Учение Конфуция
Обычаи и традиции являются той основой, которая определяет жизнь общества. В результате многочисленных проб и ошибок происходит постепенное осознание того, какой образ жизни приносит процветание всем и каждому. Эти приводит к появлению обычаев, которые передаются из поколения в поколение, прежде всего в семьях.
В семье человек узнает о принятых в обществе ценностях и о надлежащем стиле поведения. Если обычай становится неуместным, он либо исчезает, ибо изменяется. В таком обществе не нужны законы, потому что люди с раннего детства впитывают принятые нравственные ценности и следуют им в жизни.В Древнем Китае происходило не больше бурных событий, чем в других странах. Тем не менее между VIII и III веками до н. э. пала долго правившая династия Чу. Потеря государственной власти сопровождалась разложением общества. Место централизованного правительства заняли враждующие военачальники и искавшие обогащения вельможи. Рыцарское благородство исчезло, истреблялись целые поселения, включая женщин и детей. В людях исчезло милосердие и бескорыстие, традиции и обычаи прошлого были забыты, привычные авторитеты подорваны.В таких ситуациях в обществе часто появляются различные группы, предлагающие различные и порой противоречащие друг другу пути решения государственных проблем. Двумя наиболее значительными группами Китая были реалисты и моисты.
Реалисты
Последователи группы, руководителем которой был Хан Фей, утверждали, что предлагаемый ими путь позволит преодолеть царящую повсюду анархию. Они были убеждены, что:
- люди эгоистичны, жадны, похотливы и ленивы;
- сила — единственное, что они способны понять;
- необходимы четкие, подробные законы;
- законы нужно постоянно и резко ужесточать;
- порядок должны ввести и поддерживать правители, ибо только они знают, что нужно для будущего страны.
Моисты
Другую группу, предлагающую диаметрально противоположное решение, составляли последователи Мо-Цзы. Они считали, что конфликты между людьми и государствами происходят из-за недостатка взаимной любви. Поэтому они провозглашали не силу, а всеобщую любовь.
"Всеобщая любовь означает, что на чужие государства нужно смотреть как на свои, на чужие дома как на свои, на чужестранцев как на ближних своих. Когда все люди в мире полюбят друг друга, сильные не будут подавлять слабых, большинство не будет угнетать меньшинство, богатые не будут эксплуатировать бедных, сильные мира сего не станут презирать убогих, а хитрые — обманывать простаков."
Мо-Цзы
Конфуций видел, что пути, предлагаемые реалистами и монетами, не смогут помочь стране выйти из кризиса — в лучшем случае они лишь ненадолго улучшат положение. Он не принимал программы реалистов, потому что она была непрактичной и поверхностной. Закон хорош в суде над преступниками, но слишком груб для повседневной жизни. Законы могут устанавливать условия брака и развода, но не могут породить ни любви, ни дружбы.
"Не хуже других я могу рассудить тяжбу. Но стремиться нужно к тому, чтобы тяжб вовсе не было."
Конфуций также не разделял воззрений моистов. Когда Конфуция спрашивали: "Следует ли любить своих врагов, тех, кто противостоит нам?" - он отвечал: "Ни в коем случае. Отвечайте на ненависть справедливостью, а на любовь благосклонностью. Иначе вы зря потратите свое благоволение". Более того, он считал, что такая неразборчивая любовь подрывает самые основы общества: "Если относиться к чужому, как к отцу, кончишь тем, что будешь относиться к отцу, как к чужому."
Вполне естественно и правильно любить родителей больше, чем других членов семьи, членов семьи — больше, чем односельчан, и так далее, вплоть до всего человечества. Конфуций считал, что начало всякой любви — любовь к родителям; только обладая ею, можно постепенно проникнуться благосклонностью ко всему человечеству. Поэтому для Конфуция равная любовь ко всем означала отрицание любви к родителям.
Решение Конфуция
Конфуций понимал, что упадок традиции сопровождается потерей нравственных ценностей. Поэтому люди утратили чувство приличия и перестали подобающе вести себя, Конфуций предлагал изменить систему образования так, чтобы основой ее стало воспитание нравственности, и тогда молодежь вновь начнет воспринимать ценности как нечто естественное и нормальное. Только непринужденная душевная доброта людей может служить основой для восстановления общественного спокойствия и порядка. Хотя Конфуций всегда обращался к авторитетам прошлого, он все-таки был новатором, Он не стремился буквально возродить старые традиции, что, как он понимал, было и невозможно, и бесполезно. Вместо этого он предлагал изменить и обновить устои прошлого, чтобы они соответствовали духу нового времени. Вот основные элементы учения конфуцианства, которые стали традицией и образовали основу для возрождения и долголетия восточной цивилизации.
1. Жэнь
Для Конфуция благоволение (жэнь) является самым главным нравственным качеством, каким может обладать человек. Эта добродетель состоит в умении уважать других так, как уважаешь себя; и она должна служит образцом человеческих взаимоотношений.Ученик спросил: "Есть ли одно слово, которым можно руководствоваться в свои поведении всю жизнь?" Конфуций ответил "Возможно, это слово — взаимность. Не по ступай с другими так, как не хочешь, чтоб поступали с тобой ". Цу Чан спросил Конфуция о смысле Жэнь, Конфуций ответил: "Быть способным повсюду воплощать пять способностей означает обладать Жэнь". В ответ на мольбу ученика поведать об этих способностях Конфуций сказал: "Это уважение, великодушие, искренность, серьезность и доброта. Обладая уважением, вы избежите оскорблений; великодушием вы завоюете людские сердца; ваша искренность вызовет доверие; благодаря серьезности вы добьетесь успеха, а обладая добротой, вы сможете наставлять других ".
Человек, обладающий жэнь, настолько великодушен, что не делает различия между людьми разных национальностей, так как для него "в пределах четырех морей все люди — братья и сестры ".
2. Цзюнь цзы
Цзюнь цзы — это идеальный нравственный характер, к которому каждый должен стремиться. Обычно это переводится как "благородный муж" или как "высший человек", а может быть, и просто "зрелый человек". Конфуцию принадлежит много изречений о том, каким должен быть "благородный муж".
- Благородный муж.
- Благородный мух винит себя; ничтожный муж винит других.
- Благородный муж знает, что праведно. Ничтожный — знает, что принесет ему выгоду.
- Благородный муж указывает другим, что в них есть хорошего; он не указывает другим, что в них есть плохого. Ничтожный — поступает наоборот.
- Благородный муж стыдится, если слабо его расходится с делом.
- Благородный муж не любит тех, кому нравится бранить других или обнажать их слабости. Он не любит низших, что клевещут или распространяют порочащие слухи о высокопоставленных.
- Он не любит тех, кто упрям и не сдержан приличиями. Он не любит тех, чья решительность не сдобрена пониманием.
- Подлинная мужественность состоит в осознании своего истинного "я" и восстановлении нравственного порядка и дисциплины. Если человек способен хотя, бы на день осознать свое истинное "я" и полностью восстановить нравственную дисциплину, мир последует за ним. Лишь от тебя зависит, быть ли настоящим человеком. Причем тут другие?
3. Ли
Конфуций считал, что идеальный общественный порядок может быть установлен только с помощью ли. Ли — это принцип взаимного уважения и почтения. Ли — это многозначное слово, обозначающее порядочность, вежливость, церемонию, ритуал и идеальный общественный порядок, при котором каждый находится на своем месте. Идеальным считается такое общество, где свобода существует, но не порождает конфликтов и несправедливости, потому что все люди высоконравственны и ведут себя подобающе по отношению к другим. Родители должны быть хорошими родителями, дети — хорошими детьми, правительство — уметь управлять, а граждане — быть достойными гражданами. Если в стране все люди достигли внутренней зрелости, это приведет к покою и согласию. В таком обществе и правительство будет не нужно. Поэтому Конфуций, отвечая реалистам, говорил: "Можно направлять людей правительственными методами и управлять ими при помощи угроз и наказаний. Тогда люди постараются избежать тюрьмы, но не обретут ни чести, ни стыда. Если же направлять их добродетелью и управлять ими с помощью ли, люди не только обретут чувство чести и стыд, но и станут лучше." Конфуций понимал, что люди не выполняют своих обязанностей. Правительства, вместо того чтобы служить народу, эксплуатируют его; отцы ведут себя не так, как подобает отцам, а сыновья — не так, как приличествует сынам. Если бы люди научились быть хорошими сыновьями, отцами и правителями, то гармоничный и нравственный общественный порядок возник бы сам собой.
Пять отношений:
- Отец и сын
- Муж и жена
- Старший брат и младший брат
- Старший друг и младший друг
- Правитель и подданный
Конфуций определил пять типов отношений, которые, как он считал, составляют основу общества. Для здорового общества необходим правильный порядок этих отношений; каждому приличествуют свои нормы общения и поведения. Когда люди знают, как вести себя в определенной ситуации, они чувствуют себя раскованно и свободно, где бы они ни находились. Если же мы не знаем, как себя вести, то чувствуем себя очень неловко, "не в своей тарелке". Помимо того что нам не по себе, мы можем нечаянно обидеть других. Поэтому Конфуций придавал такое значение этикету. Конфуций хотел восстановить существовавшие ранее ритуалы и традиции. Он понимал, что соблюдаемые людьми традиции отражают степень их уважения к Богу и друг другу. Существуют определенные правила и обряды, которые следует выполнять в храме. Другие правила определяют поведение людей в обществе. Правительства также должны следовать определенным нормам. Различные обряды и предписания сопровождают человека на протяжении всей его жизни: рождения, юности, брака и смерти. Эти традиции помогают определить отношения между людьми.
"Что есть человеческие обязанности? Доброта отца, сыновняя почтительность сына, благородство старшего брата, смирение и уважение младшего брата, доброе поведение мужа, послушность жены, благосклонность старших, послушание младших, милость правителя и верность подданных". (Конфуций)
Конфуций предупреждал, что нарушение этих норм ведет к хаосу в обществе. Если к обряду бракосочетания относиться легкомысленно или вовсе пренебрегать им, то супружеские отношения станут непрочными, и буду! процветать разврат и измена. Если пренебрегать обычаями общественных празднеств, то теряется чувство порядка и дисциплины в отношениях между старшими и младшими, возникают разногласия и ссоры. Если не] придавать значения обряду похорон, исчезнет чувство благодарности детей к родителям и умершим предкам, и люди станут думать лишь о себе. Если не соблюдать дипломатических правил, отношения между правительствами могут обостриться и привести к войне. Но важнее этикета то, что хранится в человеческом сердце.
"Когда человек неправеден, каков смысл в его изысканных манерах? Если человек неправеден, в чем ценность его музыки?"
4. Дэ
Правители часто управляют силой. Однако Конфуций понимал, что правление, основанное на физическом насилии, недолговечно. Оно оборачивается угнетением и в конце концов рушится, так как не опирается на поддержку народа. Не уважая личность, оно отказывает людям в свободе и ответственности. Такое правление обладает силой, но не нравственным авторитетом. Поэтому гораздо важнее завоевать и удержать доверие людей. Этого можно достигнуть личным нравственным примером и любовью к людям. Дэ представляет собой нравственную силу примера, которая позволяет хорошему правителю достигать желаемого без применения силы. "Когда правитель поступает правильно, он влияет на народ, не отдавая приказов, а когда правитель сам поступает неправильно, все его приказы бесполезны. Если правитель исправляет собственные ошибки, править ему легко, а если он не исправляется сам, как может он исправить других?"
Чтобы добиться изменений в обществе и восстановить истинные ценности, Конфуций предлагал сосредоточить силы на образовании – не только развитии интеллекта, но воспитании характера. Если люди смогут научиться мудрости, они избегнут ненужных ошибок.
5. Вэн
И наконец, Конфуций придавал большое значение искусствам — музыке, танцам и живописи. Он признавал силу искусства, способную изменять людей и направлять их к добру. Когда мы слышим прекрасную музыку, видим великие произведения искусства или участвуем в танце, наш дух возвышается и душа достигает преображения. Единственная цель музыки и всяческих ритуалов заключается в том, чтобы "направить на путь праведности человеческие сердца"; и это послужит основой возрождения гармоничного общества. Окончательную победу, говорил Конфуций, одерживает не та страна, у которой самая большая армия, а та, у которой самая высокая культура — прекрасное искусство, благородная философия и великая поэзия. Именно этим восхищаются люди во всем мире. Поэтому завоеватели-варвары всегда покорялись более высокой культуре. Хотя Китай бесчисленное количество раз подвергался вторжению, завоеватели вскоре перенимали китайские обычаи и образ жизни. То же случилось с варварскими племенами, завоевавшими Римскую империю. Они также были побеждены более высокой культурой.
Помогло ли это?
Существуют разные способы оказать значительное влияние на человеческую историю. В последнее время научные и технические достижения значительно улучшили уровень жизни людей. Однако, оглянувшись назад, мы увидим, что уже у древних римлян было центральное отопление и превосходные дороги. Всё это исчезло с наступлением темных веков, и лишь не так давно мы снова догнали древних. Хотя средства массовой информации убеждают нас, что политика имеет огромное значение, политические перемены, как правило, длятся недолго и часто оборачиваются своей противоположностью. В любом случае идеалы и ценности, из которых исходят в своей деятельности политики, берут свое начало в других сферах. Самый большой личный вклад в историю человечества внесли основатели религий — христианства, ислама, буддизма. Именно они формировали мировоззрение и ценности, служившие основой для науки, политики, экономики, искусства, литературы. Влияние Конфуция подтверждает это. Хотя его личная карьера не была блестящей, он основал школу ученых, ставших правящей верхушкой Китая. Сам он остался наиболее важной личностью в истории страны. В 130 году до н. э. изучение конфуцианских текстов стало основным предметом при обучении правительственных чиновников, и это продолжалось до самого распада китайской империи в 1905 году. Ценности конфуцианства влияли не только на правительство — они стали плотью и кровью китайской культуры.
На протяжении более двух тысяч лет учение Конфуция оказывает глубокое влияние на четверть населения земли. Другие страны Восточной Азии, Япония, Корея и значительна! часть Юго-Восточной Азии сознательно вводили у себя этику Конфуция. В течение двун тысячелетий конфуцианство было связано с феодализмом и поддерживало его. Хотя в эта период были созданы некоторые величайшие произведения искусства, на протяжении последних двух столетий восточные общества переживали застой. Однако во второй половине XX века конфуцианство проявило удивительную гибкость, приспособившись к свободным рыночным отношениям. В результате этого сформированные конфуцианской этикой Япония, Корея, Тайвань, а теперь и сай Китай стали динамичными центрами мирового экономического развития. Многие ученые говорят, что следующее столетие станет Тихоокеанской эрой.