Учение ислама
Мусульмане верят, что откровение Бога приходило к людям в четыре этапа. Сначала через Авраама Бог явил свое единство; потом через Моисея дал людям Десять заповедей; затем через Иисуса Христа открыл, что мы должны возлюбить ближнего, как самого себя; и, наконец, через Мухаммеда.
Он открыл, как осуществить это в личной и общественной жизни. Ислам учит человека идти прямым путем. Этот образ жизни включает нравственную, экономическую, общественную и политическую сферы, и ислам дает четкое объяснение того, как отдельный человек и общество в целом должны проявлять себя в этих областях.
Коран
Мусульмане верят, что окончательный смысл человеческой жизни может быть достигнут, только если подчинить себя Богу. Единственное предназначение человека быть абдом, что означает "поклоняющийся" и "слуга Бога". Однако как мы можем понять, какой жизни хочет от нас Бог? Поскольку Бог справедлив, Его долг — открыть Свою волю и дать людям заповеди, согласно которым мы должны жить. Бог многократно открывал Свою волю через пророков. Беда в том, что люди неизменно сходили с истинного пути, игнорируя и забывая данные Богом принципы социальной этики и морали, называемые в исламе "шариатом". Но Бог не заставлял людей возвращаться на путь праведности, ибо Он даровал им свободу и чувство ответственности. Вместо этого Он наделял праведных людей даром пророчества. Мусульмане верят, что по меньшей мере 124 000 пророков приходили, чтобы своим личным примером указать людям правильный путь. В этом ряду пророков пятеро занимают особое место — Ной, Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса), Иисус (Иса) и Мухаммед, пришедший последним как "печать пророков". Каждый из пророков получил полное откровение книги познания Бога. Однако мусульмане считают, что эти книги и учения целиком не сохранились. Учение Авраама было утеряно полностью, а откровения, полученные Моисеем и Иисусом Христом, были записаны через много лет после их смерти. В результате часть откровения оказалась утраченной, а некоторые концепции были добавлены позднее. Однако несмотря на это мусульмане признают откровения как иудаизма, так и христианства:
Скажите: "Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано... Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам, и что было даровано Мусе и Исе, и что было даровано пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаемся. (Коран 2:130)
В Коране Бог через Мухаммеда открыл то же, что и прежде:
Не говорится тебе ничего, кроме того, что говорилось посланникам до тебя. (Коран 41:43)
Мухаммед позаботился о том, чтобы все полученные им откровения были записаны, приведены в порядок и проверены при его жизни. Они были сведены в 114 сур, или глав, и в такой форме Коран существует по сей день. Таким образом, для мусульман его авторитет окончателен, каждое слово священно и неизменно. Мусульмане верят, что Коран - окончательное и совершенное откровение Бога. Однако, согласно Корану, все эти откровения Книги — лишь ограниченное проявление безграничного знания Бога:
Если бы все то, что на земле из деревьев, — перья, а морю, кроме него, помогли бы еще семь морей, не иссякли бы словеса Аллаха. (Коран 31:26)
Согласно библейской истории, между Богом и человеком несколько раз был заключен завет. Обсуждая иудаизм, мы уже говорили о том, что завет — это соглашение между людьми и Богом. Метафоры, используемые для обозначения этих отношений, — "родитель и дитя", "муж и жена", подчеркивают близость этой связи. Согласно Библии, Господь заключил завет с Ноем, Авраамом, Моисеем, царем Давидом и Иисусом Христом. В соответствии с Кораном содержащееся в нем откровение является новым заветом, который венчает все предыдущие.
Хадисы
Хадисы, или "традиция", - это записи слов, деяний и поучений пророка Мухаммеда. После смерти Мухаммеда появилось множество собраний его высказываний и деяний. К ним относятся с большим уважением, однако существует четкое разделение между Кораном и хадисами.
Шариат
И это — моя дорога прямая; следуйте же по ней и не следуйте другими путями, чтобы они не отделили бас от Его дороги. Это Он завещал вам — может быть, вы будете богобоязненны. (Коран 6:153)
Бог не принимает веры, если она не выражена в делах; он не принимает дел, если они не подтверждают веры. (Хадисы)
Как только мусульманин открывает глаза и осознает Бога, самыми важными вопросами становятся: "Что мне сейчас делать? Как я должен жить?" Осознание Бога изменяет отношение мусульманина к собственному поведению и не позволяет ему делать многие вещи, которые служили бы лишь его эгоистичному удовольствию. Мусульмане полагают, что многие общества предпринимали неоднократные попытки установить справедливость, не ставя свои законы в зависимость от Божьей воли, но без помощи Бога эти попытки не имели успеха. Несмотря на важность праведной жизни каждого человека, истинной справедливости можно достичь только в том случае, если все общество будет следовать воле Бога. Отдельные люди и все общество должны вместе найти шариат, что значит "путь", и следовать ему. Шариат - это закон, определяющий для мусульманина правильность или ложность каждого его поступка. Шариат устанавливает критерии, в соответствии с которыми можно судить обо всех поступках, образе жизни, отношениях между людьми, в обществе и с самим собой. Следовать шариату — означает вести жизнь, полную нравственной ответственности. Если все люди будут жить таким образом, считая всех людей единой семьей; осознавая их права и защищая их; страдая, если их обижают; стремясь делать им добро, а не зло, — это значит, что они начнут жить согласно шариату.
Основа шариата — мудрость, благо людей в этом мире, а также в мире ином. Это благо состоит в абсолютной справедливости, заботе и мудрости. Все, что ведет от справедливости к гнету, от милосердия к жестокости, от мудрости к глупости, не имеет ничего общего с шариатом. (Ибн Каим, известный мусульманский учитель)
Важно отметить, что, хотя ислам говорит о важности религиозной практики, эта духовность тесно связана с повседневной реальностью. Внешние проявления религиозности зависят от внутреннего настроя верующего, и цель, таким образом, заключается в том, чтобы сохранить гармонию и целостность между внутренним и внешним аспектами жизни. Иными словами, долг мусульман состоит не только в том, чтобы постоянно помнить о Боге - каждое слово и поступок должны отражать их связь с Богом. Весь образ жизни мусульманина должен выражать подчинение Божьей воле, и все совершаемые поступки должны быть направлены на то, чтобы доставить радость Богу.
Правила поведения
Коран - основа шариата, и дополнением к нему являются учение и пример Мухаммеда. Применяя шариат к современному миру, мусульмане на основе разумных суждении принимают решения о том, какие действия окажутся в наибольшем соответствии с Кораном и хадисами. При этом они имеют в виду следующее:
- мнение уважаемых людей;
- предыдущие решения и прецеденты;
- справедливость и заботу об общем благе;
- общепринятость.
Это определяет пять категорий поведения;
- фард — то, что делать необходимо, например молитва;
- харам — то, чего делать нельзя ни при каких обстоятельствах, например употребление алкоголя;
- мандуб - рекомендуемые действия, например бескорыстное гостеприимство;
- макрух - незапрещенные, но неодобряемые действия, например развод;
- мубах — действия, определяемые совестью, потому что на этот счет нет твердых правил, например курение. Как и другие религии, ислам учит, что каждый человек несет ответственность за собственную духовную жизнь:
А кто приобретет грех, тот приобретет ею против самого себя. (Коран 4:111)
Кто идет прямым путем, тот идет прямо для своей души, а кто заблудился, тот заблудился во вред ей. (Коран 10:108)
То, как человек проживет свою жизнь, определяет его посмертную судьбу. В соответствии с этим душа может попасть в рай или ад, и Коран дает их четкое и живое изображение. Рай изобилует глубокими реками с прохладной кристально чистой водой, сочными плодами и зеленью, безграничным плодородием и прекрасными домами с расторопными слугами. Ад, напротив, описывается как место, полное расплавленного металла, кипящей жидкости и всепожирающего огня. В то время как одни люди воспринимают эти описания буквально, другие рассматривают их как символические метафоры. Поскольку человек несет ответственность и свою жизнь, Создатель наделил его свободой. Так что и религиозная жизнь должна проистекать от свободного выбора каждого человека. Поэтому Коран говорит:
Нет принуждения в религии. (Коран 2:257)
Мусульманин - это тот, кто по своей свободной воле выбрал подчинение Богу. При этом подчинение Богу разрушает всякое другое рабство - человек больше не является слугой другого человека, идеологии или учреждений. Отдавая себя во власть Бога, человек становится халифом Бога, или его представителем на земле.
Джихад
Понятие джихад означает "стремление" и относится к любой деятельности человека, продиктованной любовью к Аллаху. Для большинства мусульман это означает сознательное усилие, направленное на то, чтобы как можно лучше служить Аллаху, вести жизнь, полную самопожертвования, любви и сочувствия к другим. Именно эту борьбу против собственного эгоизма Мухаммед называл "великим джихадом". Это слово также используют, описывая военное положение, когда мусульмане призваны сражаться за честь или сохранение своей веры. Джихад не означает принуждения других людей к принятию исламской веры; он отражает стремление создать общество, где все люди свободно могут подчиняться законам Аллаха, предоставляя другим верить или нет в соответствии со своими желаниями. Обычно, осознав царящую в обществе несправедливость, люди надеются, что если открыть правителям на это глаза, то совесть заставит их исправить положение.
Лучший джихад — это говорить правду в лицо тирану. (Хадисы)
Иногда, однако, этого не происходит и возникает необходимость принять решение, что делать дальше. Мусульмане считают, что, если человек, группа людей или правительство пытаются навязать правила, неприемлемые для воли Аллаха, им нужно сопротивляться, а если необходимо, то и силой. Мусульмане верят, что война в таких обстоятельствах может быть оправданной, но ее цель - установление справедливости и мира. Когда противник побежден, то сразу следует обратиться к принципу милосердия и прекратить все военные действия. Раненым солдатам противника полагается точно такой же уход, как и своим солдатам, а женщинам и детям противника никогда нельзя приносить вреда. Как говорил Мухаммед,
Ненавидь врага умеренно; завтра он может стать другом. (Хадисы)
Равенство людей
Мусульмане верят, что в начале времен Бог создал мужчину и женщину и что все ныне живущие люди произошли от этой пары. Некогда все имели одну религию и говорили на одном языке. Однако, распространившись по свету, люди разошлись в обычаях и языках и разделились на племена. Их физические черты изменились, приспособившись к разным климатическим условиям. И впоследствии эти различия привели к возникновению предрассудков по поводу расы, цвета кожи, национальности и языка. Ислам, однако, провозглашает, что, поскольку все произошли от одних родителей, то все люди - братья и равны в своем положении. Единственные различия между людьми, которые ислам считает важными, — это различия в вере и нравственном поведении. Если двое детей одной матери имеют разные убеждения, они ведут разный образ жизни. Однако два человека с разных концов земли идут в жизни по одной дороге, если у них одна вера и нравственные ценности. Таким образом, ислам стремится создать общество людей, основанное не на национальности, расе или цвете кожи, а на единой вере и нравственных принципах. Поэтому внутри ислама нет расовых, классовых и национальных различий. Мухаммед сурово обличал национализм:
Тот, кто провозглашает национализм, — не один из нас; и кто умрет за дело национализма, тот не один из нас. Национализм означает помощь своему народу в неправом деле. (Хадисы)
Дом Ислама
Мусульманин должен славить Бога всей своей жизнью. Поэтому даже принятие пищи и создание семейных отношений могут стать частью служения Аллаху, если мусульманин подходит к этому с правильным сердцем. Вот почему мусульмане говорят о "Доме Ислама". Так же, как мы живем всю жизнь в своем доме, мусульмане могут жить всю свою жизнь в Доме Ислама. Каждый мусульманин должен жить с Богом — не только во время молитвы, но постоянно; чтобы Бог присутствовал в каждом поступке, каждом принимаемом решении, каждом желании.
А когда бы закончите молитву, вспоминайте Аллаха — стоя, сидя и на своих боках. (Коран 4:104)
Основа Дома Ислама — Коран. На Ближнем Востоке почти все дома поддерживались столпами. Поддержка Дома Ислама - пять столпов ислама: свидетельство (символ веры), молитва, милосердие, пост и паломничество. Пять столпов - это принципы, которые регулируют частную жизнь мусульманина и четко объясняют, что от него требуется для подчинения Богу. Каждому дому требуется крыша, и крыша Дома Ислама — Священный закон, шариат.
Пять столпов ислама
1. Шахад (символ веры)
В каждой религии содержатся утверждения, которые помогают ее последователям найти правильные ориентиры в своей жизни. Символ веры ислама таков:
Ла-илаха-илла-Аллах. Мухаммадун расулуллах.
Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его.
В этой фразе содержится суть того, во что необходимо верить, чтобы быть мусульманином. Эти слова, произнесенные с искренним чувством по-арабски, означают обещание подчиняться Богу и следовать пророку. Это первые слова, которые мать шепчет на ухо новорожденному младенцу, и последние, которые произносит мусульманин, умирая. Хотя верующий мусульманин повторяет эти слона по нескольку раз в день, по крайней мере один раз в жизни он должен произнести символ веры правильно, вдумчиво, с полным пониманием и искренней убежденностью в его истинности.
2. Салат (молитва)
Коран называет человека "богопочитателем" и рассматривает каждого верующего как часть религиозной общины. Поэтому молитва к веропочитание в исламе - это не только личная обязанность, но и акт общей веры. Через молитву человек напоминает себе, что он не Бог. Он создание, а не Создатель. Когда люди забывают об этом, они пытаются поставить себя в центр мироздания, а это непременно ведет к саморазрушению. Человек - создание, и вся жизнь его обретает свое место и верную перспективу, только когда он осознает это. Так что молитва для мусульман означает естественное стремление человеческого сердца изливать свою любовь и благодарность к своему Создателю, а также помогает сохранить верное понимание своей жизни и подчинить себя воле Бога, нашего законного повелителя. Салат — это название молитвы, которую мусульманин произносит пять раз в день. После ритуального омовения мусульмане собираются вместе всей общиной, выстраиваются в ряд. простираются ниц перед Богом и молятся, обратившись лицом к Мекке. Знание того, что братья и сестры во всех уголках земного шара делают то же самое, создает чувство принадлежности к всемирному братству, даже когда мусульманин находится в одиночестве. Молитва очищает сердце и приносит духовный и нравственный рост. Ее цель заключается в том, чтобы приблизить людей к Богу; принести им чувство мира и покоя; напомнить о равенстве, единстве и братстве; способствовать благодарности и смирению; укрепить дисциплину и силу воли; отвлечь от личных забот; учить чистоплотности, чистоте и пунктуальности; успокоить страсти и подавить низменные инстинкты.Cодержание молитвы сводится к восхвалению Бога, выражению благодарности и мольбе о руководстве и прощении.
3. Закат (милосердие)
Ислам учит, что Бог дает человеку богатство для пользы всего человечества, и поэтому необходимо делить его с другими. По-арабски закат означает очищение, и одно из объяснений этого понятия заключается в том. что богатство может быть обращено во зло и тем самым отделить человека от Бога. Цель уплаты закат состоит в том, чтобы освободить ваше богатство от жадности и эгоизма. Это попытка очистить сердце от страсти к деньгам и стремления удержать их. Материальный достаток весьма важен в жизни, но одни имеют больше других. Ислам не задается вопросом, почему так происходит, но дает совет, что нужно делать в этой ситуации. Ответ прост. Те люди, жизнь которых сложилась более благополучно, должны облегчить бремя тех, кому везет меньше. Мухаммед ввел такой порядок в седьмом веке, установив обязательный для всех ежегодный налог. Эти деньги должны были раздаваться рабам, желающим выкупить свою свободу, беднякам, должникам, заключенным и странникам.
Тот не верующий, кто ест досыта, когда ближний рядом голодает. (Хадисы)
При этом Коран подчеркивает, что отношение дающего важнее, чем собственно размер помощи. Следует избегать гордости, высокомерия и пустых слов. Поэтому закат платится тайно, чтобы бедным не было стыдно принимать помощь и чтобы поступок богатых не вызвал фальшивой хвалы и восхищения, так как они всего лишь выполняют свой долг.
4. Саум (пост)
Рамазан — священный месяц в исламском календаре, потому что именно в этом месяце Мухаммед был впервые призван как пророк. Поэтому во время рамазана мусульмане празднуют получение Корана. В этом месяце все мусульмане, которым позволяет здоровье, от рассвета до сумерек отказывают себе во всех чувственных удовольствиях. Саум, или пост, — это умышленное усмирение плоти волевым актом.
О те, которые уверовали! Предписан вам пост... на отсчитанные дни... А чтобы вы постились, это — лучше для вас, если вы знаете. (Коран 2:179-180)
Пост во время рамазана означает воздержание не только от пищи, но и от питья, курения, а также от интимных отношений. Помимо этого необходимо сознательно стремиться к тому, чтобы избегать любых злых мыслей и поступков.
Если не прекратишь лгать, Богу нет нужды, что ты не ешь и не пьешь. (Хадисы)
После нескольких часов поста мы начинаем ощущать чувство голода. В этот момент и наступает время для сознательного контроля за собой, чтобы не инстинкты, а разум и воля определяли нашу жизнь. Путь к послушанию постепенно становится легче, и удерживание от соблазна тоже. В течение рамазана изменяется поведение всего сообщества. Темп жизни замедляется, наступает время размышлений. Это период, когда вновь утверждаются социальные отношения, поощряются примирения, и люди чувствуют большее единство друг с другом. Все, и богатые, и бедные, постятся вместе. У поста есть несколько достоинств. Он заставляет человека задуматься, поразмыслить о своем духовном состоянии. Он учит самодисциплине, поскольку человеку, способному подчиняться его требованиям, легче будет умерить свой аппетит и в другое время. Он также напоминает человеку о его бренности и зависимости от Бога. Он делает людей более чуткими, поскольку тот, кто сам испытывал голод, скорее отзовется на страдания окружающих.
5. Хадж (паломничество)
Заветное желание каждого мусульманина - совершить хадж, или паломничество, в Мекку. Хадж означает "путь с определенной целью", и обязанность каждого мусульманина, который может себе это позволить и физически способен на это, — совершить его хотя бы раз в жизни. Символика хаджа восходит к заре человеческой истории, к Адаму и Еве, а после - к Аврааму. Согласно вере мусульман, в одном из мест, посещаемых во время хаджа, Адам и Ева примирились с Богом, а в другом Авраам должен был принести в жертву своего сына; в эту местность отправилась Агарь, покинувшая дом Авраама, и здесь же Авраам и Измаил построили святилище, впоследствии названное Каабой. В течение почти 4000 лет Кааба была святым местом. Поэтому, когда мусульманин предпринимает хадж, он идет по стопам Адама и Евы, Авраама, Агари и Измаила, как бы проживая заново важные эпизоды из их жизни. Цель хаджа заключается в том, чтобы укрепить преданность паломника Богу. Он также напоминает о равенстве всех людей. Прибыв в Мекку, паломники снимают с себя одежду, ясно говорящую об их социальном положении, и облачаются в простое одеяние, состоящее из двух кусков материи. Исчезают все различия в положении и достатке: царь и раб равными предстают перед Богом. Первым действием в знак любви к Богу является обход вокруг Каабы семь раз быстрым шагом, в любое время дня и ночи. За этим следуют другие обряды, изображающие сиены из библейской жизни, и посещение других мест. Паломничество объединяет людей разных стран, показывая, что у них есть общая вера, превосходящая верность мирским правителям и государствам, которые часто враждуют друг с другом. Паломники узнают о своих братьях в других концах мира и возвращаются домой с лучшим пониманием друг друга. В 1939 году только 60 000 верующих совершили хадж, а в 1990 — уже более 2,5 миллиона паломников со всего мира.
И это пройдёт…
Из книги Мойдеха Байат и Мухаммеда Али Джамни "Притчи страны Суфи".
Один дервиш, проделав долгий и трудный путь через пустыню, наконец пришел к людям. Деревня называлась Песчаные Холмы; было сухо и жарко. Кроме сена, которым кормили скот, и нескольких кустов там не было никакой растительности. Главным средством к существованию жителей Песчаных Холмов был скот; если бы там была другая почва, они бы могли заниматься и земледелием. Дервиш вежливо спросил прохожего, где он мог бы получить немного пищи и ночлег. "Ну, — сказал человек, почесав в затылке, — в нашем поселке такого места нет, но я уверен, что Шакир будет рад приютить тебя на ночь". Потом человек показал ему, как пройти к дому Шакира, чье имя значит "тот, кто постоянно благодарит Бога". По пути к дому Шакира дервиш остановился около небольшой группы стариков, куривших трубки, чтобы еще раз справиться о дороге. От них он узнал, что Шакир -самый богатый человек в деревне. Один из стариков сказал, что у Шакира больше тысячи голов скота, "а это больше, чем у Хаддада, который живет в соседней деревне". Вскоре дервиш стоял перед домом Шакира, восхищаясь им. Шакир оказался человеком добрым и гостеприимным. Он уговорил дервиша погостить у него пару дней. Жена и дочери Шакира были такими же добрыми и предупредительными и предлагали дервишу все лучшее. Когда он уходил, они даже дали ему пищи и воды на дорогу. По пути обратно в пустыню дервиш ломал голову над прощальными словами Шакира. Дервиш сказал ему: "Слава Богу, что ты богат".
- Дервиш, - ответил Шакир, -- пусть тебя не обманывает внешнее, ибо и это пройдет.
Дервиш уже много лет следовал пути Суфи и понимал, что все виденное и слышанное им содержит в себе урок и поэтому достойно того, чтобы размышлять над ним. Собственно, именно для этого он и предпринял свое странствие — чтобы большему научиться. Слова Шакира не выходили у него из головы, и он не был уверен, что правильно понял их смысл. Сев в тени дерева для молитвы и медитации, он вспомнил из своего суфийского учения, что, если он будет хранить молчание и не станет делать поспешных выводов, он найдет ответ. Его учили молчать и не задавать вопросов, ибо, когда наступит время для его просветления, он все сам поймет. Поэтому он закрыл двери своих мыслей и погрузил душу в глубокое созерцание. Так прошло около пяти лет; он странствовал по разным землям, встречал новых людей и учился на своем опыте. Все это время, по суфийскому обычаю, он оставался молчаливым, сосредоточившись на том, что говорило ему сердце. Однажды странствия вновь привели дервиша в Песчаные Холмы — ту самую деревню, где он останавливался несколько лет назад. Он вспомнил своего друга Шакира и спросил о нем. "Он живет в соседней деревне, — сказали ему.
- Теперь он работает у Хаддада". Удивленный дервиш вспомнил, что Хаддад — это второй богач округи. Обрадовавшись, что увидит Шакира, он бросился в соседнюю деревню.
У роскошного дома Хаддада дервиш встретил Шакира. Тот сильно постарел и был одет в лохмотья. "Что с тобой случилось?" - спросил дервиш. Шакир ответил, что три года назад наводнение оставило его без дома и без скота. Он и его семья стали работать у Хаддада, который благополучно пережил наводнение и теперь слыл первым богачом округи. Такой поворот судьбы, однако, не изменил доброго и приветливого характера Шакира и его семьи. Они дружелюбно принимали дервиша у себя в домике несколько дней и дали ему на дорогу пищи и волы.
- Как мне жаль, что такое случилось с тобой и с твоими родными. Я знаю, что у Бога на вес есть причины, — сказал перед уходом дервиш.
- Да, но не забывай — и это пройдет.
Голос Шакира продолжал звучать в ушах дервиша. Улыбающееся лицо и спокойствие Шакира не выходили у него из головы. "Что же он теперь имеет в виду?'" Дервиш уже знал, что в прошлый раз слова Шакира означали предчувствие того, что с ним случится. Но на сей раз он не мог понять, чем вызвано такое оптимистичное замечание. И снова он перестал думать об этом, предпочитая подождать ответа. Прошли месяцы и годы, а стареющий дервиш все продолжал странствия. Как ни странно, дороги все время приводили его в деревню, где жил Шакир. На этот раз он оказался в Песчаных Холмах только через семь лет. и к этому времени Шакир снова разбогател. Теперь он жил в самом большом доме, принадлежавшем раньше Хадладу. а не в маленькой хижине. "Хаддад умер пару лет назад, — сказал Шакир, — и, поскольку у него не было наследника, он решил оставить мне свое имущество в награду за верную службу.
Погостив у Шакира, дервиш приготовился к долгому путешествию. Он собирался пересечь Саудовскую Аравию и совершить пешком паломничество в Мекку — это была давняя традиция. Его прощание со старым другом было таким же, как и раньше. Шакир повторил свое любимое присловье: "И это пройдет". После паломничества дервиш отправился в Индию. Вернувшись к себе на родину, в Персию, он решил еще раз навестить Шакира, чтобы узнать, что с ним происходит. И снова он пришел в деревню Песчаные Холмы. Но вместо своего друга Шакира он нашел там скромную могилу с надписью: "И это пройдет". Он удивился еще больше, чем тогда, когда Шакир сам произносил эти слова. "Богатство приходит и уходит, — думал он, — но как может измениться могила?"
С тех пор дервиш решил посещать могилу друга каждый год и проводить несколько часов в размышлении над завещанием Шакира. И вот в одно из своих посещений он увидел, что и кладбище, и могилу смыло наводнением. Теперь у старого дервиша не осталось ничего от человека, судьба которого столь необычно переплелась с его собственной жизнью. Дервиш несколько часов стоял на развалинах кладбища, глядя в землю. Наконец он поднял голову к небу и вдруг, как бы открыв тайный смысл, кивнул а знак согласия и сказал: "И это пройдет". Когда дервиш совсем состарился и не мог больше странствовать, он решил осесть и прожить остаток жизни в тишине и покое. Шли годы, и старик помогал тем, кто приходил к нему за советом, и делился опытом с молодыми. Люди шли к нему отовсюду, потому что он славился своей мудростью. Наконец слух о нем дошел до главного советника царя, который как раз искал мудреца. Дело было в том, что царь пожелал, чтобы ему сделали кольцо, на котором была бы такая надпись, прочитав которую царь мог бы в печали развеселиться, а в радости — загрустить. Были наняты лучшие ювелиры, многие мудрецы предлагали свои варианты надписи, но царю ничто не нравилось. И тогда советник написал дервишу, объяснив, в чем дело, прося о помощи и приглашая его во дворец. Дервиш, не выходя из дома, послал ему ответ. Через несколько дней кольцо с изумрудом было готово и доставлено царю. Царь, который уже много дней пребывал в унынии, неохотно надел его на палец и с разочарованным вздохом взглянул на него. И вот на его лице появилась улыбка, а через несколько минут он уже громко смеялся. На кольце была надпись: "И это пройдет".