Общение, задуманное Богом
«Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» (Пс. 132:1)
Ни один человек не создан для того, чтобы жить в одиночку. Любому человеку, даже для того, чтобы просто не повредиться рассудком, необходим объект, с которым он мог бы вступать во взаимоотношения. В фильме «Изгой» главный герой использовал волейбольный мяч и, нарисовав на нем лицо, представлял себе, что он не одинок на необитаемом острове. Иначе он просто мог бы погрузиться в пучины отчаяния. У Робинзона Крузо тоже был «Пятница», который помог ему не сойти с ума. Конечно, иногда монахи становятся отшельниками, и какое-то время могут вообще ни с кем не общаться, но даже этот путь не является изначальным, так как Бог создал нас для общения. Мы созданы для того, чтобы жить сообща, и Бог хотел бы, чтобы мы знали, что значит жить вместе.
Однако сейчас, когда люди говорят об общении, обычно они имеют в виду поверхностные, ничего не значащие разговоры за едой в веселой компании. Обычно после такого общения в душе остается чувство пустоты, и даже в толпе люди чувствуют себя одиноко.
Настоящее общение, для которого нас создал Бог, подразумевает бескорыстную любовь, честность и открытость, практическое служение, самоотверженную щедрость, сострадание и многое другое. Настоящее общение подразумевает «разговор по душам», в прямом смысле этого слова, разговор, где наши души могут раскрыться друг перед другом и обмениваться искренней любовью.
«Вне всякого сомнения, Бог хотел сотворить мир, где воплотилась бы идеология Его любви, где общение людей строилось бы на любви, где люди радовались бы любви, жили в любви и умирали, окруженные любовью». (Преп. Мун Сон Мён)
Глубокое и искреннее общение в толпе невозможно. Если вы пытаетесь одновременно общаться с десятью и более людьми, кто-то непременно будет отмалчиваться и не станет активно участвовать в происходящем. Именно поэтому настоящих друзей не может быть много, вы можете в целом хорошо относиться ко многим людям, но подлинное и искреннее общение получится только с несколькими людьми, которым вы доверяете и с которыми общаетесь регулярно.
Иисус выбрал себе именно 12 апостолов не случайно и, кроме различных провиденциальных целей, наверняка, он понимал, что это, пожалуй, максимальное количество людей, когда возможно эффективное и равноправное общение. И для построения с апостолами искренних и глубоких отношений у Иисуса ушло три года. Мы можем служить Богу огромной толпой, но искреннее и глубокое общение происходит в небольших группах.
«Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». (Матф.18:20)
В большой группе людей сложно выстроить такое единодушие, чтобы даже Бог был в их среде. А небольшая группа, даже если это всего 2-3 человека, могут построить такое единство в любви, что Бог непременно захочет быть среди них. Конечно, сам факт узкого круга общения еще не гарантирует подлинных и искренних отношений. Бывает, что даже друзья застревают на самом поверхностном уровне общения и понятия не имеют, что такое настоящее общение «по душам».
Настоящее общение подразумевает глубокую искренность и открытость
Настоящее общение начинается, когда люди честно делятся друг с другом своим «я» и тем, что происходит у них в жизни, рассказывают друг другу о своих обидах, раскрывают свои чувства, каются в ошибках, доверяют свои сомнения и страхи, признаются в слабостях и могут попросить о помощи и молитвенной поддержке.
«Откровенная речь везде найдёт поддержку и понимание, поэтому я – за откровенность». (Преп. Мун Сон Мён)
Иногда при общении, казалось бы, даже довольно близких людей, картина может складываться прямо противоположная. Вместо честности и смирения выступает притворство, попытки строить из себя кого-то другого, неясные мотивы и интриги, поверхностная вежливость и ничего не значащие разговоры. Часто люди прячутся за фальшивыми личинами, стараются ничем не выдавать своё внутреннее состояние и ведут себя так, будто у них в жизни всё замечательно. Всё это - сущая гибель для любого искреннего общения. Также важно помнить, что ни один грех никогда не приходит в одиночку, а всегда тянет за собой и другие грехи.
«Тот, кто умеет льстить, умеет и клеветать». (Наполеон)
Настоящего близкого общения не получится до тех пор, пока мы не сможем открыто и честно говорить о своей жизни. Часто люди считают, что самое близкое общение наступает в темноте, но на самом деле, самое близкое общение наступает на свету. Во мраке мы стараемся спрятать свои обиды, промахи, неудачи и грехи. Но, пребывая в свете, мы выносим всё на поверхность и становимся такими, какие мы есть на самом деле. И, вместо того, чтобы колоссальное количество энергии тратить на притворство и поддержание масок, мы можем потратить эти силы на подлинные изменения.
Конечно, быть честным и сознаваться страшно и рискованно, потому что нас могут не понять, отвергнуть или обидеть. Но без честности нет возможности духовно расти, а также, если я сам нечестен, то я не смогу по-настоящему доверять другим.
«Наказанием лжеца оказывается не то, что ему никто больше не верит, а то, что он сам никому больше не может верить». (Бернард Шоу)
Настоящее общение взаимно и обоюдно
Взаимность – это искусство отдавать и принимать. Это умение полагаться друг на друга. В настоящем действии отдавания и принятия субъект и объект всегда могут меняться местами, строить равноправные двусторонние отношения, разделять ответственность и помогать друг другу. Взаимность – это сердце любого общения.
«Действие отдавания и принятия между мужем и женой в семье, людьми в обществе, правительством и людьми в государстве, между различными странами в мире играет ключевую роль в их мирном и гармоничном сосуществовании». (Божественный Принцип)
Гораздо легче сохранять последовательность и постоянство в жизни в вере, если рядом с нами идут другие верующие и поддерживают нас, а мы, в свою очередь, поддерживаем их.
«Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте». (Рим. 12:10)
Конечно, мы не можем нести ответственность за каждого человека, но мы, по крайней мере, можем постараться сделать всё, что в наших силах, ради того, чтобы помочь ближним, которые окружают нас.
Учитесь сочувствию и состраданию
Сочувствовать не означает давать советы или предлагать поверхностную помощь на скорую руку. Сочувствие и сострадание – это умение понять другого человека, буквально «войти в его страдание» и суметь разделить его.
У каждого человека есть потребность быть понятым и потребность в признании законности и значимости его переживаний. Сочувствие и сострадание в состоянии восполнить эти фундаментальные нужды. Иногда мы так торопимся всё исправить, что начинаем давать советы прежде, чем успели посочувствовать. А иногда мы так заняты собственными обидами и переживаниями, что нам и вовсе не до сострадания. Жалость к себе уничтожает любые ростки сострадания по отношению к другим людям.
«Бог не может обитать там, где кто-то придаёт преувеличенное значение собственной персоне. Он пребывает там, где люди уважают и ценят друг друга». (Преп. Мун Сон Мён)
Самый простой уровень искреннего общения заключается в том, чтобы делиться друг с другом тем, что с нами происходит и, вместе изучая Слово Бога, искать способы решения проблем для продвижения вперед. Более глубокое общение – это совместное служение, когда мы вместе трудимся ради построения Царства Небесного на земле.
«Научитесь сострадать тем членам Церкви, кому трудно, кому пришлось столкнуться с бедой и с тяжелыми обстоятельствами; поступайте так, будто их беда — это ваша беда». (Преп. Мун Сон Мён)
Особенно во времена глубинных кризисов и потрясений, горя и сомнений, когда даже наша вера начинает «трескаться по швам», мы нуждаемся в настоящем верующем друге. Нам нужно, чтобы кто-то продолжал верить Богу, даже если у нас уже это не получается и помог нам не сдаваться и идти вперед.
Будьте милосердны друг с другом
Искреннее и глубокое общение подразумевает больше милосердие, нежели справедливость. Сложно продолжать искренне делиться тем, что у вас на сердце, если вам будут постоянно сыпать соль на рану, напоминая о ваших ошибках. В искреннем общении вместо суда синедриона нужно учиться прощать и оставлять прошлые прегрешения в прошлом. Бог не судит людей, не имеем право делать это и мы. Тем более, что нет ни одного человека, который был бы застрахован от падений и ошибок. Каждый из нас время от времени нуждается в помощи, чтобы снова встать на ноги. Поэтому руководствуйтесь девизом: Будь справедлив к самому себе и милосерден к другим.
«Сколь многие недостойны света, и всё-таки день начинается». (Сенека)
Милосердие исходит от Бога, и Он никогда не попросит простить нас другому больше, чем Он Сам уже простил нам. Всякий раз, когда кто-то несправедливо поступает с вами или обижает вас, перед вами встает выбор, на что направить свою жизненную энергию – на то, чтобы отомстить или разрешить конфликт. Сделать и то, и другое не получится, поэтому придётся выбрать.
«Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг к другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы». (Кол. 3:12-13)
Иногда мы не решаемся вести себя милосердно, потому что не понимаем разницы между прощением и доверием. Прощая, мы оставляем прошлое в прошлом. А доверие связано с поведением того или иного человека в будущем. Прощать нужно немедленно, даже если никто не просит у нас прощения, доверие же восстанавливается со временем. Чтобы восстановить ваше доверие, обидчику нужно доказать, что он изменился и ему можно доверять. Если вас обижают снова и снова, то Бог хотел бы, чтобы вы прощали столько раз, сколько раз вас обижают. Но это не означает, что нужно подставлять себя под новые удары. Другими словами, нужно любить грешника, но не нужно любить грех. Должно пройти время, и обидчик должен доказать то, что он изменился, и ему можно доверять.
«Призыв любить врагов своих вовсе не означает, что вы должны прощать им грехи и дурные поступки, вы лишь должны жалеть тех, кто одержим злом». (Преп. Мун Сон Мён)
Тесное и искреннее общение в небольшой группе более всего подходит для восстановления искренних и доверительных отношений, так как многие обиды рождаются просто из-за недопонимания друг друга.
Если вы чувствуете в себе жажду по искреннему, взаимному, сострадательному и милосердному общению, значит, вы воистину Божий сын или Божья дочь, так как Бог создал нас именно для такого настоящего и близкого общения.
Пастор Олег, 10 марта 2013 года, г.Москва