Учение Будды
Учение Будды называется "дхарма", что означает "закон". Буддисты относят это понятие также к названию своей религии. В настоящее время имеются разногласия относительно того, что именно говорил сам Будда, так как известно множество писаний, претендующих на то, что они — слово Будды.
В основе всех 84 000 учений Будды лежат его первые проповеди - "Четыре Благородные истины" и "Восьмеричный путь". Впоследствии буддизм раскололся на несколько ответвлений, которые уточняли и развивали различные стороны учения. Сам Будда утверждал, что для каждого человека важно осознавать границы своей веры и уважать веру других:
Человек имеет веру. Если он говорит:" Это моя вера", он придерживается истины. Но этим он не может перейти к абсолютному выводу: "Лишь это истина, а все остальное — ложь".
Карма
Всем дальневосточным религиям присуще очень острое чувство того, что во Вселенной существует нравственный закон. В индуизме и буддизме он называется кармой; это слово в переводе с санскрита означает "действие". Любое действие человека — поступки, слова и даже мысли называется кармой. Доброе действие создает хорошую карму, а злое - плохую. Эта карма воздействует на будущее человека. Настоящее не только создает будущее, оно само создано прошлым. Поэтому все беды настоящего рассматриваются буддистами как возмездие за проступки, совершенные либо в этой жизни, либо в прошлой, поскольку буддисты верят в реинкарнацию, перевоплощение. Реинкарнация — это доктрина, которую разделяют индусы и буддисты. В соответствии с этим пониманием после смерти человек рождается заново в новом теле. Таким образом, то, кем является человек при жизни, — это результат кармы. Два первых стиха "Дхамма-пады", излюбленного буддийского текста, обобщают сущность кармы.
То, что мы есть сегодня, порождается тем, что мы мыслили вчера, а наши сегодняшние помыслы порождают нашу завтрашнюю жизнь; наша жизнь есть порождение нашей мысли.
Если человек говорит и действует с нечистыми помыслами, страдание следует за ним, как колесо повозки — за животным, впряженным в повозку.
То, что мы есть сегодня, порождается тем, что мы мыслили вчера, а наши сегодняшние помыслы порождают нашу завтрашнюю жизнь; наша жизнь есть порождение нашей мысли.
Если человек говорит и действует с чистыми помыслами, радость следует за ним, как его собственная тень.
Это так же хорошо описал Геше Келсанг Гиатсо, тибетский буддийский духовный учитель:
"Каждое действие, которое мы совершаем, оставляет отпечаток в нашей мысли, а каждый отпечаток в конце концов приводит к последствиям. Наша мысль подобна полю, а совершение действий подобно посеву семян на этом поле. Праведные поступки сеют семена будущего счастья, а неправедные поступки сеют семена будущего страдания. Эти семена находятся в покое в нашей мысли, пока не наступает для них пора созреть, и тогда они оказывают свое воздействие".
Поэтому бессмысленно винить других в своих бедах,"ибо сам человек совершает зло, и сам оскверняет себя. Не совершает зла он тоже сам, и сам очищает себя, Чистота и скверна связаны между собой. Одному другого не "очистить". Будда говорил, что проблема заключается в том, что "легко совершать неправедное и то, что принесет тебе вред, но очень трудно совершать праведное и то, что принесет тебе пользу".
Разговаривая с обычными людьми, Будда придавал большое значение карме, страху перед дурным рождением и надежде на хорошее рождение. Он говорил людям о том, как готовить себя к хорошему рождению: жить нравственной и ответственной жизнью, не искать счастья в преходящих материальных благах, быть добрым и бескорыстным по отношению ко всем людям. Буддийские писания содержат устрашающие картины адских страданий и жизни в качестве жалкого призрака. Плохая карма имеет двоякое воздействие - человек становится несчастным в этой жизни, теряет друзей или страдает от чувства вины и вновь рождается в каком-нибудь жалком виде. Хорошая карма ведет к миру, покою, безмятежному сну, любви друзей и доброму здоровью в этой жизни и к хорошему рождению после смерти, может быть, к пребыванию в одном из небесных миров, где жизнь подобна райской. Хотя может показаться, что учение Будды очень трудно понять, одна из причин, по которым оно привлекает людей, — простота его языка и практичность.
Помни: есть шесть способов впустую тратить время и деньги: пьянство, ночное бродяжничество, посещение ярмарок и празднеств, азартная игра, дурная компания и лень.
Есть шесть причин, по которым пьянство дурно. Оно отнимает деньги, ведет к ссорам и дракам, вызывает болезнь, ведет к дурной славе, побуждает к безнравственным поступкам, о которых потом жалеешь, ослабляет ум.
Есть шесть причин, по которым дурно ночное бродяжничество. Вас могут избить, ваша семья останется дома без вашей защиты, вас могут ограбить, вас могут заподозрить е преступлениях, слухам о вас станут верить, и у вас будут всяческие неприятности.
Посещение ярмарок и празднеств означает, что вы потратите время, думая о музыке, инструментах, танцах, развлечениях, и забудете о важном.
Азартная игра дурна, потому что при проигрыше вы теряете деньги, при выигрыше наживаете врагов, никто вам не доверяет, друзья презирают, и никто не пойдет за вас замуж.
Дурная компания означает, что ваши друзья — хулиганы, пьяницы, обманщики и преступники, и могут увлечь вас на дурной путь.
Лень дурна, потому что вы тратите свою жизнь, ничего не добиваясь, ничего не зарабатывая. Лентяй всегда может найти повод не работать: "слишком жарко " ила "слишком холодно ", "слишком рано " или "слишком поздно", "я слишком голоден " или "я слишком сыт ".
Хотя нравственное учение буддизма в значительной степени похоже на этический кодекс других религий, в основе его лежит другое. Буддисты не рассматривают свои принципы как заповеди Высшего Бытия, которому следует подчиняться. Скорее это указания, как следовать пути духовного роста и достичь совершенства. Поэтому буддисты пытаются понять, как то или иное правило должно использоваться в конкретной ситуации, а не подчиняются им слепо. Так, обычно считается, что лгать дурно, но в определенных обстоятельствах это может оказаться оправданно — например, когда речь идет о спасении человеческой жизни.
"То, является ли действие хорошим, дурным или нейтральным, целиком зависит от помысла, который движет им. Добрые дела происходят от добрых помыслов, дурные - от дурных помыслов, а нейтральные действия — от нейтральных помыслов." / Геше Келсанг Гиатсо. "Введение в буддизм"
Таким образом, следует человек указаниям или нет, самое важное — это то, какими побуждениями продиктовано то или иное действие, эгоистичными или бескорыстными. Для духовного роста важны не просто сами поступки, но причины, по которым вы их совершаете. Поскольку истинные мотивы поступков трудно определить, необходимо очищать дух с помощью медитации и духовных упражнений.
Проповедь в Оленьем парке
В первой проповеди, прочитанной после просветления, Будда открыл своим прежним товарищам то, что он узнал и что позднее составило центр его учения. Однако следует помнить, что эта проповедь была прочитана пяти монахам-аскетам, искушенным в религиозной практике, которые были подготовлены, чтобы понять и принять его слова. Как отмечалось выше, проповеди, обращенные к обычным людям, были гораздо проще. В проповеди в Оленьем парке Будда сравнивал себя с врачом, работа которого состоит из четырех этапов:
- поставить диагноз болезни;
- определить причину болезни;
- найти путь лечения;
- выписать лекарство.
Будда говорил аскетам, что он на опыте убедился: в жизни одинаковый вред приносят и погоня за удовольствиями, и чрезмерный аскетизм. К прозрению, покою и просветлению его привела умеренная жизнь, Срединный путь. Следование этому пути позволило ему ясно увидеть Четыре Истины.
Четыре Благородные истины
Первая истина
Первая истина заключается в том. что жизнь в том виде, в каком ее знает большинство существ, сама по себе неполноценна. Жизнь есть "дуккха", что обычно переводится как страдание. "Вот святая истина о страдании: рождение есть страдание, старость есть страдание, болезнь есть страдание, смерть есть страдание; соединение с немилым есть страдание, разлука с милым есть страдание, недостижение желаемого есть страдание."
Буддисты различают три формы страдания.
- Обычное, простое страдание, подобно вышеперечисленным. Чем вдумчивее и чувствительнее человек, тем больше он осознает страдание, которое лежит в основе всего, от животных, которые охотятся друг на друга, до человека, унижающего себе подобных.
- Второй тип страдания происходит от непостоянства жизни. Даже прекрасные вещи тленны, любимые умирают, и иногда мы так меняемся, что вещи, прежде доставлявшие удовольствие, больше не радуют. Поэтому даже люди, которые на первый взгляд обладают всеми доступными благами, на самом деле несчастны.
- Третья форма страдания тоньше, Это чувство, что жизнь всегда несет разочарование, неудовлетворенность, дисгармонию и незавершенность. Жизнь смешена, как вывихнутый сустав, который причиняет боль при каждом движении.
Когда человек наконец осознает, что жизнь — дуккха, к нему приходит желание освободиться от страданий.
Вторая истина
Вторая истина заключается в том, что причина страданий - "танха", наша жажда или эгоистические желания. Мы хотим, хотим, хотим... без конца. Эти желания происходят от невежества. Причина таких желаний в том, что мы ослеплены. Мы думаем, что счастье можно обрести через внешние источники. "Вот Благородная истина о происхождении страдания: наша жажда приводит к возобновлению бытия, сопровождается удовольствием и жадностью, ищешь наслаждения то тут, та там, иными словами, это жажда чувственных переживаний, жажда вечной жизни, жажда забвения."
Будда выделил шесть основных присущих людям заблуждений.
- Невежество - непонимание природы циклического существования и закона причины и следствия.
- Алчность - стремление к удовлетворению чувственных потребностей, излишняя привязанность к предметам и людям, которых мы находим прекрасными.
- Гнев - самое большое препятствие на пути к просветлению, ибо разрушает состояние гармонии как в душе человека, так и в мире.
- Гордость - чувство превосходства над другими.
- Сомнение - недостаточная вера в цикличность существования и карму, что становится препятствием на пути к просветлению.
- Доктрина заблуждения — твердое следование представлениям, которые приносят страдания себе и другим
Третья истина
Определив причину страдания и избавившись от нее. мы сможем сами прекратить страдания."Вот Благородная истина о прекращении страдания: безостаточное исчезновение и прекращение, уничтожение, отход и отказ от жажды."
Будда учил, что, поскольку он смог это сделать, мы тоже можем преодолеть страдания, избавиться от жажды и невежества. Для того чтобы достичь этого, нам необходимо отказаться от жажды, отбросить заблуждения. Никакое счастье невозможно, пока мы не освободимся от рабства желаний, Мы печальны, потому что стремимся к вещам, которых у нас нет. И таким образом становимся рабами этих вещей. Состояние абсолютного внутреннего покоя, которого человек достигает, преодолев власть жажды, невежества и страдания, буддисты называют нирваной. Часто говорят, что состояние нирваны нельзя описать, а можно только испытать -рассказывать о ней все равно что говорить со слепым о красках. По характеру Будды можно сказать, что человек, достигший нирваны, остается живым, счастливым, энергичным, никогда не пребывает в апатии или скуке, всегда знает, как правильно поступить, по-прежнему чувствует радости и страдания других людей, но сам не подвержен им.
Четвертая истина, или Восьмеричный путь
Четвертая истина — это практический метод, с помощью которого можно бороться с жаждой и невежеством и прекратить страдания. Это целый образ жизни, называемый Срединным путем, или Благородным Восьмеричным путем. Следуя этому пути самодисциплины, мы можем преодолеть свой эгоизм, стать бескорыстными людьми, живущими но благо других. "Вот Благородная истина о том, как избавиться от страдания: это Благородный Восьмеричный путь, который состоит из праведного знания, праведных намерений, праведной речи, праведных поступков, праведного образа жизни, праведного усердия, праведных мыслей и праведного созерцания."
Этот образ жизни может быть сведен к упражнениям в трех областях:
- нравственная дисциплина,
- созерцание,
- мудрость.
Нравственная дисциплина - это решимость избавиться от всех дурных поступков и успокоить жажду, обуревающую ум. Преодолев это, нам будет легче углубиться в созерцание, ведущее к достижению внутреннего покоя. А когда разум находится в покое, мы можем преодолеть свое невежество.
1. Праведное знание
Поскольку страдание происходит от неправильной жизненной философии, спасение начинается с праведного знания. Это означает, что мы должны принять учение Будды — его понимание человеческой жизни и Четыре Благородные Истины. Не приняв сути учения, человеку нет смысла следовать Пути.
2. Праведные намерения
Мы должны обрести правильное отношение к жизни, видя свою цель в просветлении и бескорыстной любви ко всему сущему. В буддийской этике о поступках судят по намерениям.
3. Праведная речь
Наша речь — отражение характера и путь к его изменению. Словами мы можем оскорбить или, наоборот, помочь кому-то. Неправедная речь — это ложь, сплетни, брань и суесловие. В жизни мы гораздо чаще приносим людям боль своими необдуманными словами, чем какими-то другими действиями. Праведная речь включает полезный совет, слова утешения и поддержки и т.п. Будда часто подчеркивал ценность молчания в тех случаях, когда нет возможности сказать что-то полезное.
4. Праведные поступки
Изменяя свои поступки, мы должны стать в первую очередь бескорыстными и милосердными. Это раскрывается в Пяти заповедях, нравственном кодексе буддизма.
- Первая заповедь — не убивать не только людей, но и другие живые существа. Поэтому большинство буддистов — вегетарианцы.
- Вторая - не красть, потому что это нарушает сообщество, частью которого является каждый.
- Третья - воздерживаться от половой распущенности. Будда считал половое влечение самым сильным и неконтролируемым. Поэтому отношение Будды к женщинам таково: "Она стара? Относись к ней, как к матери. Он почтенна? Считай ее сестрой. Она низкого звания? Относись к ней, как к младшей сестре. Она дитя? Относись к ней с почтением и вежливостью".
- Четвертая — избегать лжи. Буддист предан истине, так как ложь предает самого лгущего и других людей и вызывает страдания.
- Пятая — воздержание от алкоголя и наркотиков. Буддист старается достичь контроля над желаниями своего тела, разумом и чувствами, а алкоголь и наркотики препятствуют этому.
Помимо запретов буддизм поощряет добродетели — радость от простой жизни, отказ от материальных забот, любовь и сострадание ко всему сущему, терпимость.
5. Праведный образ жизни
Будда говорил о том, как следует жить, не причиняя другим вреда. Занятия человека не должны мешать ему соблюдать нравственный кодекс. Поэтому Будда осуждал работорговлю, проституцию, изготовление оружия и опьяняющих веществ, таких, как наркотики и алкоголь. Необходимо искать себе такие занятия, которые служили бы благу других людей.
6. Праведное усердие
Духовный рост начинается с того, что человек осознает как хорошие, так и плохие стороны своего характера. Чтобы следовать пути духовного совершенствования, человек неизбежно должен прилагать усилия, не позволяя новым дурным помыслам входить в его душу, изгоняя оттуда уже имеющееся зло, взращивая в себе добрые помыслы и совершенствуясь. Это требует терпения и упорства.
7. Праведные мысли
"То, что мы есть, порождается тем. о чем мы думаем". Поэтому важно уметь подчинять себе свои мысли. Разум человека не должен повиноваться любым случайно возникшим мыслям и рассуждениям. Поэтому буддисты прилагают немало усилий к тому, чтобы лучше осознавать себя — свое тело, ощущения, чувства и мысли, что помогает развитию самоконтроля.
8. Праведное созерцание
Достичь праведного созерцания можно при помощи медитации. Цель медитации заключается в том, чтобы привести дух в состояние, в котором он может воспринимать истину и достигать мудрости.
Что такое медитация?
"Обычно нам трудно контролировать свое мышление. Кажется, будто наша мысль подобий воздушному шару на ветру — внешние обстоятельства поворачивают ее в разные стороны. Если все идет хорошо, у нас счастливые мысли; как только обстоятельства меняются к худшему, мысли становятся печальными. Например, если мы получаем желаемое, какую-нибудь новую вещь или нового друга, мы радуемся и только об этом и думаем; но поскольку мы не можем иметь все, что захотим, и поскольку нам приходится терять то, что нас сейчас радует, эта мысленная привязанность только причиняет нам боль. С другой стороны, если мы не получаем того, что хотим, или если теряем то, что любим, мы чувствуем досаду и отчаяние. Такие перемены настроения связаны с тем, что мы слишком привязаны ко вешней ситуации. Мы похожи на детей, которые строят замок из песка и радуются этому, а потом огорчаются, когда его уносит прилив. Упражняясь в медитации, мы создаем внутреннее пространство и ясность, которые позволяют нам контролировать свои помыслы независимо от внешних обстоятельств. Постепенно мы достигаем внутреннего равновесия; наше сознание становится спокойным и счастливым, не зная колебаний между крайностями восторга и отчаяния. Постоянно упражняясь в медитации, мы сможем искоренить из своего сознания те заблуждения, которые являются причиной всех наших бед и страданий. Так мы достигнем постоянного внутреннего покоя, нирваны. Тогда т наши сменяющие одна другую жизни будут наполнены только покоем и счастьем." / Геше Келсанг Гиатсо
Простое дыхательное упражнение
Закройте глаза. Сядьте спокойно и удобно, сосредоточьтесь на своем дыхании, на том, как воздух входит в ноздри и выходит. Сосредоточьте свое внимание на кончике носа. Почувствуйте прохладу при вдохе и тепло при выдохе. Если вам в голову приходят мысли, пусть они спокойно проходят, как мыльные пузыри, тающие в воздухе. Снова сосредоточьтесь на спокойном и ровном дыхании.
Буддисты считают, что посредством медитаций они могут найти внутренний источник покоя. Однако в соответствии с пониманием буддизма человек не может ограничивать свою жизнь лишь самосозерцанием. Поскольку такой путь не распространяется на окружающий мир, он не является всеобъемлющим и, следовательно, неполноценен. Истинный покой, покой всей земли Будды, требует поступков. И медитация призвана помочь человеку осознать, какие поступки он может совершить во благо других. Для подлинного буддиста не существует медитации без действия, так же как и действия без медитации.