Почему добрые люди бывают злее друг к другу, чем злые?
Тот, кто когда-либо пытался вплотную заниматься совместным серьезным благим делом, непременно сталкивался с шокирующим парадоксом: добрые люди порой труднее приходят к договоренности, чем злые.
Конечно, не всегда. Но часто. Например, если группа людей ставит целью преследовать, очернить, запятнать кого-то, то различия между такими злонамеренными субъектами каким-то чудесным образом стираются, и они вдруг начинают находить общий язык даже в самых трудноразрешимых вопросах. А вот когда кто-то кооперируется, чтобы свершить акт доброй воли, помочь нуждающимся или донести до других ценности добра, между ними внезапно вырастают такие стены озлобленности и осуждения, о существовании которых они даже не подозревали, мирно уживаясь друг с другом прежде. И в итоге получается порой так, что все силы, мобилизованные каждым отдельным человеком на решение насущной задачи, уходят на то, чтобы доказать свое превосходство и совершенство перед другими.
И можно было бы не обращать внимание на такой просто любопытный феномен, если бы он не отбивал у многих замечательных добрых людей охоту делать добро и жить ради общего блага. В итоге они предпочитают просто жить для себя, или делать что-то помаленьку, не замахиваясь на высокие цели, которые в одиночку не под силу одолеть.
Не зря говорят: объединиться «против» проще, чем «ради». Так что же это за печальная действительность человеческой природы, в которой нет места доброму миру? Ведь есть же примеры тех, кто, несмотря на противоречия, маленькой группой добился невероятных успехов во имя добра! Взять даже раннее христианство: как ни разделялись мнения апостолов, а христианство из маленькой гонимой секты все же превратилось в ведущую мировую религию…
А секрет, как всегда, кроется в глубине человеческой души. Есть в каждом – да, даже и в злых людях – огонек, фитиль света и добра, частичка Бога. В ком-то этот огонек больше, в ком-то меньше, но в каждом из нас он закрыт, обтянут тугой пленкой устоявшихся взглядов, эгоистичных амбиций, злых желаний, ложных стереотипов. И, собираясь вместе во имя благой цели, так просто слипнуться этими похожими оболочками и превратиться в могучую массу, преумножающую все разнообразие скрытых в каждом из людей пороков. Гораздо труднее дать этому внутреннему огоньку в каждом пробиться навстречу друг другу, слиться воедино и засиять ослепительным светом, пробуждая добро в людях вокруг.
Получается, что чем сильнее, чем ярче огонь добра в человеке, тем проще ему найти этот свет в людях и создать доброе единство. Но выходит и так, что не всякое единство есть добро, и люди, ведомые энергией этих наслоившихся пластов порока, находят злонамеренных единомышленников и образуют с ними темную силу, заглушая всякий свет внутри себя. Когда же огонек нашей души улавливает что-то близкое в другом и тянется, чтобы вместе творить добро, нам требуется много усилий, чтобы побороть свои злые оболочки и дать частичкам Бога внутри нас объединиться, чтобы явить Свою славу и величие.