К читателям, или Приглашение в мир мудрости

Более 100 лет назад Лев Николаевич Толстой писал: «Всем любящим истину надо стараться отыскивать не различия в религиях и их недостатки, а их единство и достоинство». Именно эти слова мне вспомнились, когда я читал книгу «Всемирное Писание и учение Мун Сон Мёна», которую сегодня издатели предлагают русскоязычным читателям. Эта книга является вторым томом знаменитой сравнительной антологии священных текстов «Всемирное Писание», выпущенной в 1991 году в Нью-Йорке и переведенной на русский язык в 1995 году.

Обе книги, вторая дополняет первую, поистине можно назвать Энциклопедией религиозной веры, ибо они не только знакомят читателей с доктринами различных религиозных учений, но и через фрагменты их Священных писаний позволяют сопоставить, сравнить между собой, что дает возможность получить давно искомые ответы на жизненные вопросы.

Первая книга была подготовлена при непосредственном руководстве преподобного Мун Сон Мёна, вторая – его учениками и последователями. Поэтому во втором томе делается основной упор на духовное наследие Мун Сон Мёна, безусловно, выдающегося религиозного деятеля современности, основателя Церкви Объединения, который всю свою жизнь посвятил идее единства и народов, и религий, поставив своей целью достижение глобального мира и осуществление таким образом вечного Божьего идеала творения.

Глобализация невозможна без понимания большинством, что только диалог различных регионов мира, различных народов, различных религий может приблизить к решению кардинальных проблем, или как писал русский поэт Велимир Хлебников: «Мы равенство миров, единый знаменатель. Мы ведь единство людей и вещей». Но глобализм имеет и обратную сторону - всплеск националистических, веронетерпимых настроений, поддерживаемый и раздуваемый некоторыми безответственными политиканами и их подручными религиозными фанатиками и экстремистами.

Сегодня в политической жизни значение национального и религиозного факторов  все более возрастает. И это – естественно, ибо в строительстве любого государства большую роль играют исторически складывающиеся традиции, рост самосознания и национальной гордости, географические, культурно-бытовые условия и т.д. Определяющее воздействие на всё это оказывают экономические, политические и социальные факторы.

Однако у этого явления, как у медали, есть две стороны: одна – созидательная, другая – разрушительная. К последней относится гипертрофия национального чувства, доведенная до крайнего национализма или шовинизма. Как справедливо писал русский философ Владимир Соловьев в качестве предупреждения русским националистам: «Доведенный до крайнего напряжения, национализм губит впавший в него народ, делая его врагом человечества…»

Поэтому, думается, ни у кого не может вызвать возражения тезис о том, что только та идеология, философия, которая служит идее объединения, взаимопонимания людей, их нравственной общедуховности, является поистине общечеловеческой. Именно это, на наш взгляд, и есть главная суть социально-политического учения преподобного Мун Сон Мёна. Вот почему его идеи об устройстве мира находили и находят столь много сторонников в самых разных уголках Земли. И мне, как философу и религиеведу, человеку сугубо светскому, импонирует составляющая философии Объединения, та часть «Концепции головного крыла», которая указывает на то, что она не относится ни к правым, ни к левым, а объединяет и примиряет и тех и других, венчая их обоих.

Мун Сон Мён как никто другой прекрасно понимал, что Единая Истина никогда не откроет свои двери человечеству, пока оно будет идти к ней через конфронтацию. Более того, человечество вообще может погибнуть в огне межрелигиозных и межнациональных войн, так и не достигнув высот Истины, ибо полная и подлинная Истина бытия Человека в Мире проявит себя только тогда, когда свобода слова, свобода вероисповедания, веротерпимость, мировоззренческий плюрализм повсеместно станут доминирующими и будут не только востребованными, но реализованными в глобальном, общепланетарном масштабе. К счастью, это все больше и больше начинают понимать и религиозные деятели, и политики, а главное, простые люди всей планеты.

Несколько лет назад, будучи в городе Сеуле, мне довелось посетить дом-музей Мун Сон Мёна – маленький, очень тесный домик, где закладывались основы его учения и деяний, цель которых, по словам самого основателя, «покончить со страданиями Бога и человечества». Когда я осматривал весьма скромные экспонаты, мне приходили на ум слова замечательного русского философа  Николая  Бердяева  о  том,  что  «личность  в  человеке  есть  результат  борьбы»;  что «личности нет без работы духа над душевным и телесным составом человека»; что личность – это «боль, и многие соглашаются на потерю в себе личности, так как не выносят этой боли». И вдруг я понял, что именно эти слова философа как нельзя лучше отражают суть человека, который начинал свою деятельность в этом доме с шестью своими последователями, а сегодня о нем помнят как о крупнейшем религиозном и общественно-политическом деятеле нашей эпохи, глашатае истины и мира на Земле.

Все, кто хоть раз слушал выступления преподобного Муна, всегда убеждались в том, что он обладал невероятной харизмой. От него в зал шла какая-то особая энергетика, хотя никаких внешних эффектов не допускал. Он умел увлечь своим внутренним убеждением, своими идеями, и люди верили каждому его слову.

Для того чтобы более была понятна главная жизненная цель Мун Сон Мёна, приведу один пример. 11 сентября 2005 года. В этот день все делегаты, прибывшие в Нью-Йорк по инициативе Мун Сон Мёна на первую Ассамблею глобального мира «Время вызовов и перемен в глобальном управлении и гражданском обществе: от Советов мира – к миру в нациях», пришли на площадь бывшего торгового центра, чтобы на месте трагедии провести акцию памяти жертв терроризма. Это было незабываемо. В акции участвовало свыше 300 человек из более чем 100 стран мира. Все держали зажженные свечи. Представители самых разных конфессий и деноминаций прочитали молитвы, и каждый участник, каких бы убеждений он ни придерживался, дал  мысленную клятву сделать все от него зависящее, чтобы такие трагедии больше не повторялись, чтобы из международного лексикона навсегда ушли такие слова, как «терроризм», «религиозная нетерпимость», «национальная рознь» и они были заменены словами «сотрудничество», «учет взаимных интересов», «веротерпимость», «диалог на равных».

Преподобный Мун прекрасно представлял те трудности и преграды, которые будут на пути воплощения его идеи. Ведь попытки объединения имели место быть и до него, и при его жизни. Еще во второй половине XIX века Владимир Соловьев в качестве идеи назвал «свободную теократию», или «вселенскую церковь», построенную на единстве всех христианских церквей. А конечный этап, по Соловьеву, это «Богочеловечество». Правда, и сам Соловьев писал: «Не в нашей власти решать, когда и как свершится великое дело всечеловеческого единения. Но поставить его себе как высшую задачу и служить ему во всех своих делах – это в нашей власти».

Мун Сон Мён не только поставил перед собой эту задачу, но и активно старался воплотить ее в жизнь. Думается, он глубоко и всесторонне изучил просчеты экуменического движения, прекрасные идеи которого не получили того понимания, на которые возлагались большие надежды.

Мун Сон Мён не пошел по пути навязчивой и горделивой утопии лишения всех религий их исторического многообразия, подгонки их под одну гребенку. Он пошел по очень трудному, но верному пути поиска всего того общего, что объединит все религии, не посягая на их исторические особенности. Он предложил диалог, а не искусственное отчуждение. Именно такому диалогу на равных посвящены и первая, и вторая книги Всемирного Писания.

Составителями обеих книг проделана огромная работа с первоисточниками: ими были подобраны тематические извлечения из таких великих писаний, как Библия и Коран, Ригведа и Законы Ману, Джаммапада и Атхарваведа, Упанишады и Бхагаватгита, Рамаяма и Махабхарата, Лунь юй и Дао дэ цзин, и т. д. Но если составители первой книги преследовали цель через антологию священных текстов дать сравнительный анализ, что позволяло им все извлечения, в том числе и высказывания преподобного Муна, давать вперемешку, то во второй книге составители шли по более четкому плану: вступление к каждому разделу и главе, извлечения из священных текстов, позиция Мун Сон Мёна по обозначенной теме.

Книга охватывает широкий спектр тем, распределенных по четырем частям: Бог и творение, грех и спасение, жизненный путь, семья и общество. Всего в книге 22 главы. Каждая часть и каждая глава предваряются небольшими, но очень содержательными вступлениями, что, безусловно, поможет читателям, особенно тем, кто до этого незнаком или знаком лишь поверхностно с учением преподобного Муна, глубже вникнуть в его суть и, главное, сопоставить с великими предшествующими учениями, ибо Божье провидение, как он считал, осуществлялось в непрерывной череде поколений, начиная от Адама, а значит, и в религиозных учениях предшествующих веков. В конце книги даны содержательные комментарии, которые помогут более правильно понять представленные фрагменты.

Часто спрашивают, каким образом Мун Сон Мёну удалось за столь короткий срок не только создать новую религию, но и завоевать сердца и умы миллионов людей. Думается, лучше всего на него ответила Мэри Пат Фишер в книге «Живые религии». «Конфуцианство, буддизм, шаманизм и христианство, – пишет она, – в достаточной мере присутствовали в культуре корейского народа, который не знал чувства религиозной исключительности. Для корейца естественно учиться в конфуцианской школе, обращаться к шаману, чтобы излечиться от болезни, и молиться в честь умерших в буддийском храме. Корейцы также обладают сильным чувством единства, а их мудрецы всегда стремились достичь гармонии религий».

Учение Мун Сон Мёна иногда называют «Божизмом», или «Концепцией головного крыла». Его «Божественный Принцип» учит, что 2000 лет назад проповедь Иисуса несла в себе то высшее духовное положение, которое люди могли в то время освоить. Но сегодня человечество ушло далеко вперед в своем развитии, и наступил такой момент, когда современному обществу нужен совершенно другой уровень познания, отвечающий духовным исканиям людей. И Церковь Объединения появилась на земле для того, чтобы «выполнить всемирную миссию по закладке основания». Поэтому она и стремится «включить в свое мировоззрение все исторические религии, выяснив их роль в истории». Но в отличие от сотен христианских деноминаций Церковь Объединения «сложилась не как одно из направлений христианства, а в результате нового откровения», поэтому она имеет все признаки самостоятельного вероучения с широким использованием мировоззрения всех исторических религий, особенно иудаизма и христианства. И это в книге «Всемирное Писание и учение Мун Сон Мёна» представлено объемно и весьма убедительно.

Верным помощником, соратником и другом Мун Сон Мёна всегда являлась его супруга Мун Хан Хак Джа. Вместе они разработали и осуществили большое количество социально и культурно значимых проектов, в том числе создали уникальную школу искусств «Маленькие ангелы» и балетную трупу «Юнивёрсал балет», которая буквально покорила весь мир; организовали Международный культурный фонд, цель которого – развитие международных контактов в области образования, науки, религии и культуры, Международный Религиозный Фонд, способствующий контактам и гармоничным отношениям между религиями, и т.д., и т.п. Это поистине титанический труд!

Мун Сон Мён призывал сохранять и приумножать атмосферу Любви, Сердечности, Взаимопонимания не только на словах, а в сердце каждого из нас.

Я приглашаю вас, уважаемые читатели, без каких-либо предубеждений внимательно и неторопливо прочитать «Всемирное Писание и учение Мун Сон Мёна». Уверен, что вы найдете в этой книге ответы на многие вопросы. И хочу воспользоваться приглашением великого суфия Ходжи Ахмеда Яссауи:

Благословляю Вас, жаждущих истины, единения И открытых разговоров с родственными душами.

Артур Игоревич Артемьев, религиовед, доктор философских наук, профессор

Хотите узнать больше?   Свяжитесь с нами

Ленты новостей

© 2024 Мир Бога. При любом использовании материалов сайта ссылка на mirboga.ru обязательна.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru