Десять заповедей в XXI веке и в Эпоху поселения. Часть 4. Обрести самоконтроль.
1. Во Второзаконии заповедь звучит: «Не убивай». Однако Иисус счел нужным ее расширить. Он сказал: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мат. 5:21,22). Почему?
1) Истории убийств не имеют к большинству людей никакого отношения, но ПОЧЕМУ? Благодаря воспитанию, суровым законам, высокой вероятности раскрытия преступления мало кто серьезно решится на убийство. Но это влияние извне, а не изнутри.
2) Если злишься, ненавидишь, то в других обстоятельствах повел бы себя иначе. КАК? Как Хетфилд и МаКой. (Наиболее известным из кровавых противостояний была продолжительная война между семействами Хэтфилд и МакКой, живших по разные стороны границы между Кентукки и Западной Виржинией. Происхождение распри представляется весьма туманным, но согласно некоторым источникам, проблема началась в 1878 году из-за разногласия по поводу права собственности на двух обычных свиней. Когда спор достиг своего накала, группы хорошо вооруженных мужчин, состоящие из пятидесяти или более человек, начали совершать набеги на своих противников, пересекая границу штата. Ко времени, когда произошло последнее убийство в середине 1890-х, обе семьи были полностью уничтожены друг другом.) Если бы кошки были больше, а люди меньше, кошки бы относились бы к людям, как к мышкам. Если бы внешних сдерживающих факторов не было и мы бы не работали над своей природой, то вели бы себя как дикие люди.
2. Решение не приходит от хорошего отношения людей к нам. Хорошо относиться к тем, кто хорошо относится к нам, - легко. Но настоящее решение приходит от умения прощать.
Высшие существа не отвечают злом на зло, это можно заметить [...] Нельзя причинить вред ни доброму, ни злому, ни даже преступнику, заслуживающему смерти. Благородная душа всегда сострадает даже тем, кто радуется, оскорбляя других, или тем, кто совершил жестокие деяния — ибо кто без греха? (Индуизм. Рамаяна, Йуддха Канда 115)
Да победит он гнев отсутствием гнева, недоброе — добрым; да победит он скупость щедростью, правдой — ложь. (Буддизм. Дхаммапада 223)
Поступай хорошо с тем, кто был несправедлив с тобой. (Даосизм. Дао дэ цзин, 63)
Есть три причины, почему у заповеди нет альтернатив.
- Это единственный путь, чтобы разорвать цепь насилия «Око за око и зуб за зуб» — закон юридический, а не моральный; применение его в качестве самосуда приведет к уничтожению, потому что насилие не может быть излечено большим насилием.
«Око за око приведет лишь к тому, что весь мир окажется слепым» (Ганди)
Мы легко попадаем в замкнутый круг мининасилия: словесных оскорблений и претензий, оскорбительного и причиняющего боль поведения (пассивно-агрессивное поведение, такое как нежелание разговаривать, оборачивание спиной в ответ или молчаливая надутость не менее разрушительны, чем истеричные выкрики). Природа явления такая же и лечить надо, используя совет Иисуса. - Это единственный способ не быть управляемым. Если наше состояние и поведение определяется отношением или действиями других людей, они могут манипулировать нашим настроением и нашими поступками. Нас легко будет натравить на другого как сторожевую собаку. Бог желает избавить нас от такой тирании и вернуть нам нашу самостоятельность вместе с покоем нашего ума. До тех пор, пока не примем твердое решение соблюдать заповедь, мы будем только реагировать, а не действовать. Реактивное (как противоположное активному) поведение отдает нас во власть жестоких, бездумных и немилосердных по отношению к нам людей.
- Это единственный способ расти в несправедливых ситуациях. По Принципу духовный рост происходит в результате исполнения человеком ответственности. Если я обвиняю других людей и жду, чтобы они менялись, я слагаю с себя ответственность и не могу вырасти. Если в каждой подобной ситуации я беру ответственность и смотрю, что можно сделать, я, несомненно, вырасту.
3. Не менее важно не просто не обращать внимание и прощать, а заменить ненависть любовью.
Истинный человек должен любить не только тех, кто любит его, но даже врагов, которые желают ему смерти!
Бог - как бы ни противостоял Ему сатана - должен любить сатану во что бы то ни стало.
4. Почему надо прощать других людей и относиться к ним хорошо? Потому что Бог простил нас.
Господь любит этот мир, значит, и мы должны любить мир.
Мессия простил нас и готов благословить.
Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства. (Колос. 3:12-14)
Важно сохранять при этом смирение. Не смотреть на своих обидчиков как на низшую стадию эволюции. Для этого важно помнить, что и мы совершаем грехи. Когда мы видим себя прощенными грешниками, наша холодная надменность по отношению к людям, причинившим нам боль, тает. Это была главная мысль на одной из последних служб Хёнг Джиннима.
5. Давайте учиться прощать друг друга и людей, которые кажутся хуже нас, без осуждения и высокомерия. Давайте искать своего спасителя и поможем другим его найти!
Пастор Илья, 16 мая 2010г.