Предисловие. Узнать, чтобы понять
Мы равенство миров, единый знаменатель. Мы ведь единство людей и вещей. (Велимир Хлебников)
Вспоминаю сентябрь 2005 года – I Ассамблею Глобального Совета мира в Нью-Йорке (США), которая была проведена по случаю создания Федерации за всеобщий мир. Инициатором этой весьма значимой международной акции был Мун Сон Мён, а ее темой – «Время вызовов и перемен в глобальном управлении и гражданском обществе: от Советов Мира – к миру в нациях».
11 сентября все участники, а нас было 300 человек из 100 стран мира, провели акцию памяти жертв терроризма на месте трагедии – площади бывшего торгового центра. Это было незабываемо! Все мы держали зажженные свечи. Транслировалась духовная музыка. Представители самых разных конфессий и деноминаций, каждый из присутствующих, каких бы убеждений он ни придерживался, дал как бы мысленную клятву сделать все от него зависящее, чтобы подобные трагедии больше не повторялись, а из международного лексикона навсегда ушли такие слова, как «терроризм», «религиозная нетерпимость», «межнациональная рознь», и они были заменены словами: «сотрудничество», «толерантность», «веротерпимость», «учет взаимных интересов», «диалог на равных».
Но, к сожалению, от нас, приверженцев идей взаимоуважения, учета мнений каждого народа, представителей каждой конфессии и деноминации, зависит далеко не всё. Политику чаще всего делают люди, исповедующие макиавеллевский принцип: «цель оправдывает средства», а отсюда – принятие зачастую решений, которые не согласуются с представлениями об общечеловеческой нравственности. Л.Н. Толстой как-то сказал, что, если бы люди добра объединились так же быстро, как люди зла, то в мире давно уже был бы рай.
На следующий день, т.е. 12 сентября, в Линкольн-центре по случаю создания Федерации за всеобщий мир доктор Мун Сон Мён выступил с ярким докладом. Здесь уже участвовало 1200 человек. «…Сегодня перед лицом всего человечества, – заявил доктор Мун, – я провозглашаю основание новой международной организации… Ее миссия заключается в обновлении существующей ООН и выполнении на новом уровне функций ООН типа Авеля с целью достичь глобального мира и осуществить таким образом вечный Божий идеал творения». Это был международный триумф!
Но путь к нему тернист и долог. Вокруг личности Мун Сон Мёна ходило и ходит немало легенд и домыслов. У одних он вызывает восхищение, у других – уважение, но у многих еще и сегодня – желчь ненависти, зависти и откровенного невосприятия. Одни считают, что «главным аспектом его жизни является глубокая вера в центральную роль Бога», что «его жизнь аскетична. Он никогда не проявлял стремления к личному комфорту или росту своего материального состояния» и что«его бросали в тюрьмы и лагеря шесть раз» за религиозные воззрения. Другие называют Мун Сон Мёна«ловким авантюристом», который шесть раз удостаивался высших наград ЦРУ, бизнесменом, состояние которого исчисляется миллионами, обладающего «финансовой империей». А судим он был не за убеждения, тем более религиозные, и не за антикоммунистическую деятельность, а «за нарушение норм нравственности и общественного порядка».
Как это ни парадоксально, но особому остракизму Мун Сон Мён и его учение подвергаются в России и других странах бывшего Советского Союза. Хотя, как известно, в апреле 1990 года он был принят Президентом СССР М.С. Горбачевым, а 21 мая 1992 года Церковь Объединения получила официальное признание и была зарегистрирована в России в качестве религиозной организации. Сегодня она имеет своих последователей более чем в 160 странах мира, располагая широкой сетью различных международных организаций.
Не будем сейчас вступать в полемику с некоторыми авторами жизнеописания Мун Сон Мёна и теми, кто старается разжечь огонь ненависти и к основателю, и к его вероучению, ибо первые, судя по всему, выполняют определенный социальный заказ, а вторые действуют по принципу: «Я не читал и вообще ничего не знаю об этой Церкви, но уверен, что деятельность ее наносит вред нашему обществу». Невежество всегда агрессивно!
Сам же Мун Сон Мён, выступая 18 августа 2000 года в ООН, так охарактеризовал все то, что он делал и делает:«… Вся моя разнообразная деятельность… направлена на достижение одной цели, которая отражает мечту Бога и всего человечества, – установление мира на земле. Именно желание способствовать всеобщему примирению побудило меня действовать ради достижения межрелигиозной гармонии и взаимопомощи».
Разве это не благородная миссия?
Огромная работа проведена доктором Муном и его сподвижниками по организации в самых разных странах Посольств мира. Посольства мира – это живительные источники его созидания. В русском языке, с одной стороны, слово «мир» означает «мою окружающую среду», а с другой стороны«мир» – это жизнь без конфликтов и войн. Посольства мира и призваны учить людей охранять и чистоту своей окружающей среды, и чистоту духовную, или «нравственную экологию», – без зла, насилия и конфликтов. Как сказал знаменитый поэт Дагестана Расул Гамзатов, «если ты рожден на земле, то люби и украшай ее своей жизнью».
Большую роль в деле пропаганды мира и согласия, безусловно, сыграло установление звания «Посол мира», присваиваемого «лидерам, являющимся поборниками высоких идеалов бескорыстного служения людям во имя развития взаимопонимания между народами и гармоничных отношений между религиями, пропагандирующим нравственную чистоту среди молодежи и содействующим укреплению семьи как основы общества». Благородная деятельность Послов мира во всех уголках земли – большая сила, мощно заявившая о себе в последние годы.
Хочу особо подчеркнуть, что я не только не являюсь членом Церкви Объединения, но и вообще не принадлежу ни к одному религиозному объединению. Хотя я уже более 40 лет занимаюсь изучением религий, слушал выступления Мун Сон Мёна, присутствовал при массовой церемонии Святого Бракосочетания и т.д., по своим убеждения я – атеист, но не тот «воинствующий», нарицательный образ которого наводит страх на окружающих, а в первоначальном смысле этого слова (от греческого atheon – безбожие). Но мне как религиеведу и человеку сугубо светскому импонирует составляющая основу Философии объединения та часть «Концепции Головного крыла», которая указывает на то, что она не относится ни к правым, ни к левым, а объединяет и примиряет и тех, и других, венчая их обоих. Думается, что это стало основанием и для многих представителей различных религий, которые вошли в созданную Мун Сон Мёном Международную Федерацию за мир во всем мире, ибо стремление к межрелигиозному диалогу и сотрудничеству есть потребность подавляющего числа людей, и лишь политические амбиции мешают этому процессу. А Церковь Объединения провозглашает расовое, национальное ивероисповедальное равенство. Ее цель – объединить всех христиан, а впоследствии всех людей, осознавших, что их Небесный Отец – единый Бог. При этом Мун Сон Мён не ставит Церковь Объединения в положение единственного спасителя человечества, а подчеркивает ценность каждой религии на пути создания единого мира.
Источником вероучения Церкви Объединения является Откровение, полученное Муном и изложенное в «Божественном Принципе». В настоящее время издано более 300 томов, включающих книги по «Божественному Принципу», Философии объединения, а также проповеди, духовные наставления и речи основателя Церкви.
Учение Мун Сон Мёна иногда называют «Божизмом», или «Концепцией Головного крыла». Название «Божизм» подчеркивает, что основой учения являются истина и любовь Бога.
Ключевой момент во всей философии Церкви Объединения – семья, в центре которой живет Бог. А отсюда провозглашается не индивидуальное спасение, а спасение в семье. Невозможно по-настоящему понять и прочувствовать любовь Бога-Отца, пока сам не создашь семью и не станешь родителем, не познаешь четыре ступени любви: детскую, братско-сестринскую, супружескую и родительскую («четыре сферы сердца», по терминологии Церкви Объединения). В теологии этой церкви дедушка и бабушка – властелины прошлого, родители – настоящего, дети – будущего (три Царских достоинства). Только пройдя через эти ступени и стадии, можно понять и оценить Сердце Бога-Родителя.
Поэтому особое значение придается массовой церемонии Святого Бракосочетания.
Конечно, тот огромный объем литературы по теологии и культовой практике, а также большое количество изданных речей и статей Мун Сон Мёна не всегда под силу освоить даже самым верным последователям учения, не говоря уже о тех, кто хотел бы просто узнать, кто такой Мун Сон Мён и что за Церковь Объединения он создал.
Поэтому можно только приветствовать выход в свет на русском языке небольшой по объему, но содержательно насыщенной книги Томаса Кромвеля «Принцип Объединения. Основы учения Мун Сон Мёна» в прекрасном переводе с английского.
Ее достоинство в том, что она кратко, но очень точно излагает основы вероучения Мун Сон Мёна, используя при этом не только тексты самого «Божественного Принципа», но и его интерпретации опытными лекторами, выступающими по разъяснению учения доктора Муна в различных уголках земного шара. Книгу Томаса Кромвеля можно смело назвать удачной попыткой популяризации данного учения среди широкого круга тех, кто еще с ним не знаком. Читается она легко и с интересом.
Поэтому как религиевед рекомендую эту книгу не только тем, кто изучает основы религиеведения, но и всем, кто пытается разобраться в религиозном многообразии, кто не со слов кого-то, а сам лично хотел бы вникнуть в суть нового, весьма своеобразного современного вероучения.
Но познать – это не значит последовать. А когда человек знает и понимает, он уже не будет проявлять агрессии. А дальше, как сказал поэт Юрий Левитанский, «… женщину, религию, дорогу… каждый выбирает для себя».
Особо хотелось бы порекомендовать книгу Томаса Кромвеля представителям властных структур и правоохранительных органов, религиеведческое невежество которых зачастую влечет за собой весьма негативные последствия.
Византийский император Михаил II Травля – иконоборец, последователь павликианства – еще в IX веке впервые в качестве своей политики объявил запрет на раздувание религиозных споров, гонений на инакомыслие, а мы, живущие уже в XXI веке, все еще, к сожалению, не научились быть веротерпимыми.
Думается, нам нелишне чаще вспоминать слова великого мудреца Льва Николаевича Толстого, которые он написал в Обращении к царю и его помощникам: «Единение же достигается никак не насильственным и невозможным удержанием всех людей в раз усвоенном внешнем исповедании одного религиозного учения, которому предписывается непогрешимость, а только свободным движением всего человечества в приближении к единой истине, которая одна и потому одна и может соединить людей». (Толстой Л. Н. Собрание сочинений. В 22-х т. – Т.17. – М.: Худож. лит., 1984. – С. 197)
А. И. АРТЕМЬЕВ, религиевед, доктор философских наук, профессор