Глава 13. Зри в корень!
Нам всем важно понимать цель и ценность духовной жизни. Зачем мы занимаемся духовной практикой? Для чего нам молитвы, воскресные службы, медитация и многие другие духовные упражнения? Действительно ли в своей жизни мы становимся все более и более счастливыми день за днем? И в чем оно, это настоящее счастье, заключается? В чем причина того, что с годами, ведя «духовную жизнь», человек не только не становится лучше, но иногда даже становится хуже?
В нашем мире два миллиарда человек считают себя христианами. Иисус говорил своим ученикам:
«Вы – соль земли… Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы… Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». (Матф. 5:13-16)
Если это так, тогда почему в нашем мире до сих пор столько границ, войн, насилия, расовой дискриминации? Два миллиарда христиан не могут повлиять на оставшиеся четыре с половиной? Или не хотят, так как их это не касается? В наше время мы не ждем от христиан особенно активного духовного развития, мы не ожидаем того, что они станут подобными Богу. «Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». (Матф. 5:48) Мы не задумываемся по поводу того, способны ли традиционные средства церкви, предназначенные для духовного развития человека, действительно изменить его жизнь. То же самое касается и других религий. Мусульман почти столько же, сколько и христиан, и в мусульманском мире проблем не меньше. Не говоря уже о том, что и мусульмане, и христиане вроде бы верят в одного и того же Бога. Вряд ли наш мир создавали два разных Бога, один мусульманский, а другой христианский. Да и слово «Аллах» в переводе означает не что иное, как «Бог», но мы привыкли называть Бога и Аллаха по-разному, как бы подчеркивая различия в наших религиях! Не лучше ли стремиться к объединению?
Иногда разные религии или даже ответвления одной религии так бурно отстаивают свою правоту в спорах друг с другом, что у них совсем не остается сил на собственное изменение и совершенствование. Любой верующий должен прийти к Богу в процессе своего духовного развития, то есть прийти к Истине и к Истинной Любви, любви всепоглощающей, всепрощающей, абсолютной, безусловной, вечной, искренней и равной ко всем человеческим существам без исключений. Солнце встает над всеми – и над добрыми, и над злыми. Так же и Божья любовь безусловна по отношению ко всем, и нам на своем жизненном пути необходимо прийти к такой любви.
Любой человек, который начинает верить в Бога, чувствует необходимость выйти из своей среды и преобразиться. Наша вера должна каким-то образом сделать нас новыми людьми, теми, кем мы никогда раньше не были. Мы призваны, чтобы стать совершенными. Но если у нас не получается сохранять себя в постоянно возрастающей любви и радости, мы неизбежно будем искать внешние отличия: чем мы отличаемся от той среды, из которой вышли. Таков неизбежный путь всех религиозных людей. Если с нами не произойдет внутреннее изменение, выражающееся через внешние проявления, если мы не преобразимся, то не устоим перед искушением найти другие способы удовлетворить свою потребность отличаться от неверующих. Именно поэтому в любой церкви можно встретить людей, которые пытаются досконально следовать правилам и предписаниям церкви, но при этом создается впечатление, что они совсем не верят в Бога. Когда заходишь в православную церковь, то всегда можно встретить бабушек, которые могут сказать: «В шортах в церковь нельзя! Куда без косынки пошла? Ну, вырядилась, Бог таких не слушает! Свечку не правильно ставишь. Икону поцеловать забыл. Пожертвование-то, жадина, маленькое сделал!» Старец Паисий называет таких бабушек «православными ведьмами», которые отбивают охоту у людей, стремящихся к раскаянию и Богу, вообще близко подходить к церкви.
Очень важный вопрос: каким мы хотим видеть наше окружение? Если мы хотим видеть вокруг себя искренних, живых, ярких людей, то нам самим надо быть такими. Ну а если мы хотим создать сообщество формалистов, тогда систему надо выдвинуть на первый план. Когда слишком много предписаний и правил, то в стремлении соблюдать их все мы порой забываем о самом главном. При этом я нисколько не умаляю значения всех духовных практик, даже наоборот, все важно, только делать все надо от души. Что же самое главное?
В I веке нашей эры раввины огромное число своих рукописных трудов посвящали обряду обрезания, закону о правилах питания и соблюдению субботы. Это кажется странным, потому что ни один благочестивый раввин не назвал бы эти вопросы сердцевиной Закона. Они знали его суть: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими». Тогда почему они уделяли подобным темам так много внимания? Просто это является «отличительными чертами» иудаизма; тем, чем внешне иудаизм отличается от всех остальных религий. Человеку свойственно стремление к исключительности. Если человеку не удается достичь этого в духовном смысле, то он стремится осуществить это, хотя бы внешне. Люди, принадлежащие к одной группе, хотят отличаться от всех прочих, а для этого необходимы особые внешние проявления. Роль таких внешних проявлений могут играть поверхностные, но очень заметные вещи: терминология, одежда, манера поведения. Все это служит лишь одной цели – установить различие между людьми, принадлежащими к какой-то группе, и теми, кто в нее не входит.
Если бы в 60-е годы вы встретили бы на улице мужчину с длинными волосами, одетого в «вареные» джинсы и бабушкины очки, вы бы поняли, что этот мужчина - хиппи. Байкеров тоже ни с кем не спутаешь благодаря их предпочтениям: черная кожаная одежда, цепи, перстни и браслеты, татуировки по всему телу. Готы, панки, врачи, скинхэды, фермеры, политики, рок-звезды − все они знают, по каким признакам можно отличить своих от чужих. Люди хотят быть исключительными, и эта исключительность может привести их к «синдрому избранного народа» или «звездной болезни».
Обряд обрезания, закон о правилах питания и суббота, соблюдаемые в I веке, были внешними проявлениями, поверхностными и очень заметными мелочами, которые позволяли иудеям отличать своих единоверцев от язычников, не принадлежащих к Божьей семье. Постепенно члены этой религиозной группы возгордились и стали выносить поспешные суждения о тех, кто к ним не принадлежал. Вот это и называется «синдром избранности» − когда люди начинают гордиться самими собой, критикуя и унижая тех, кто не принадлежит к их сообществу. Такое может проявиться в любой сфере жизни, не только в религиозной.
Но важно понять, что духовная жизнь определяется ее сердцевиной. Послание Иисуса было обращено к сокровенным желаниям человеческого сердца, жаждущего не просто приспособиться к религиозной субкультуре, но превратиться в «новое творение». Вместо повышенного внимания к внешним проявлениям Иисус фокусировался на центре, сердцевине духовной жизни. Когда Иисуса спросили про наивысшую заповедь в Законе, его ответ был предельно прост: «Возлюби Господа Бога… и возлюби ближнего своего». Вопрос принадлежности к народу Божьему, с этой точки зрения, определяется степенью любви к Богу и ко всем людям, которые так много значат для Бога.
Апостол Иоанн сказал об этом очень прямо:
«Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». (1 Иоан. 4:7-8)
Вот почему когда религиозные лидеры времен Иисуса спорили с ним по поводу обряда обрезания, закона о правилах питания и о соблюдении субботы, Иисус не просто не соглашался с их толкованием Закона, он подвергал сомнению самое их отождествление себя с народом Божьим.
Центром духовной жизни является любовь к Богу и людям. Но часто люди прикладывают огромные усилия для того, чтобы установить внешние критерии принадлежности к той или иной группе, и теологические споры «убивают дух» любой организации. Поэтому может получиться так, что человек исправно приходит на воскресные службы, делает пожертвования, молится утром и вечером, но год за годом становится все более злым. Бывает такое, что человек исправно встает в пять часов утра, для того, чтобы изучать Слово Бога, но вместо самого изучения, в мыслях своих возвращается к тому, какой он молодец – живет духовной жизнью, а вот другие спят до сих пор…
«Синдром избранности» играет злую шутку с нами: практически все самые страшные войны в истории имеют религиозную подоплеку, несмотря на то, что ни в одном Священном Писании вы не найдете указаний к ненависти, зависти, злобе, убийствам или насилию. Печально, что часто люди полагают, что растут духовно, но в реальности становятся все более самодовольными, пытаясь возвыситься над другими, унижая и критикуя их. Сколько людей из-за бесчувственных, высокомерных, неприветливых, скучных, навязчивых и раздражительных верующих отвернулись от Истинного Пути? Однако такие верующие есть повсюду, им действительно недостает полнокровной жизни… Ошибочное представление о «духовности» или неверный способ ее обретения – главный источник человеческого страдания и неповиновения Богу.
Обо всем этом я упоминаю только с той целью, чтобы мы задумались над своей собственной жизнью, потому что проблема формализма или «ложной духовности» присутствует во всех без исключения организациях.
Чтобы давать жизнь, надо самому быть живым, чтобы кого-то вытаскивать из болота, необходимо самому стоять на твердой земле. Невозможно спасти утопающего, если сам плавать не умеешь.
В Евангелии от Матфея Иисус делает несколько предупреждений, которые актуальны для каждого из нас и по сей день:
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете».
Так и получается, что если мы не любим Бога и других людей, то и сами мимо Царства Небесного пролетаем, и другим мешаем, так как фокусируем их не на самом важном, а на второстепенных вещах.
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем осуждение.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя бы одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония».
Иногда я пишу дневник и в целом пытаюсь писать его честно, но иногда приходят мысли: «А вдруг его кто-то прочитает?», − и тогда начинаю замечать, что записи в дневники становятся не то, чтобы менее честными, а скорее, более выборочными. Не могу отделаться от мысли, что когда его будут читать, то сложат впечатление о том, какой я был человек. Поэтому иногда я пишу только позитивные опыты и не пишу о своих недостатках, мотивируя это тем, что людям будет неинтересно читать про мои стенания. Но потом я начинаю перечитывать дневник, и оказывается, что у меня как будто бы и нет никаких проблем. Однажды дал почитать дневник одной девушке, которая испытывала сильные жизненные трудности; она почитала и сделала вывод, что я ей точно не смогу помочь, потому что у меня нет никаких проблем и поэтому понять я ее не смогу. Но на самом деле, я немного кривлю душой, мне просто хочется казаться хорошим в глазах других. Иногда меня хвалят, и мне это нравится, но совесть моя порой говорит, что я сделал не все, что мог. Внешние результаты могут быть неплохие, но только моя собственная совесть знает, действительно ли я выложился на сто процентов, все ли я сделал, что мог.
Однажды в школе учительница по английскому языку поставила мне в году четверку по своему предмету и при этом поставила пятерку девочке, которая знала английский явно хуже меня, мне было ужасно обидно. Она объяснила это так: «Ты знаешь английский на пятерку по школьной программе, но я тебе ставлю четыре, потому что за пять лет занятий у меня ты ни разу не сделал ни одного домашнего задания. А ей я ставлю пятерку, потому что она постоянно трудилась и постоянно работала над своим английским все эти годы, и сделала все, что от нее зависело. Ты же можешь гораздо больше и не делаешь этого, у тебя есть огромный потенциал, но ты его не реализуешь». Мне тогда было так обидно, что захотелось даже какую-нибудь гадость сделать этой девочке, но сейчас я очень хорошо понимаю, что хотела сказать учительница. Действительно, иногда просто из-за наших талантов у нас получается что-то легко, но если мы успокаиваемся и не прикладываем усилий, чтобы становиться еще лучше и стремиться к еще большему, то мы зарываем в землю свой талант.
Мы можем трудиться на пределе своих собственных сил и устанавливать свои собственные рекорды, никогда не сравнивая себя с другими. Самый главный враг удовлетворенности в жизни – это сравнение. Я мог быть счастлив тем, что у меня есть, я мог бы испытывать в своей духовной жизни радость и благодарность, и потихонечку, на своей скорости идти по пути вверх, но, начав сравнивать, я оказываюсь разочарованным, неспокойным и неуверенным в себе. Теперь мои цели становятся целями завистника. С такими целями моя жизнь в вере вряд ли будет успешной, и очень маловероятно, что день за днем во мне будет нарастать любовь.
Если, разговаривая с людьми, я пытаюсь показать, что люблю их больше, чем это есть на самом деле, то можно с уверенностью сказать, что роль фарисея, книжника и лицемера играю я, именно я, и никто другой. Однажды я написал что-то вроде исповеди своей, и один человек, прочитав ее, сказал: «Ну, ты и слабак, вечно только жалуешься, мужчина должен быть сильным и самоуверенным, а твоя исповедь подобна запискам неудачника». Я, конечно, был немного ошарашен, но закрыться и поступать, как все, гораздо проще, чем открыть свое сердце. И делаю я это с целью, чтобы и другие могли осознать, как здорово научиться жить без обид, прощать, не критиковать, всегда видеть надежду в себе и в других. Как здорово открывать свое сердце и не зависеть от мнения окружающих, и, в конце концов, как здорово просто себя анализировать, заявлять вслух о своей решимости, и пахать, пахать, пахать!
Давайте задавать себе честные вопросы:
– Не являюсь ли я «духовной подделкой»?
Когда мы фокусируемся на самой сердцевине – на любви к Богу и любви к людям, то мы растем духовно, но когда мы заботимся слишком много о том, чтобы наш «гроб» был красиво окрашен, то мы упускаем самое главное.
− Не становлюсь ли я гордым и не стремлюсь ли осудить других?
Оказавшись среди едва знакомых нам людей, порой мы слышим, как внутренний голос дает оценку каждому из них: «Этот ничего не понимает. Этот вообще странный какой-то. Вот этот бездуховный. Этот – лодырь. А вот этот вроде ничего, общение с ним может оказаться полезным». К сожалению, очень естественно получается оценивать людей, как будто бы они участники соревнований по художественной гимнастике и танцуют перед нами, а мы назначены на роль их арбитра.
Раньше, когда я разговаривал с людьми об их проблемах, то часто начинал думать о том, как я решаю такие проблемы, как я поступаю в подобных ситуациях. И сразу давал советы: «У меня все вот так и вот так, не понимаю, чего вы вообще переживаете». Я сравнивал себя с другими, равнял всех по себе и недоумевал: если я могу, то почему они не могут; если у меня такие хорошие идеи в голове появляются, то почему не появляются у них? Но люди все разные, у всех разное основание, воспитание, разное предназначение. Это только внешне мы похожи: две руки, две ноги, но внутренне мы все очень разные.
«Когда новообращенные христиане осознают свое усердие и старательность в духовной практике и благочестивых упражнениях, они не могут тайно не возгордиться… определенное удовлетворение им доставляет самоанализ и размышление над своими поступками… И в тайне они осуждают каждого, в ком не находят подобной набожности». (Иоанн Креста, мистик)
− Становлюсь ли я более внимательным и расположенным к людям?
Иисус был самым доступным человеком на земле, он привлекал к себе людей. Истинная духовность именно так и проявляется: Он не избегал мытарей, блудниц и прокаженных. Некоторые ошибочно полагают, что именно их духовность не позволяет им подходить близко к таким людям.
«Мы не любим людей не потому, что они злы, а мы считаем их злыми потому, что не любим их». (Лев Толстой)
− Утомляет ли меня моя духовная жизнь?
Бывает так, что год от года ведя «духовную жизнь», человек все больше и больше устает и видит, что вдохновения все меньше, соблюдение традиций все более формально и, в конце концов, даже образ жизни людей вокруг становится более привлекательным, и начинаются компромиссы, мы начинаем подстраиваться под окружение. Это означает, что с «духовностью» что-то не так. Иногда мы начинаем скрывать, что мы верим в Бога, потому что могут не так понять и вообще посмотреть на нас, как на «странных людей», поэтому мы верим где-то в самом потаенном углу своей души, но об этом никто не знает. Верующие люди зачастую прячутся по домам и пытаются делать вид, что все происходящее их не касается. Или хуже того, взращивают в себе гордыню и высокомерие, думая, что они лучше других, и желая всему современному миру наискорейшего отправления в ад. Почему так? Может, потому что вся «духовная жизнь» в реальности фальшивая, гнилая, ненастоящая?
Если все в порядке в духовной жизни, то год от года мы не только становимся более благодарными, более светлыми, любящими, нравственными и радостными, но это естественным образом замечают и окружающие. Для наших соседей мы становимся притягательным светом, и им тоже хочется по нашему примеру менять свой образ жизни. Если во мне день ото дня возрастает любовь к Богу и к людям, то я никогда не устану от духовной жизни, мое вдохновение, радость, внутренний свет будут возрастать, и естественным образом я буду воодушевлять людей вокруг себя на великие дела.
Если бы вам задали вопрос: «Как протекает ваша духовная жизнь?» То что бы вы ответили?
«Самый главный вопрос для нас, ведущих жизнь в вере: развивается ли в нас любовь и жизненная сила?» (Преп. Мун Сон Мён)