Границы ответственности
Давайте поговорим сегодня о границах. О границах, которые нам необходимы в нашей духовной жизни, для нашего развития.
Предвижу вопрос – что это такое, какие еще границы? Разве границы помогают духовному развитию? Мы-то всегда считали, что должны избавляться от них в своей жизни. Разве не к уничтожению всех границ призывают нас Принцип и Истинные Родители?
Да, это так. Однако не все границы во вред. Есть границы, предусмотренные Самим Богом. Например, заповедь в Эдемском саду. Это была очень ясная граница, которую нельзя было переступать. Или десять заповедей. Это тоже границы.
Давайте посмотрим на несколько ситуаций. У Игоря всегда аврал на работе. Да и домой по московским пробкам добираться приходится часами. Дома жена, маленький ребенок. Квартира, купленная по ипотеке и требующая постоянного благоустройства. Игорь очень добросовестный работник. Работает, что называется не за страх, а за совесть. Поэтому обычно домой с работы он обычно приходит с кипой бумаг. Жена тяжело вздыхает. «Ну, люди же ведь надеются на меня», – отвечает Игорь.
Лена давно хочет поговорить с мужем. Их отношения всегда складывались хорошо, благо судьба не испытывала их семью финансовыми или другими проблемами. Но с течением времени Лена стала замечать, что ее муж все меньше интересуется семейными вопросами. Все семейные дела свалились на нее, даже те, что считаются совсем не женскими. Если бы не семья и не ребенок Лена наверно подала бы на развод. Но ведь нужно терпеть, кто-то же должен позаботиться о ребенке, думает Лена.
Если проанализировать, у этих людей могло бы все пойти по-другому, умей они устанавливать правильные границы. Игорь мог бы поставить границу в том, чтобы не отнимать время у семьи. Лена могла бы провести границу в отношениях с мужем и потребовать выслушать ее.
У всех нас есть границы. Некоторые даны нам от рождения, например, мы родились мужчиной или женщиной. Некоторые в нас воспитываются. Некоторые устанавливаем мы сами.
Однажды я начинал работать в магазине автозапчастей. Это был большой магазин в два этажа. Меня приняли, но управляющий был слишком занят и поручил одному продавцу познакомить меня с местом работы. Тот показал мне разные отделы, но не знал, куда конкретно меня планировали поставить. И вот я оказался в растерянности посреди этого большого магазина – вроде я здесь теперь работаю, но что конкретно мне делать? За что взяться? Где я буду полезен? Я готов помогать, готов работать, но не могу этого сделать, так как не знаю зоны своей ответственности, своего места работы. Мне дали задание, но не очертили границы ответственности.
Также и в жизни. Мы вроде бы знаем, что у нас есть цель. И мы даже более-менее ясно ее себе представляем. Но иногда мы точно также стоим в растерянности посреди нашей жизни, не зная, с чего начать или каким должен быть наш следующий шаг. «Я прошел уже достаточно? Или я еще не вышел даже за ворота?» Для этого нам нужны границы, границы нашей ответственности в конкретный момент времени.
Вспомните, мы растем и развиваемся постепенно. «Божественный Принцип» учит нас, что все проходит свои стадии развития, у всего есть начало, период роста и завершения. И на каждом этапе у нас есть своя доля ответственности, соответствующая конкретному этапу. И мы не сможем стать людьми, живущими по велению сердца, если у нас нет даже базового единства души и тела.
Итак, нам необходимы границы. Они должны давать нам понимание за что мы отвечаем, а за что – нет. Это я должен делать, а этого делать не могу. Может быть временно, но не могу. Тогда в жизнь приходит определенность и надежда. Ведь в жизни в вере мы нуждаемся в стимулах. На пути к высокой цели нас должны поддерживать стимулы. А лучшим стимулом является победа, пусть небольшая, но реальная и одержанная сейчас. Победу приносит выполнение своей ответственности. А чтобы свою ответственность исполнить, мы должны знать, в чем она заключается, должны знать границы своей ответственности.
Представьте, насколько вы будете рады, выполнив непростую задачу выкопать глубокую яму, если она является всего лишь одной из многих, которые роются под еще не существующий фундамент еще не существующего дома? Наверно глупо будет убеждать себя, что и одна яма – это хорошо? Может быть и так.
А как изменится ситуация, если главный инженер скажет, что мы построим дом в срок, если каждый день будем копать по одной яме? Разве не прибавится уверенности и ощущения значимости нашего труда? Конечно, при условии, что мы верим главному инженеру.
Если это так, то может быть стоит по-другому взглянуть, например, на семейные отношения. И не сетовать, что моя семья еще далека от совершенства, и вряд ли когда-то станет идеальной, по крайней мере, при физической жизни, а определить границы своей ответственности на данный момент и порадоваться, что сегодня удалось, например, выполнить давнишнюю просьбу жены или без упреков поговорить с мужем.
Но как все это соотносится с необходимостью жизни на благо других и абсолютного самоотречения? Для совершенных людей жизнь на благо других – это естественная норма жизни, их естественная потребность сердца. Однако для тех, кто идет по пути восстановления, жизнь на благо других – это приношение Богу, это условие искупления. И Бог не примет недобровольное приношение. Иными словами, когда мы делаем приношение Богу, мы должны желать это сделать, это должно быть нашим свободным решением. А для этого нужно быть хозяином самого себя. Раб не может жить на благо других, так как он не свободен, он вынужден жить в соответствии с волей своего хозяина.
Почему Истинный Отец говорит об абсолютной жизни на благо других? Об абсолютном самоотречении и послушании? Потому, что он – абсолютный хозяин самого себя. Не случайно его девиз – «прежде чем владеть вселенной, научись владеть собой». Т.е. Отец с позиции абсолютной свободы и абсолютного хозяина себя самого может делать приношение Богу. И он может абсолютно жить на благо других. Поэтому для него нет границ.
И к этому же он призывает каждого из нас. Мы идем по этому пути, расширяя свои границы, чтобы также как Истинный Отец в конечном итоге от них избавиться. Но если мы избавляемся от них, не будучи хозяевами самих себя, то мы можем просто раствориться в своем окружении, потерять свое «я» и так и не пройти путь к совершенству.
Сначала мы должны определиться, в чем мы являемся хозяевами, определить свои границы. И в этих рамках мы должны исполнить свою ответственность и добиться победы. Тогда у нас будет стимул и силы, чтобы раздвинуть свои границы и взять на себя еще больше ответственности. Так мы должны пройти уровни личности, семьи, рода и т.д., до тех пор, пока наши границы не исчезнут вовсе.
Да, мы действительно должны стать совершенны, как к этому призывал Иисус. «Совершенны, как совершенен Отец наш Небесный». Наша изначальная душа знает, что подлинный пример такого совершенства – пример Истинных Родителей и их абсолютной посвященности Богу. А мы еще находимся на пути роста, на пути восстановления. И нам необходимо проходить этот путь шаг за шагом.
Опираясь на вертикальные отношения с Богом, мы устанавливаем определенный эталон наших границ. У нас есть 3 «нет» (не пить, не курить, не употреблять наркотики), есть заповедь «не вкуси» или 5 «нет» (не вкушать, не трогать, не смотреть, не думать и не видеть во сне). Кроме того, стандарт членства в Церкви подразумевает посещение воскресных служб как минимум 2 раза в месяц, а также регулярную практику десятины. Все это границы нашей ответственности. Одержав победу в этом, мы можем переходить к большей ответственности и раздвигать наши границы.
Таким образом, мы видим, что границы могут помочь нам в нашем росте и духовной жизни. Главное, не застрять в этих границах надолго, а использовать их как ступеньки для продвижения вверх, ближе к Богу и Истинным Родителям.
Пастор Иван,
14 августа 2011 года, г. Хабаровск