Католицизм: главные особенности вероучения
Католици́зм или католи́чество (лат. catholicismus) (от греч. καθολικός — «всеобщий», буквально «по-всему» или «согласно всему»; впервые по отношению к церкви термин «ἡ Καθολικὴ Εκκλησία» применён около 110 г. в письме святого Игнатия к жителям Смирны и закреплён в Никейском Символе веры) — крупнейшая по численности приверженцев ветвь христианства, сформировалась в I тысячелетии н.э. на территории Западной Римской империи. В историографии Раскол с восточной христианской церковью, за которой закрепилось название православной, относят к 1054 году. Однако, разрывы общения Константинопольской и Римской кафедр происходили неоднократно начиная с середины I тыс. н.э., но все они были преодолены. Видимым главой Католической церкви является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и государство-город Ватикан в Риме.
Вероучение базируется на Библии и Священном Предании, которое включает в себя постановления Вселенских Соборов. Базовые положения вероучения изложены в Катехизисе Католической Церкви, каноническое право систематизировано и изложено в Кодексе канонического права. В Католической церкви существует семь таинств:
- крещение;
- брак;
- миропомазание (конфирмация);
- евхаристия;
- исповедь;
- елеосвящение;
- священство.
Вероучение Католической Церкви имеет ряд доктринальных положений, которые отличают её от учения других христианских конфессий:
- филиокве — догмат об исхождении Святого Духа как от Отца, так и от Сына (но не как от разных источников);
- догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и догмат о Её телесном вознесении;
- учение о чистилище;
- учение об индульгенциях;
- широкое почитание Девы Марии (hyperdulia) ;
- почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу (latria), и почитанием святых (dulia);
- утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра;
- централизованность церковной организации (схожая черта с некоторыми протестантскими движениями), в отличие от автокефальности (автономии) православных поместных церквей;
- безошибочность учительства папы римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого ex cathedra (см. Догмат о папской безошибочности);
- нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака.
Особенности латинского обряда:
- добавление «и от Сына» (филиокве) в символ веры.
- обязательный целибат священства;
- крещение, в большинстве случаев, через возлияние воды на голову, а не погружение в воду;
- совершение миропомазания только епископом (священник может преподать это таинство лишь в исключительных случаях, например, в случае смертельной опасности для принимающего таинство);
- употребление для Евхаристии, как правило, пресного хлеба, а не квасного;
- причастие мирян или Телом, или Телом и Кровью Христа — и то и другое считается причастием во всей полноте; причастие священства только Телом и Кровью;
- подчёркивание значения тайноустановительных слов Христа в анафоре вместо эпиклезы;
- крестное знамение слева направо, а не справа налево как в византийском обряде (в том числе у православных), при этом знамение, чаще всего, совершается пятью пальцами, как символ пяти ран Христовых.
Источник: Википедия