Святость
Однажды мы в Церкви проводили тестирование братьев и сестер по разным аспектам жизни в вере, анализировали духовные дары и т.д. Среди прочего им предлагалось написать, кем они себя считают? Описать себя в нескольких словах. Я спросил, написал ли кто-нибудь, что он является святым Церкви Объединения? Вопрос вызвал удивление. Святые? Как это? Святые это кто-то типа Серафима Саровского или Франциска Ассизского, босые, бедно одетые аскеты, живущие в пустыне, с худыми, изможденными лицами. Мы также рассуждали о святых Церкви Объединения: Тэмоним, Хын Джин ним… Итак, к святым никто из братьев и сестер себя не причислил.
Задумайтесь на минуту и вы: что бы вы написали о себе? Можете ли вы назвать себя «святыми»? Наверное, нет.
Само слово «святость» имеет давнюю историю. Если вы откроете Библию, то обнаружите, что это слово употребляется там много раз в самых различных ситуациях. В Новом Завете оно упоминается более 60 раз, в Ветхом Завете – и того больше. Почему так? Это слово стало появляться практически с того момента, как Бог начал открывать Себя людям. В Книге Исход (19:5,6) Бог говорит Своему избранному народу: «… итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым». Эти слова были обращены не к какой-то особой группе людей, а ко всему народу Израиля.
Более того, в Новом Завете мы видим те же слова: «… по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят. (1Пет. 1:15,16)
Для нас эти слова понятны, ведь мы знаем, что нам предстоит стать Божьим подобием. Но более того, исследуя слова Истинного Отца по этой теме, я обнаружил, что их так много, что не хватило бы никакой проповеди, чтобы их все перечислить. В нашей традиции Церкви Объединения мы встречаем это слово повсеместно: Святые дни, Святые песни, Святые одежды и т.д.
Я приведу несколько выдержек из слов Отца, чтобы стало понятно, какую важность придает им Отец.
«Кого пытается создать Церковь Объединения? Вовсе не супермена, который был бы лучше всех. Она старается превратить нас всех в святых. У великих людей есть много врагов, а у святых их нет. Великие личности любят лишь свою собственную страну, а святые — все человечество. Поэтому, если такой супермен предстанет перед Богом, Тот скажет ему: «Ты любил свою страну, но не смог полюбить все человечество, которое Я любил и искал, верно ведь?» И тогда этот человек не сможет выдержать присутствия Бога. С другой стороны, тот, кто выполнил долг святого, может предстать непосредственно перед Богом. Чем, я сказал, занимается Церковь Объединения? Она пытается создать суперменов или святых?» (Преп. Мун Сон Мён, 38-263, 1971.1.8)
«Поэтому во всем, на что бы вы ни смотрели, вы должны искать благородство и относиться ко всему, как к собственности Истинных Родителей. Тогда все станет для вас дорогой антикварной вещью, сокровищем, ниспосланным Богом. Каждый предмет ждет вашего прикосновения, надеясь через вас почувствовать вибрации Бога.
Относитесь ко всем вещам, как к святым. Почему носовой платок, принадлежавший святому, будет бесценной вещью? Из-за вибраций этого святого человека. Вы также должны придавать вещам ценность святости». (Преп. Мун Сон Мён, «Как получить духовную помощь»)
«И вы можете быть такими, как я. Проблема в том, что вы слишком далеки от того, чтобы мыслить в духовном измерении: святые вещи, святое человечество, святой храм, святая душа». (Преп. Мун Сон Мён, «Как получить духовную помощь»)
«Чего желал Бог Своим детям? Богатства? Абсолютной власти? Бог хотел, чтобы Его дети, Адам и Ева, выросли и стали почтительными, достойными, праведными и чистыми людьми. Вам когда-нибудь приходила мысль, что согласно желанию Бога мы должны были стать почтительными сыновьями и дочерьми в семье, достойными гражданами своей страны, праведниками и святыми сыновьями и дочерьми неба и земли? Этому учили нас все святые праведники и мудрецы на протяжении истории.
Можете ли вы утверждать, что уже приобрели такие качества, как почтительность, верность, праведность и святость, поскольку именно они дают вам право называться идеальным человеком и совершенной личностью?» (Преп. Мун Сон Мён, «Истинная любовь как основа истинной семьи и истинной Вселенной»)
«Иногда люди превратно понимают, что значит быть святым. Святость — это естественность, а не сверхъестественность. Певчая птица, распустившийся цветок и растущая трава сотворены Богом, а все, что Он сотворил, — свято. Когда человек обретает природу, какой его изначально наделил Бог, он становится святым. Святость распространяется на все: подрагивание ресниц, улыбку, движения рук и ног». (Преп. Мун Сон Мён, «Божья воля и мир», часть 2)
Здесь Отец говорит, что мы не сможем стать идеальными людьми и выполнить цель творения без святости. Вспомните второй пункт Обета семьи. Там говорится также и о том, что нам нужно стать святыми. А Обет семьи – это наше предназначение, и то, что мы должны исполнить, чтобы стать гражданами Чхонильгук.
Однако само слово «святость» разными людьми понимается по-разному. В одной духовной семинарии начали обсуждать вопрос святость и способы ее достижения. Послушники разделились на группы, так как у каждого было свое представление о святости, и они считали, что именно его представление – истинное. Тогда профессор прекратил дискуссию и сказал: прежде, чем рассуждать о способах достижения святости, вам необходимо понять, что означает само это понятие.
И действительно, иногда у людей возникают самые неожиданные представления о святости. Например, я знал одного очень искреннего брата. С течением времени я начал замечать, что он постоянно шмыгает носом, причем в самых неподходящих ситуациях, во время молитвы, например. Я спросил его, почему он не пойдет и не высморкается? Он ответил, что религиозным людям неприлично сморкаться, не духовно. Очень интересный взгляд!
Другой брат всегда ходил с суровым лицом, так как считал, что своей улыбкой он может оскорбить Бога, ведь Тот страдает. Многие люди также страдают.
Вероятно, вы также встречались с самыми разными представлениями о том, что значит быть святым. Но поскольку Истинные Родители сказали, что мы святые, что мы должны стать святыми, то нам необходимо разобраться в этом вопросе. Если мы обратимся к первоисточнику, слово «святость» в переводе с древнего языка означает «разделение» или «отделение». Что бы это значило? Помните, когда Бог призвал Моисея из пустыни?
«Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». (Исх. 3:3-5)
Что Бог имел в виду, когда говорил Моисею, что это – святая земля? Когда Моисей неделей ранее пас в этом месте стада, он также снимал там обувь? Или принеся домой горсть такой святой земли и изучив ее, он мог найти в ней что-то особенное?
Дело здесь не в каком-то особом составе почвы. Дело в том, что Бог назначил это место святым. Бог избрал это место святым. Он сказал, что это место – святое, тем самым выделив его среди остального пространства. Вот это имеется в виду, когда мы говорим о святости в его изначальном понимании. Когда Бог избирает что-то святым, Он тем самым как бы говорит «Это Мое, Божье». Тем самым Бог хочет показать, что здесь отражена часть Его природы.
Поэтому Бог сказал Моисею, чтобы тот снял свою обувь. Мы знаем объяснение этого библейского отрывка – символически Бог хотел, чтобы Моисей не приносил с собой ничего из падшего мира, подобно тому, как Иисус учил отрясти прах со своих ног в том месте, где люди не воспринимают Божье Слово. Моисей должен был войти на святую землю очищенным, отделенным.
В нашей традиции тоже есть подобное понятие – разделение добра и зла. Святость в том виде, о котором мы говорим, и есть разделенность со злом, отделенность от зла.
Но отделенность это лишь одна сторона. Обычно, применительно к святости, отделенность от чего-то как раз и воспринимается как главное. И есть много концепций по поводу того, каким должен быть святой человек. На ум приходят подвижники веры, босиком и в рубищах ходящие по пустыне, ведущие жизнь аскезы, и т.д. Мы сами можем не ассоциировать себя с такими святыми. Но Бог через Библию и слова Истинных Родителей ясно говорит, что считает нас святыми и абсолютно хочет, чтобы мы достигли в своей жизни святости.
Но как это совместить с нашим текущим отнюдь не святым состоянием? Давайте посмотрим на несколько отрывков из Библии, в частности из послания к Коринфянам: «… церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас» (1Кор. 1:2)
Этими словами Павел начинает свое послание к Церкви в Коринфе. Вы знаете историю появления этих посланий? Апостолы путешествовали по разным местам, проповедовали Слово и основывали общины, церкви. Поскольку в те времена путешествия занимали много времени, то для помощи в духовной жизни общины писались подобные послания. Это были своего рода духовные наставления.
В частности, среди ранних новозаветных церквей эта церковь в Коринфе была самой неустойчивой в вере, и, соответственно, прихожане там совершали много поступков, противоречащих заповедям Христа. Церковь в Коринфе отнюдь не являла собой пример праведности. И, тем не менее, Павел начинает свое апостольское послание именно с таких слов: «Освященные…, призванные святые…».
Если у человека возникают серьезные проблемы в жизни в вере или он начинает вести себя не в соответствии с Принципом, то вряд ли мы назовем такого человека святым. Тем не менее, Павел употребляет именно это слово. Более того, когда в Евангелии от Матфея рассказывается об искушении Иисуса, там есть такие строчки: «Потом берет Его диавол в святой город …» (Матф. 4:5)
Можно ли назвать Иерусалим того времени святым городом? Ведь мы знаем, что именно во времена Иисуса имел место упадок духовности и живой веры, о чем говорил и Иисус и пророки. Однако здесь снова употребляется именно это слово. Это дает нам понять, что святость определяется Богом. Святость не зарабатывается своими усилиями.
В святости есть две составляющие. Во-первых, то, что предопределяет Бог, и, во-вторых, наша личная ответственность. Бог выбирает какое-то место или человека святыми, а наша ответственность принять Божью волю и реализовать ее в своей жизни. Почему Истинный Отец говорит о нас, как о святых? Хотя никто из нас не может сказать, что полностью достиг святости, или совершенства.
Мы являемся святыми не потому, что достойны этого, но потому, что Бог призвал нас. И здесь важно не впадать в другую крайность – самоуничижение. Международный президент Хёнг Джин ним ясно объясняет, что самоуничижение является оборотной стороной высокомерия. Если Бог считает меня святым, а я сам говорю: «Да ну, какой из меня святой. Нет, я так не считаю», то это действительно высокомерие, отвержение точки зрения Бога.
Негатив по отношению к святости – свидетельство перекоса приоритетов в духовной жизни. Это не просто уход и существование в мире «нет». Мы должны покинуть мир «нет» и прийти в мир «да». Святость – это отделение от чего-то, и присоединение к чему-то. Если мы что-то оставляем, но при этом ни к чему не приходим, то это не святость.
Если мы не понимаем те грани своей жизни, от которых мы отделились, с которыми покончили, а также те, которые обрели, то нам недостает святости. Ведь бывает, встречаешь людей, не пьющих, не курящих, посещающих церковь, но оказывается, это скорее потому, что прошлый образ жизни им надоел, а не потому, что они обрели какой-то идеал или хотят жить ради Бога.
Почему развод никто никогда не назовет святым, ведь это тоже «разделение»? Отделение должно быть для Бога и ради Бога. Мало того, чтобы отделиться от зла, нужно еще присоединиться к Богу. В этом ключевой вопрос святости.
Задумайтесь, можете ли вы сразу перечислить все Божьи благословения в вашей жизни? Как вы ощущаете любовь и благодать Бога в своей жизни. Чтобы жить вместе с Богом и действительно стать святыми, нам прежде всего необходимо желание объединиться с Ним. Нам нужна вера и посвященность. И это во многом зависит от того, насколько реально мы ощущаем присутствие Божьих благословений в нашей жизни. Ведь если есть благодарность, наше сердце естественным образом стремится к Богу и хочет посвятить себя Ему.
Братья и сестры, мы призваны Богом, чтобы стать святыми. Давайте воплотим святость в нашей жизни нашим сердцем и нашей посвященностью!
Пастор Иван
5 июня 2011 года, г. Хабаровск