? Сильная встряска. Нужно встряхнуть свою душу. Нужны усилия души.

Вот как об этом говорит Истинный Отец:

Глубина вашей любви к Богу — это эталон того, как вам любить мужа, детей, соседей, общество, мир и даже тех, кто заключен в недрах ада. Она — ваше мерило. Я хочу, чтобы это чувство стало для вас жгуче реальным и пронизывало вас до мозга костей. Это не может произойти просто по вашему желанию в один день; вы должны предпринимать ежедневные усилия и бороться, чтобы преодолеть ограничения вашего сердца. («Добрый день», 3.07.77)

Итак, мы должны прикладывать усилия, иногда буквально заставляя нашу душу меняться, не оставаться в покое. Для этого требуются большие усилия. Не стоит самообольщаться и думать, что я могу все поменять, как только захочу. Иногда мы впадаем в такое заблуждение из-за неверной оценки своего состояния или из внутреннего высокомерия. «Да разве мне трудно взять и помолиться, когда захочу!? Да я хоть завтра смогу и вставать рано и молиться хоть по часу!» Однако на деле оказывается, что не получается. И всегда для этого находятся самые разумные и логичные причины. А результат один и тот же – ничего не меняется.

Или иногда человек решил меняться, действительно внутренне работает, меняет свою душу, а результат не приходит. Бывает и так, есть объективно сложные ситуации, которые не всегда зависят от нас. Тогда в помощь будут такие слова:

Не сожалейте, даже если ваши искренние усилия не принесут результата. Поскольку Божий труд дает развитие, ваши самоотверженные усилия принесут плоды через десять или двадцать лет кропотливой работы. («Путь Божьей воли»)

Итак, заставлять свою душу работать, меняться, прилагать усилия для того, чтобы не оставаться равнодушным или отчаявшимся – это и есть наши 5% ответственности. И за нас никто ее не выполнит, потому что это и есть наш духовный рост и развитие. Об этих усилиях говорит Иисус, говорит Истинный Отец. Иногда мы действительно должны «взять себя за шкирку» и хорошенько встряхнуть в духовном плане. И это не Ветхий Завет, это наша доля ответственности. Тем самым мы помогаем себе, но прежде всего помогаем Богу и Истинным Родителям.

Я хотел бы закончить Словами Отца:

Неужели вы думаете, что человеческое существо может прожить без любви? Если вы знаете, как немыслимо хороша любовь, разве будет вам в тягость даже непомерный труд ради того, чтобы добиться ее? Или вы способны лишь на минимальное усилие, а потом будете сидеть и ждать, чтобы к вам пришла любовь?

Чтобы обрести любовь, необходимо приложить максимальное усилие. Если, вы, потрудившись самую малость, ожидаете прихода любви, вы — просто жулик, а ваше отношение станет препятствием на пути любви. Ради любви вы можете без сожаления отдать ухо или лишиться глаз или красоты лица.  Нам до такой степени необходима любовь, что мы готовы превзойти себя, добиваясь ее. Даже если на карту поставлена наша жизнь, мы должны стремиться к любви. По-моему, стоит рисковать жизнью во имя любви. Может быть, раньше вы лишь смутно понимали это, но теперь вы знаете, насколько любовь хороша и велика. («Путь избранных», 9.07.78)

Пастор Иван, г.Хабаровск, 20 ноября 2011г.

Хотите узнать больше?   Свяжитесь с нами

Ленты новостей

© 2024 Мир Бога. При любом использовании материалов сайта ссылка на mirboga.ru обязательна.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru