Правильная сторона креста
Тема сегодняшней проповеди: «Правильная сторона креста». Помните эпизод из жизни Иисуса, когда он уже был на кресте, и по его обеим сторонам находились два разбойника? Один из них поддержал Иисуса, а другой, напротив, в последние часы своей жизни насмехался над ним.
Иисус говорил: «Возьмите свой крест и следуйте за мной». Это были его слова, обращенные к апостолам, его ученикам. И он говорил о том, что те, кто не берет креста и не следует за ним, недостойны его.
Наши Истинные Родители также несут свой крест. Но по сути это относится и к нам. Мы также несем их крест. И если мы едины с Истинными Родителями, мы находимся там же, где и они. Мы также оказываемся по какую-либо сторону их креста, то есть мы находимся или на одной стороне или на другой.
В нашей Семье Объединения тоже есть разные люди. Крест лежит на нас всех просто потому, что мы когда-то услышали слово Истинных Родителей. Когда-то мы в это слово поверили. И так как мы пришли к Истинным Родителям, нам достался этот крест. Мы решили принять его в тот момент, когда мы поверили слову Истинных Родителей и самим Истинным Родителям. Это определило наш выбор и это определило то, что нам достался определенный крест.
Вопрос в том, как мы его несем, и с какой стороны находимся. Мы подобны тем разбойникам. А мы – и есть разбойники, потому что у всех нас есть грех, мы все так или иначе нарушаем законы: законы человеческие, законы небесные. Кто-то грешит в большей степени, кто-то в меньшей… Но так или иначе мы все в таком положении.
И есть люди, которые ждут чего-то от Истинных Родителей: «почему в моей жизни не происходит никаких перемен?» или «почему же Бог не придет и не решит моих проблем? Может быть, Бога нет? Ведь если Он Себя никак не проявляет, если Он не решает моих проблем, то я никак не могу назвать Его своим Богом».
Но есть и другие люди, которые выйдя за рамки мыслей о себе, напротив, думают о том, как же в своей ситуации помочь Истинным Родителям, как помочь Небесному Отцу.
И ведь мы все знаем правильный ответ. Мы все знаем, на какой стороне креста нам надо находиться. Но в реальной жизни, когда мы встречаемся с какими-то сложными ситуациями, то далеко не все так очевидно.
И на самом деле, если мы посмотрим на какие-то наши жизненные ситуации, мы часто оказываемся не на той стороне, о которой говорит наша изначальная душа. Почему так происходит?
Когда мы испытываем любовь в жизни, у нас все происходит естественно. Представьте себе: с утра у нас случилось что-то замечательное, какое-то чудесное переживание или какая-то встреча с Богом, когда мы осознали что-то важное в своей жизни. И мы, вдохновленные этим, например, идем на воскресную службу. Буквально на крыльях несемся сюда. С таким радостным настроем, с готовностью принять все, что здесь будет сказано, чтобы сразу же начать это практиковать. Мы рады всех видеть, и все кажется таким легким. Когда человек испытывает любовь, он видит все как будто в розовом цвете. Ему все нравится, что бы ни происходило. Он все может пережить, любые самые сложные ситуации.
Замечено, что одно из самых больших противоречий в жизни в вере – это отношения между «Каином» и «Авелем». Бог – это Бог. Иногда Он для нас невидимый, а иногда видимый, когда проявляет Себя через что-то или кого-то. Он неосязаемый, и мы не можем понять, нормальные у меня с Ним отношения или нет. А в отношениях с лидером Церкви все более очевидно, есть у меня с ним единство или нет. И бывает так, что братья и сестры часто обижаются на лидера Церкви, а лидер может обижаться на членов Церкви.
Но я много раз наблюдал такой момент: к примеру, имеется какой-то очень острый конфликт между каким-либо лидером и членом Церкви. И лидер может обвинять члена, член может обвинять лидера. Но если, вдруг, что-то происходит, и лидер принимает решение: «Я буду любить этого брата несмотря ни на что». И происходит прорыв – любовь так и льется из лидера, и в этот момент все меняется, у этого члена Церкви сердце просто тает. И тогда этот член Церкви из врага, проблемного человека, превращается в самого достойного, самого прекрасного человека. Божьей любви хочется всем. Это понятно и очевидно, это общий момент для всех. Мы все с этим сталкиваемся.
И то же самое в отношении лидера. Я тоже такие моменты видел и испытывал. Он может быть очень недоволен каким-то членом Церкви, но стоит тому проявить что-то небесное – и тогда сердце раскрывается, все обиды уходят.
Поэтому, если в отношениях есть любовь Бога, то все проблемы решаемы, что бы это ни было, в каких бы жизненных обстоятельствах человек ни оказался. Но весь вопрос в том, что мы идем крестным путем. Мы все идем путем искупления, путем восстановления. И это автоматически означает, что мы исправляем какие-то проблемы. Мы исправляем грехи, исправляем ошибки. И эти вещи сами по себе совершенно безрадостные.
Мы сталкиваемся с тем, что в жизни нам приходится делать выбор. Мы не всегда будем испытывать чувства радости и Божьей любви, даже если будем все делать правильно. Иногда Богу приходится нас оставлять. Богу приходится оставлять нас точно так же, как он оставил Иисуса на кресте, хотя тот не совершил никакого греха. Но закон искупления подразумевает, что даже если мы ведем себя в жизни идеально с точки зрения Принципа, мы все равно не сможем всегда и всецело испытывать любовь Бога. Это значит, что обязательно наступят такие моменты, когда нам будет тяжело, и когда мы не будем чувствовать любовь Бога.
А что это значит? Это значит, что в этих ситуациях мы просто-напросто оказываемся перед выбором. Закон искупления ставит нас в ситуацию выбора. Точно так же, как в подобной ситуации оказались когда-то Адам и Ева. Вы помните историю грехопадения, как она раскрывается в Божественном Принципе? Когда, в конце концов, дело дошло до критического момента, и Люцифер предложил Еве непринципиальные отношения, у нее неизбежно возникло внутреннее противоречие: с одной стороны она знала Слово Бога, с другой стороны, она слышала другое слово от архангела. И она оказалась в ситуации выбора. Какой выбор она тогда сделала, мы знаем. Но, чтобы восстановить эту ошибку, каждый из нас попадает в похожие или подобные ситуации, и мы опять, как в «параллелях истории», вновь оказываемся перед той же самой ситуацией выбора. Можно сказать, что с любым нашим поступком мы попадаем в ситуацию выбора. И здесь перед нами встает очень серьезный и важный вопрос, как мы делаем этот выбор. Потому что именно наш выбор определяет, как мы поступаем, и будет ли наш поступок добром или злом.
Помните из Принципа, что такое добро и зло? Это не конкретный поступок сам по себе, а скорее наша мотивация, которая лежит за нашими поступками. Иными словами, по каким критериям мы делаем свой выбор, когда оказываемся в разных ситуациях: поддаться искушениям или не поддаться, согрешить или не согрешить, поступить правильно или не поступить правильно? Что на нас влияет? Обстоятельства? Отчасти, возможно, да. Например, материальные обстоятельства. Например, нам кто-то предложил хорошие деньги, но при этом мы должны поступиться моральными принципами. Или ситуация, когда нам самим духовно или физически сложно, а в это время мы должны заботиться о другом человеке. И нужно делать выбор.
Или влияет ли на наш выбор мнение другого человека? Возможно, влияет. Здесь можно привести множество разных факторов: обстоятельства, склонности, наш характер, наши предки. Если в нашем родословии была какая-то проблема, вероятнее всего она проявится и в нас.
И что же получается? Если ориентироваться на все это, то мы не найдем никакой надежды. Потому что обстоятельства всегда будут меняться. Мнения людей? Их всегда много. И ориентироваться на мнение людей в вопросах выбора бесполезно. Наше родословие? Очевидно, оно не совершенно, но нам его не поменять. Самое главное, какое побуждение в сердце стоит за всем этим. Самое главное, что на самом деле определяет наш выбор – это то, что происходит в нашем сердце.
Почему так? Потому что с этим связана наша изначальная цель жизни. Мы хотим быть счастливыми, мы хотим испытывать радость, мы хотим быть любимы. Это самое главное наше побуждение. На нас не будет влиять мнение другого человека, если у нас самих есть достаточно любви. Например, какой-то человек говорит: «Если ты так сделаешь, то я перестану с тобой общаться». Но это можно пережить, если в сердце достаточно любви, если в сердце достаточно внутренней радости.
Или еще один пример. Ты оказался в какой-нибудь сложной ситуации, когда тебе тяжело и физически и духовно. Но если у тебя есть воспоминание, как однажды Бог пришел и помог тебе, если у тебя есть благодарное сердце, то оказывается, что на самом деле все можно преодолеть. Именно побуждения сердца помогают человеку преодолевать трудности и сложные моменты.
Самый главный момент, который помогает нам избежать влияния падшей любви – это истинная любовь. Любовь можно победить только любовью. И сколько бы я не встречал разных ситуаций в собственной жизни, в жизни братьев и сестер, я всегда приходил к одному единственному выводу – помогает только Божья любовь.
Бывает так, что человек присоединяется к Церкви, он услышал Слово, он узнал об Истинных Родителях, и начал это Слово практиковать. Первый год, как правило, человек испытывает большое вдохновение. Но затем человек начинает встречать свои определенные ограничения, он подходит к каким-то вопросам, которые пока не в силах разрешить. А такие вопросы есть: и теологические, и практические, жизненные.
И вот этот момент в жизни – критический и серьезный. Этот момент очень важен в том плане, что здесь у человека начинает проявляться, насколько сильно развито его сердце, сколько он приобрел опытов Божьей любви. И, если таких опытов любви не хватает, тогда часто у человека нет сил, чтобы бороться с какими-то проблемами, противоречиями, искушениями и прочими вещами. Множество примеров в моей жизни в вере привели меня к простому выводу: если я хочу решить какую-то проблему, то это можно сделать только с истинной, изначальной любовью.
Например, для братьев (и для сестер тоже) особенно актуально стоит проблема падшей любви. Чем ее можно победить? Запретами или условиями искупления? Да, такие условия помогают, к примеру, условия поста или холодного душа. Да, они могут помочь, но это не решает самой проблемы. Разрешают ситуацию только опыты истинной любви. Когда такой опыт есть или когда он появляется, например, человек узнал, что такое чистая любовь, и он сравнивает ее с падшей любовью, и он видит, что чистая любовь лучше, тогда у него появляются силы преодолевать различные трудности.
На самом деле мы, люди, – очень простые существа. Бог нас создал одновременно и простыми, и сложными. Это отражение Его собственной природы в нас. У нас тоже, если не углубляться в детали, есть тенденция идти туда, где мы чувствуем больше любви. Мы все хотим быть с теми, от кого испытываем больше любви. Мы хотим быть не с теми, от кого мы чувствуем больше истины, или от кого получаем больше каких-то материальных вещей, а с теми, от кого получаем больше любви. Такова наша изначальная природа. Мы – существа любви, мы так созданы. И поэтому, мы идем туда, где этой любви больше.
Только встает один серьезный вопрос: что это за любовь? Потому что падшая любовь – это тоже любовь. И, если бы какие-то искушения и грехи никакой радости человеку не доставляли, то мы бы не стали со всем этим связываться. Мы же все-таки люди не глупые. Ну, зачем, например, человеку испытывать чувства обиды, если эта обида не приносит ему совершенно никакой радости?
Что на самом деле представляет собой обида? Если копнуть глубже, обида есть не что иное как проявление желания получить любовь. Те, кто изучал психологию, наверное, хорошо это знают.
Если я обижаюсь на человека – это значит, я хочу, чтобы он меня полюбил. У меня возникает чувство обиды только потому, что я не чувствую от него достаточно любви. Поэтому я на него и обижаюсь. Не потому что он не дал мне достаточно денег, и не по каким-то другим причинам. А потому что этот человек не додал любви.
Или, например, чувство жалости к себе. То же самое: «Я не чувствую любви к самому себе со стороны других, так хоть сам себя полюблю». Иными словами, если я себя жалею, значит, я тем самым себя утешаю. Если «ты не виноват», значит, кто-то другой виноват. «На тебя так повлияли обстоятельства». Посредством подобного самоутешения человек все равно пытается получить для себя эту любовь.
Но во всем этом есть один очень важный момент. Божественный Принцип говорит о том, что любая сила рождается в результате действия отдавания и принятия. Сила любви – это тоже результат. Результат чего? Прежде всего, результат наших отношений с Богом.
Вспомните самое первое Божье благословение, относящееся к нашей индивидуальной жизни. Любовь – это результат действия отдавания и принятия. То есть, не отдельно духовная и не отдельно физическая составляющая, а результат их единства и гармонии.
В этой связи можно сказать, что, как правило, безответной любви не бывает. Безответная любовь – это лишь побуждение любить, но не любовь как таковая. Потому что безответная любовь – это не действия отдавания и принятия. Это лишь намерение, побуждение любить, но не конкретное действие. Результата она не приносит.
В основном в жизни нами движут желания. Мы являемся людьми, которыми движут желания. У нашей души и у нашего тела имеются свои желания. Во введении к Принципу говорится как возникает счастье. Оно появляется когда исполняются наши желания. Если наши желания исполняются, мы становимся счастливыми. Что же это за желания?
У нашей души есть три основных аспекта: интеллект, эмоции и воля. И, соответственно, этим аспектам присущи основные желания, которые относятся к нашей душе.
Интеллект порождает желание знать истину. Частным случаем поиска истины является стремление к справедливости.
Также у нас есть эмоции. Это означает, что у нашей души есть стремление к красоте. Красота – это понятие всеобъемлющее. Оно не относится просто к чему-то внешнему, к примеру, красота цветка, красота природы, красивая одежда или внешне красивый человек. Красота – более глубинное понятие.
Обычно говорят «красота человеческих взаимоотношений». Наблюдать за любящими людьми – одно удовольствие. Их отношения так красивы. Или видеть, как общаются родители с ребенком – это красиво. Когда человек поступает хорошо, поступает праведно – это красиво. Наши эмоции ищут красоту. Частным случаем поиска красоты является наше позитивное мышление. Что такое «позитивное мышление»? Наше мышление ищет стимул, чтобы испытать радость. Поэтому, когда мы находим что-то хорошее, привлекательное, позитивное, мы чувствуем радость. К этому нас направляют эмоции.
Наша воля стремится творить добро. Она побуждает нас совершать добрые поступки. У нас есть желания, которые побуждают нас быть добрыми, хорошими людьми. Кто такой хороший человек? Это тот, кто поступает в жизни праведно. Поэтому эти основные фундаментальные вещи, которые относятся к нашей душе, являются ни чем иным как выражением нашей сути. Это наши духовные желания.
Физические желания тоже хорошо всем известны. Нам хочется спать и есть. У нас есть сексуальные желания, есть стремление материальному достатку. Материальный достаток – широкое понятие, оно включает в себя понятие комфорта. Что означает комфорт? Комфорт – это когда у человека есть все необходимые ему вещи для реализации его творческого начала. Это и есть реализация третьего Божьего благословения. Мы можем реализовать все наши творческие замыслы, если у нас есть все необходимое в мире природы.
К примеру, я хочу нарисовать картину. Но как я могу это сделать, если у меня нечем рисовать и на чем рисовать. Я не смогу реализовать свое творчество. Поэтому у меня есть стремление к материальному достатку. Так должно быть в идеале.
И все наши желания – и физические, и духовные – они-то как раз и вступают друг с другом в противоречие. Это происходит потому, что реализация этих желаний приносит нам радость, приносит определенные чувства удовлетворения, любви и т.д.
Эти желания растут у нас автоматически. Они, как это и должно быть, в нас весьма сильны. Человек – это существо, от природы наделенное сильными желаниями. Согласны? Кто-то, возможно, считает, что нужно отказаться от всех желаний, и хороших и плохих. Но Бог нас создал таким образом, что мы, люди, являемся существами, наделенными желаниями. Физические желания сильны в нас сами по себе, потому что они развиваются автоматически. А с нашими духовными желаниями, как правило, имеется проблема.
И для нас на вопрос о том, как мы поступаем, какой выбор мы делаем, на какой стороне мы оказываемся – зависит от того, где мы получаем больше стимула. От какой из этих сторон мы получаем больше любви.
Потому что человек устроен просто. Мы идем в ту сторону, где чувствуем больше любви. Если мы чувствуем больше любви на одной стороне, значит, мы будем находиться именно там. Сила воли сама по себе не способна решить, в какую сторону мы пойдем. Наша воля может действовать только какое-то ограниченное время. Но в долгосрочной перспективе, только наше сердце решает, где мы находимся: здесь или там. Наше сердце во многом решает, от какой стороны мы получаем больше радости и больше счастья.
Проблема в том, что наше сердце оказалось испорчено. К сожалению, мы строим действия отдавания и принятия не только с Богом, но еще и с сатаной. И теперь это уже вопрос к нам, чтобы сделать правильный выбор. Насколько в нас сильны стремления к поиску истины, красоты и добра?
Конечно, можно и нужно в течение жизни в вере уменьшать или, скорее, учиться контролировать физические желания. Но мы здесь идем двумя путями. Если наша изначальная душа слаба, а тело в плане физических желаний сильное – то, чтобы душа очнулась, нужно уменьшить свои физические желания. Тогда душа хоть как-то вздохнет свободно.
Но в идеале нам также необходимо развивать наши духовные желания. Потому что, как только в нас усилится стремление к истине, красоте и добру, многие вещи станут для нас более естественными, в том числе в плане преодоления различных искушений. Но самое главное, это понадобится нам тогда, когда мы попадем в ситуацию выбора между добром и злом, выбора, как поступить – по Божьи или не по Божьи.
В жизни человека бывают такие ситуации, когда кажется, что если я сейчас не получу ответ, то я не смогу и шагу вперед сделать. И в таких критических ситуациях, когда человек ищет этот ответ, он способен забыть и про еду, и про сон. Он может потратить кучу денег ради того, чтобы отыскать этот ответ.
Другой пример. Если у человека сильно желание увидеть красоту, то он, опять же, потратит много средств и времени. Он забудет про сон, еду и прочие вещи. Он пойдет, и будет искать эту красоту. Он отправится на природу, потому что там красиво, и его душа там отдыхает.
Мне здесь вспоминается Истинный Отец. В своей автобиографии он рассказывает о Жардиме в Бразилии. И там много разных москитов и прочих насекомых. А Истинный Отец в физическом плане ничем не отличается от других людей, его комары также кусают. И Отец говорит: «Все мое тело было искусано и болело, но в Жардиме я был счастлив». Меня очень поразил этот момент. Истинный Отец говорит: «Я хочу приезжать туда еще и еще, потому что моя душа чувствует себя там счастливой».
Я знаю людей, которых мошки могут довести буквально до бешенства, испортить им весь отдых, и стать причиной того, что они туда больше никогда не приедут. Это происходит потому, что их больше волнуют физические желания, собственный комфорт.
Или, наоборот, у нас есть настолько сильное желание сделать что-то хорошее, что мы готовы многим пожертвовать. Вот это наш идеал, это то, что определяет наш выбор. Потому что тогда мы усиливаем свои духовные желания, и тем самым связываемся с Богом. Мы строим с Богом действия отдавания и принятия. Потому что это Божья природа.
Мы посвящаем наши духовные желания Богу. Бог дарит нам свою любовь, и тогда эта любовь проявляется в нашей жизни. Она проявляется, в том числе, и физически. Мы же говорим о том, что Небесный Отец все для нас создал – и еду, и сексуальные отношения. Это все создано для нас, для нашей радости.
Но главный момент для нас будет заключаться в том, как нам отречься от второго субъекта, сатаны. Как сделать так, чтобы наши желания служили правильному субъекту. И чтобы установить такой правильный порядок, мы действительно должны будем постараться. Ради этого-то мы и оказываемся в ситуациях выбора. И если мы будем знать эти моменты, и что здесь самое главное, что мы должны искать, то во всех таких ситуациях мы сможем строить отношения со своим Истинным Субъектом. Мы сможем получить частичку истинной любви, которая поможет нам преодолевать совершенно разные ситуации.
Как дать человеку понять, что он поступает неверно? Нужно, чтобы он каким-то образом увидел на примере другого человека, как поступать правильно, как это может быть по-другому. И не просто, как это может быть, а чтобы он это почувствовал, чтобы он соотнесся с этим.
Когда я говорю людям определенные вещи, к примеру, что Бог вас любит, что Бог – Родитель, то я часто чувствую, что для людей это просто абстракция, просто некая концепция. У них не было подобного опыта. Мои слова их никак не затрагивают, не находят отклика в их сердцах. Поэтому эти слова не воспринимаются, не переживаются человеком.
Например, у человека не было опыта родительской любви, или он рос в неполной семье и не имел опыта отцовской любви. Поэтому, часто, когда заходит речь, к примеру, об отцовской любви, то для тех, у кого в семье есть отец или старший брат, это не абстракция. Это реальные опыты и переживания. А другому человеку, у кого не было подобного опыта, приходится через жизнь в вере буквально заново проживать все заново, получая все эти опыты, и узнавая, что у меня есть Родитель, есть Отец.
Поэтому опыты истинной любви, в каком бы аспекте они ни были, будь это в аспекте поиска истины, красоты или добра, являются для нас самым главным моментом нашего духовного роста. Потому что тогда наша душа будет сильной, тогда наши духовные желания станут сильнее, и для нас станет более естественным подчинять наше тело.
Тогда мы естественным образом почувствуем, что нас тянет в правильную сторону, так как там мы чувствуем больше любви, стимула и вдохновения. И когда нам предстоит выполнить свою ответственность как детей Бога, мы окажемся на правильной стороне. Тогда мы окажемся теми людьми, которые идут вместе с Истинными Родителями, несут на себе крест или находятся на этом кресте, но находятся с правильной стороны, поддерживая Истинных Родителей, поддерживая Небесного Отца.
Пастор Иван,
24 июля 2011 года, г. Хабаровск