Почему мы ищем доказательства существования Бога?
Не мы первые, и не мы последние задумываемся о Боге, и не только задумываемся, но страстно ищем доказательства существования Бога. Мы строим логические и философские конструкции, способные окончательно убедить нас, есть ли Бог или Его нет.
Как же так произошло, что мы не стараемся прислушаться к голосу своего сердца, но ищем убедительного слова? Вместо того чтобы строить свои личные отношения с Богом, мы ищем чужие слова и опираемся на опыт и переживания зачастую чужого для нас человека?
Давайте попробуем обратиться к самым истокам, и проследить момент, когда мы, человечество, начали все дальше и дальше уходить от Бога. Как мы знаем, Адам и Ева вкусили запретный плод и отвернули лица свои от Бога. Обратившись к Библии, мы видим, что когда Бог стал искать в Эдемском саду Адама и Еву, стал говорить с ними, они устрашились Бога и скрылись от Него. Они не могли взглянуть в лицо Бога. Адам и Ева ослушались Бога, и Он «… выслал… их из сада Эдемского, чтобы возделывать землю…».
Итак, какой вывод мы можем сделать из этого небольшого библейского отрывка? Прежде всего, что не Бог первым отвернулся от Своих детей. Изгнание из Эдемского сада было лишь следствием поступка Адама и Евы. Бог, как совершенное Существо любви и добра, мог и всем сердцем желал взаимодействовать только с подобными Ему существами.
Бог дал Своим детям Три Благословения – плодитесь, размножайтесь и владычествуйте. Ради чего? Ради того, чтобы дети стали подобны Ему во всем. У Адама и Евы была ясная ответственность осуществлять Божью заповедь и, следуя этой заповеди, строить и развивать свои отношения с Небесным Отцом. Вот и все. Факт в том, что Адаму и Еве до грехопадения не нужны были никакие доказательства существования Бога. Отношения Адама и Евы с Богом были абсолютно естественными и подобны отношениям любых детей со своими физическими родителями. Более того, со стороны Бога как любящего Небесного Родителя не могло быть никакого испытания или смертельной проверки с помощью плодов Дерева познания добра и зла. Для человека исполнение заповеди: «Не вкуси» должно было стать актом доверия и послушания, основанного на понимании сердца своего любящего Родителя.
Что происходит дальше? Изгнанные Богом из Эдемского сада и ведомые чувством вины, Адам и Ева стали строить совместную жизнь и давать рождение детям. Однако вся их совместная семейная жизнь была пронизана чувством сожаления об утраченном Эдемском саде, об утерянном Родителе и о порванных взаимоотношениях с Ним. Чувство сожаления порождает острое чувство вины. И, будучи достаточно юными, Адам и Ева не могли конструктивно противостоять этому чувству. Пытаясь вернуть утраченное доверие Родителя и исправить последствия совершенного греха, люди старались как можно меньше говорить и думать о содеянном и стремились поскорее забыть и оставить все это в прошлом как факт своей биографии.
Следовательно, научить Каина, Авеля и других своих детей и внуков отношениям с Богом Адам и Ева уже не могли из-за чувства вины, стыда и, возможно, обиды или даже определенной степени злости на Бога, которая появилась с годами. Людям в целом свойственна любопытная черта. Мы способны чувство вины, появляющееся как следствие своего дурного поступка, трансформировать в чувство обиды и злости на того, кого мы ослушались или кому нанесли вред. Эта черта особенно свойственна людям в юности, далее же, с возрастом, мы становимся в этом виртуозами. Именно это чувство вины, обиды и злости привело к тому, что Адам и Ева сами не строили взаимоотношений с Богом и своих детей и потомков этому специально не учили, а если и учили, то без особого энтузиазма, так сказать.
Не стоит забывать еще и о том, что Адам и Ева были изгнаны из Эдемского сада в достаточно юном возрасте, поэтому все их понимание Бога, своего Родителя, было еще достаточно незрелым. Они видели в Боге такого родителя, которого видят подростки всех времен и народов в своих родителях – строго, запрещающего, периодически наказывающего. Такое восприятие они и передали своим потомкам. Для большинства людей, такое восприятие Бога стало абсолютом. А с таким Богом, особенно не хочется строить какие-то глубокие и доверительные отношения. Такого Бога стоит бояться и по мере возможности избегать. Вот мы и пришли к тому, что наше сердце к Богу, нашему Родителю, стало не столь чувствительно. Восприятие Бога тех, древних людей, слишком глубоко сидит в нас. Вот мы и ищем чужих слов и мыслей, пока наше сердце молчит.
Давайте постараемся не просто искать слов и доказательств существования Бога. Бог существует и это факт, не требующий доказательств. Давайте будем искать доказательства в своем сердце. Давайте стремиться понимать Сердце нашего Родителя, давайте проникнемся Его ситуацией – ситуацией страдающего Родителя, на протяжении многих тысячелетий ожидающего Своих детей. Давайте повернемся к Нему лицом и скажем: «Здравствуй, Отец. Вот Ты и нашел меня».