Иудаизм
Иудаизм — это самая древняя из монотеистических религий мира. Из него вышли и христианство, и ислам. В отличие от многих других религий иудаизм не имеет конкретного времени своего возникновения; нет и какого-либо одного человека, которого можно было бы считать основателем религии.
Иудаизм — это религия еврейского народа; евреи обладают очень сильным чувством своей истории, и их национальное самосознание в значительной степени определяется историей их религии. Иудейские святые писания начинаются словами "В начале Бог..." и говорят о сотворении мира, об Эдемском саде, о грехопадении человека и последующей истории человечества. В иудаизме история исполнена значения, потому что именно в ней проявляются целенаправленные деяния Бога. И в еще большей степени, чем другие религии, иудаизм невозможно понять в отрыве от истории. Происхождение самого еврейского народа берет начало в древней Месопотамской цивилизации около 3800 лет назад. Иудеи отличались от соседних народов тем, что отказались от веры во многих богов и поклонения идолам. Вместо этого они поверили в единого справедливого и милосердного Бога, который дает людям закон, с тем чтобы и они стали справедливыми и милосердными. Для них путь служения Богу заключался не только в молитвах и жертвоприношениях, но и в добрых поступках. Они также верили, что Бог участвует в судьбе человечества, и даже более того. Его невозможно отделить от путей истории.
Патриархи
Первым праотцем своего народа иудеи считают Авраама. До наших дней дошел удивительный рассказ о том, как Авраам обрел веру в Единого Бога, — событии, существенно изменившем ход мировой истории.
Авраам и идолы
В то время, когда родился Авраам, страной правил царь Нимрод. Нимрод возвеличил себя и заставлял всех поклоняться себе, как Богу. Обладая неограниченной властью, он держал всю страну в страхе, потому что о каждом шаге, о каждом поступке подданных немедленно доносили царю. Но однажды Нимроду предсказали, что вскоре родится человек, который превзойдет его величием. Испуганный Нимрод приказал убивать всех новорожденных младенцев мужского пола. Зная об этом, мать Авраама удалилась в пустыню и там, втайне от всех, родила сына. Но вернуться с ребенком обратно она не могла. Тогда она оставила младенца в пещере, моля Бога, чтобы Он даровал ему защиту. Защитником и воспитателем Авраама стал ангел по имени Гавриил. Мальчик рос очень быстро. Однажды вечером, гуляя по долине, Авраам посмотрел на звезды и подумал: "Вот боги!" Но наступил рассвет, звезды померкли, и он сказал себе: "Нет, это не боги, я не буду поклоняться звездам ". Взошло солнце, и Авраам вновь сказал себе: "Вот мой Бог, вот кому я буду поклоняться! " Но когда солнце село, он подумал: "И это не Бог ". На небе появилась луна, и опять Авраам решил: "Я нашел моего Бога ". Но луна скрылась в облаках. "Я вновь ошибся. — воскликнул Авраам, — но я знаю: на свете есть тот, кто управляет всем ". Расставшись с ангелом Гавриилом, Авраам отправился на поиски родителей. Он разыскал свою мать к рассказал ей обо всем, что с ним произошло. Он сказал, что существует лишь один Бог, великий и бессмертный, который невидим, но сам видит все. "Он в небесах над нами, и вся земная жизнь подвластна ему ", — сказал Авраам. Мать повела Авраама домой, где он встретился со своим отцом, Терахом. Терах изготовлял идолов, тех самых, которым должны были поклоняться люди. Он попросил вновь обретенного сына помочь ему продать некоторых из них. На рынке к Аврааму подошла пожилая женщина и спросила, сколько они стоят. Он ответил: "Женщина, зачем ты покупаешь эти куски дерева? Мой отец сделал их неделю назад. Они даже моложе тебя. Почему же ты им поклоняешься?" Женщина была очень удивлена и спросила Авраама, кому поклоняется он сам. В ответ на это Авраам рассказал ей о своем Боге, который создал небеса и землю, но сам невидим. Его слова прозвучали настолько убедительно, что она поверила Аврааму и стала первой из тех, что последовали за ним. Вернувшись домой, Авраам обо всем рассказал отцу. Ему не удалось продать ни одного идола, и Терах очень рассердился. Как-то раз Тераху понадобилось отлучишься из дома, а он сказал сыну: "Продавец из тебя никудышный, поэтому оставайся и охраняй идолов ". Авраам удивился: "Если это в самом деле боги, зачем же их защищать?" Когда отец удалился, Авраам вошел в комнату, где хранились идолы. Он попытался заговорить с ними, но они молчали. Тогда он предложил пищу самому большому из них. Но, вернувшись через несколько часов, он обнаружил, что пища нетронута. Тогда он схватил топор и разбил идолов. Когда отец вернулся и увидел, что произошло, он потребовал от сына объяснений. Авраам сказал: "Я принес самому большому идолу пищу. Но другие боги преисполнились ревности. Они набросились один на другого и уничтожили друг друга ". И опять Терах рассердился. Он решил показать своему вольнодумцу-сыну самого Бога — царя Нимрода. При встрече Авраам рассказал Нимроду о невидимом Боге, создателе небес и земли, который вершит суд над всеми людьми, включая его самого. Царь страшно разгневался. "Нет бога могущественнее меня!" — воскликнул он. Нимрод велел бросить Авраама в горящую печь. Однако Авраам остался неубедим. Бог повелел ему покинуть эти земли вместе со своей семьей и несколькими сотнями последователей отправиться в Ханаан.
Авраам, его жена Сарра и их семья отправились в Ханаан. Библия повествует о том, как Бог заключил завет с Авраамом и обещал, что однажды вся земля будет принадлежать его потомкам. У Авраама было двое сыновей. Исаак и Измаил, от которых берут свое начало евреи и арабы. У Исаака и его жены Ребекки также было двое сыновей — Иаков и Исав. А у Иакова было двенадцать сыновей, от которых произошли двенадцать колен народа Израиля. Авраама. Исаака и Иакова называют патриархами за их праведность и потому, что они, были прародителями еврейского народа. Господь заключил с ними завет, предрекая, что потомкам их уготована особая роль в Его провидении. Иаков впоследствии получил имя Израиля, и именно поэтому его потомков - еврейский народ — стали называть Сынами Израилевыми. Однако формирование своего религиозного и национального самосознания иудеи прежде всего связывают с именем пророка Моисея и теми историческими событиями, вторые происходили в его время. Давайте к ним и обратимся.
Жизнь Моисея
Во времена Иакова его семья перебралась в Египет. В это время страной правили гиксосы — кочевой азиатский народ, который вторгся в Египет около 1710 г. до н.э., основав пятнадцатую династию. Под их господством иудеи процветали и множились в числе и силе. Когда же гиксосы были изгнаны из Египта в 1540 г. до н.э., пришедшие им на смену династии стали считать израильтян, бывших в союзе с гиксосами, возможной угрозой для своей пасти. Постепенно их стали преследовать и притеснять все сильнее и сильнее. Вероятно, в это время иудеи были порабощены. По свидетельству Библии, период рабства евреев в Египте длился около 400 лет. А в 1275 г. до н.э. во время правления фараона Рамзеса И произошел Исход евреев из Египта. Человеком, освободившим свой народ от рабства, был Моисей. Согласно Библии, египетский фараон, напуганный ростом иудейского населения, приказал умерщвлять каждого новорожденного мальчика во всех еврейских семьях. Моисей избежал этой участи благодаря уловке своей матери. Его усыновила дочь фараона, и он был воспитан во дворце как царский сын. Его мать, которую взяли к нему нянькой, рассказала ему, кто он на самом деле. Когда ему было 40 лет, он увидел, как египетский надсмотрщик бьет иудея. Ощутив боль раба, он ударил египтянина и убил его. Фараон узнал о поступке Моисея и приказал убить его. Моисей бежал в Мадиамскую пустыню. Через много лет, когда он уже был женат и имел сына, Моисей как-то увидел в пустыне куст, пожираемый огнем, но не сгорающий. Когда он в удивлении подошел к кусту, Господь заговорил с ним:
Я увидел страдание народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян и вывести из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед. (Исх. 3:7-8)
Господь повелел Моисею возвратиться в Египет, чтобы вывести евреев из рабства. Однако Моисей боялся, что не сможет исполнить волю Бога. И только после долгих сомнений он вернулся в Египет вместе со своим братом Аароном. Получив поддержку старейшин Израильского народа, братья пришли к фараону и обратились к нему:
Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне. Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? Я не таю Господа, и Израиля не отпущу. (Исхю 5:1-2)
Фараон отказал и вместо этого дал иудеям больше работы. Тогда на Египет обрушилась вереница бедствий. Каждый раз фараон смягчался и просил Моисея остановить бедствие. Но когда оно кончалось, он вновь менял свое решение и отказывался отпустить иудеев. Египтяне сочувствовали иудеям, и даже слуги фараона были против него. Моисей стал пользоваться все большим уважением. Люди начали верить, что Всемогущий Бог на их стороне, и пожелали уйти. Последним бедствием была смерть всех первенцев египтян. Когда фараон увидел, что умер его собственный сын. он был поражен горем и разрешил иудеям уйти, Египтяне поднесли уходящим иудеям подарки - золото, серебро и одежды.
Исход
Итак, иудеи покинули Египет и ушли в пустыню. Согласно свидетельству Библии, это были шестьсот тысяч мужчин, а также женщины и дети. Фараон, однако, вскоре пришел в себя, сообразив, что лишился рабочей силы. Вместе с армией и 600 колесницами он погнался за иудеями. Перед беглецами было Чермное (Красное) море. Увидев облако пыли от приближающейся погони, израильтяне испугались и принялись жаловаться Моисею:
Разве нет гробов в Египте, что ты правел пас умирать в пустыне? Что это ты сделал с нами, выведши нас из Египта? Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: "оставь нас, пусть мы работаем Египтянам"? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне. (Исх. 14:11-12)
Моисей, однако, убедил их положиться на Господа. Бог повелел Моисею протянуть свой жезл над морем. Воды расступились, и показалось твердое дно. Израильтяне спокойно прошли по нему. Однако воды сомкнулись над преследующими их египтянами, и все преследователи утонули. Израильтяне шли через пустыню к горе Синай, а впереди, указывая им дорогу, двигался ночью — огненный столп, а днем — облачный столп. Но в пустыне было жарко, и вскоре кончились запасы еды и питья. Тут-то и пришло время народу уверовать в Господа. Израильтяне были недовольны и стали жаловаться Моисею и Аарону;
И сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, кош мы ели хлеб досыта. Ибо вывели вы час в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом. (Исх. 16:3)
Но Господь не оставил Свой народ:
И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день... А в шестый день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, поскольку собирают в прочие дни. (Исх. 16:4)
Завет
В конце концов после долгих скитаний, невзгод и несчастий израильтяне добрались до горы Синай. Моисей взошел на гору, и там Господь говорил с ним:
Так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Изралиевым: Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе. Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля; а вы будете у меня царством священников и народом святым. Вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. И пришел Моисей, и созвал старейшин народа, и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь. И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполнил!. И донес Моисей слова народа Господу. (Исх. 19:3-8)
Господь показал свою любовь к народу и заботу о нем. Он освободил его из рабства и вывел из земли Египетской. Он хотел привести их в Ханаан, в землю, "текущую молоком и медом". Но помимо того он желал, чтобы эти люди стали ''царством священников и народом святым". Господь хотел сделать евреев Своим народом, хотел заключить с ними завет. Завет — своеобразная форма отношений. Это отношения обязывающие, сердечные, терпи-1ше — отношения взаимной верности. Главное в них — взаимозависимость и терпеливая ответственность, даже если имеет место неверность. Такие тесные отношения, поскольку они основаны на доверии, отличаются большой внутренней свободой. Конечно, заключить такие отношения можно только по своей воле. Навязать их силой нельзя. И вот, когда израильтяне приняли предложение Господа, Он повелел им очищаться три дня, вымыть одежды свои и не прикасаться к женам. Затем Моисей снова взошел на гору, где Господь открыл ему Десять заповедей и дал наставления в других вещах.
Десять заповедей
- Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
- Не делай себе кумира,
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
- Помни день субботний, чтобы святить его,
- Почитай отца твоего и мать твою.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай ничего, что у ближнего твоего. (Исх. 20:2-17)
Таковы были заповеди Завета. Если люди будут выполнять их, они получат Божье благословение. Если они нарушат верность, Господь, как их отец и царь, будет наказывать их, пока они не осознают свои ошибки, не раскаются и (не вернутся к праведному образу жизни.
И пришел Моисей, и пересказал народу все Господни и все законы; и отвечал весь ирод в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем. (Исх. 24:3)
Это было очень важно. Господь не требовал от них соглашаться с чем-то, чего они до конца не понимают. Законы были просты и справедливы. Народ ответил и согласился соблюдать законы, которые Господь дал им. Они совершили обряд Завета, чтобы сделать Завет действенным. Так народ Израиля породнился с Богом. Они перестали быть рабами злых правителей и подчиняться им. Теперь они стали детьми Бога. Как во всех семьях, отношения часто бывали сложными, однако обращения к Богу пророков Израиля показывают близость к Нему и свободу их отношений с Ним. После установления Завета Господь вновь призвал Моисея подняться в горы и получить две каменные скрижали, на которых были записаны десять заповедей. Чтобы быть достойным этого дара, Моисей постился сорок дней. В это время росли нетерпение и тревоги людей, оставшихся у подножия горы. Моисея уже долго не было с ними, и израильтяне стали сомневаться в избранных им путях. Они заставили Аарона отлить золотого тельца, которому они стали поклоняться. Бог был поражен тем, как скоро люди забыли о своих обещаниях и стали приписывать идолу чудеса, совершенные Всевышним. Господь обратился к Моисею:
Поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца, и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: "вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской'." И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он — жестоковыйный; итак, оставь меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. (Исх. 32:7-10)
Однако Моисей, несмотря на то, что люди принесли ему немало разочарований и боли, встал на их защиту перед Богом. Он напомнил Богу, что Он также должен хранить Завет, который Он сам заключил с Авраамом, Исааком и Иаковом.
Но Моисей стал умолять Господа, Бога своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы Египтяне не говорили: "на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли" . Отврати пламенный гнев Твой, и отмени погубление народа Твоего; вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: "Умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно" . И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой. (Исх. 32:11-14)
Тот факт, что Моисей смог изменить намерения Бога, показывает, что завет — это реальные, живые отношения. Позднее израильтяне построили Скинию - переносной храм, в котором был помещен Ковчег завета. В Ковчеге находились две каменные скрижали, и он стал центром всех религиозных традиций иудеев. Позднее — в 960 г. до н.э., во время царствования царя Соломона, вместо скинии был построен Храм. Эти два события — исход и Синай, освобождение и завет — стали двумя столпами иудейского самосознания. Это были две стороны одной медали. Свобода, данная израильтянам, должна была охраняться и гарантироваться заветом. Закон защищал свободу людей, так как он не позволял людям притеснять друг друга. Целью, к которой стремились израильтяне, была обетованная земля, земля благоденствия. Однако материальное благополучие, не основанное на этических нормах, очень быстро привело бы назад к тирании и несправедливости. Единственный путь сохранения свободы заключался в том, чтобы самим стать праведными людьми.
В земле Ханаанской
Итак, израильтяне продолжили свой путь в Ханаан. Однако условия для жизни в пустыне были тяжелыми, и люди часто высказывали недовольство. Им уже стало казаться, что тяготы рабства в Египте несравнимы с их нынешним положением.
Сыны Израилевы сидели и плакали, и говорили: кто накормит нас мясом? Мы помнимрыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок. А ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших. (Чис. 11:4-6.
Моисей поведал обо всем Господу, и мы можем видеть, насколько честны были их отношения:
И сказал Моисей Господу: для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты. говоришь мне: неси его на руках твоих, как. нянька носит ребенка, в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его? Откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу сему? Ибо они плачут предо мною и говорят: дай нам есть мяса. Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня. Когда Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего. (Чис. 11:11-15)
Наконец после многомесячных скитаний они дошли до границ земли Ханаанской. Моисей послал двенадцать человек посмотреть землю. Когда через сорок дней они вернулись, то рассказали народу:
Мы ходили в землю, в которую ты нас посылал; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее; но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие...Но Халев успокаивал народ пред Моисеем, говоря: пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее. А те, которые ходили с ним, говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас... И подняло все общество вопль, и плакал народ во всю ту ночь. И роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и все общество сказало им: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! И для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам. Не лучше ли нам возвратиться в Египет? (Чис. 13:27-34; 14:1-3)
Из-за недостатка веры они были обречены скитаться в пустыне еще 40 лет. Почти все из тех, что покинули Египет, умерли в пустыне. Только их дети смогли пересечь реку Иордан и войти в землю Ханаанскую. Даже Моисей смог лишь увидеть Ханаан с вершины горы перед своей смертью.
Избранный народ
Тебя избрал Господь Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. (Втор. 7:6)
Иудеев порой называют избранным народом. Это понятие часто вызывает непонимание и враждебность. Кажется, что это утверждение противоречит всем принципам беспристрастности и справедливости, — то, что Бог, единый для всего человечества, являет Себя только одному единственному народу. Однако многие народы считают, что они избраны Господом, и потому выше других народов и могут править ими. Евреи же, наоборот, видели свою избранность в возможности служить Господу и переносить все страдания, которые может повлечь за собой такое служение. Поэтому избранность накладывала на них куда более строгие нравственные обязательства, чем на современные им народы. Заключив завет с Богом и приняв требования иудейского Закона, они несли наказание за их нарушение:
Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши. (Амос 3:2)
Еврейское понятие избранности не есть понятие исключительности. Господь любит все народы и желает спасти их все. Израиль просто должен был стать средством, служившим спасению. Благодаря этому мы можем также уяснить более общий смысл понятия избранности. Люди и народы, которые считают себя особо призванными, должны заглянуть в Библию, чтобы увидеть, какую ответственность это на них накладывает. В противном случае все это может привести к личностному, национальному и расовому эгоизму, что и происходило столь часто в истории человечества. К сожалению, многие люди и народы, считающие себя избранными для какой-то особой миссии, понимали это в том смысле, что имеют безграничные права и не совершают ошибок. Ветхий Завет, напротив, представляет собой исключительно честный перечень всех ошибок и грехов, совершенных еврейским народом. В этом Ветхий Завет не имеет себе равных. В то время как другие народы старались скрыть свои позорные деяния и превознести свои достижения, Ветхий Завет рассказывает обо всех прегрешениях народа, а все его добрые дела приписывает Богу.