Десять заповедей

Десять заповедей

Несмотря на то что возраст Десяти заповедей (десяти речений, которые были начертаны на каменных скрижалях, данных пророку Мо­исею на горе Синай) насчитывает уже три с половиной тысячи лет, они по-прежнему очень актуальны.

Они образуют один из ос­новных источников закона для половины населения земного шара — тех стран, истоки культуры которых берут начало в иудейско-христианских и исламских традициях. Давайте более подробно рассмотрим значение Десяти заповедей и то, как они могут быть поняты и использованы в сегодняшнем мире.

1. Да не  будет у тебя других богов перед лицем Моим.

Эта первая заповедь говорит о приоритетах в жизни. Она означает, что Господь должен почитаться превыше всего остального. В жизни человека Бог должен стоять на первом месте и   быть центром всех людских отношений. Од­нако всепоглощающая любовь к Господу вовсе не умаляет ценности человека. Заповедь только подчеркивает необходимость расстановки правильных приоритетов. Мы можем и должны любить и уважать других людей. Проблемы начинаются в тот момент, когда люди начина­ют предпочитать Богу что-то другое, будь то человек, власть или деньги, тем самым приоб­ретая себе новых богов. И часто эти божки становятся единственным смыслом существо­вания, заменяя собой другие ценности жизни.

2. Не делай себе кумира.

Эта заповедь подчеркивает достоинство че­ловека. Человек создан как венец творения, и если он поклонится иному созданию, то поте­ряет свое положение царя мироздания, пре­вратившись в его раба. Идолопоклонством называется поклонение не только созданию рук человеческих, но даже Божьему творе­нию. Это и обожествление природы, когда бо­жественным считают всего лишь естественное. Идолопоклонство в настоящее время при­обрело много форм. Например, многие люди сегодня поклоняются материальному богатст­ву и процветанию, и тогда модное платье или последняя модель машины становится для них самым важным в жизни. Другие находят идола в одной из рок-звезд, с обожанием внимая каждому слову своего кумира. Есть люди, ко­торые создают культ человеческого тела, и для них на первом месте в жизни оказываются конкурсы красоты или занятия бодибилдин­гом. Нередко случается, что объектами покло­нения становятся человек, государство или партия, возведенные в верховные арбитры ис­тины, законности и источников народного процветания. И наконец, всем нам известны примеры национализма, когда люди, по сути, обожествляют свою нацию.Даже сами религии порой неосознанно сползают в идолопоклонство, когда абсолю­тизируют нечто относительное, например ре­лигиозную книгу, традицию или доктрину.

3. Не произноси имени Господа, Бога  твоего, напрасно.

Способность людей к общению — это дра­гоценный дар, и его нужно охранять от извращения. Язык — главное средство нашего общения. И если слова теряют свой смысл из-за неправильного или слишком частого употребления, то обозначаемые ими сферы человеческого опыта и жизни как бы исчеза­ют. Когда такие слова, как Бог, любовь, мир, истина, употребляются бездумно, мы больше не можем ясно говорить друг с другом о столь священных и важных предметах. Искажение языка извращает слова и их смысл и затруд­няет общение. Поскольку религия — едва ли не самая глубокая и богатая часть человечес­кого опыта, слишком частое и бессмысленное упоминание имени Бога снижает и обесцени­вает самое священное. Другое назначение заповеди — предотвра­тить злоупотребление силой религии, силой святого имени. Это накладывает ограничения на авторитет священнослужителя, и особенно на попытки силой заставить людей выполнять религиозные предписания. К сожалению, не­редко методом убеждения священнослужите­лей становится угроза Господней кары для тех, кто не следует их указаниям.

4. Помни день субботний, чтобы святить его.

Для евреев суббота — седьмой день недели, Шаббат. Согласно истории сотворения мира, описанной в первой книге Библии - книге Бытия, увидев, что все Им сотворенное "хо­рошо весьма", Господь почил и отдыхал, Поэтому Шаббат празднуется в честь сотворе­ния мира. Смысл жизни не исчерпывается только трудом и пользой, принесенной другим. Часто оказывается слишком легко так погру­зиться в повседневные заботы, что мы теряем понимание того, что является самым важным в жизни. Шаббат был установлен для блага человека. Это был день отдыха, молитвы, занятий и размышлений. Это семейный праздник, когда царит особая атмосфера мира и радости.

5. Почитай отце твоего и мать твою.

Семья является основой общества. Именно в семье дети воспринимают нравственные ценности, знания и навыки, которые потом они воплощают в своей жизни, передают из поколения в поколение. Поэтому общество, в котором искажены или извращены ценности семьи, очень страдает от этого. Связь поколе­ний осуществляется прежде всего через отно­шения между родителями и детьми. Человек, не выказывающий должного уважения к своим родителям, подрывает один из самых основ­ных столпов общества. И родители, и дети несут ответственность друг перед другом. Родители должны кор­мить, одевать и учить своих детей, готовить их к самостоятельной жизни. Они должны вос­питывать в своих детях нравственность, не только осуществляя моральное руководство, но и, что еще важнее, показывая личный пример. Как сказал православный священник Алек­сандр Ельчанинов, "в воспитании детей самое важное состоит в том, чтобы они видели, что их родители ведут напряженную духовную жизнь". Поэтому эта заповедь обращена не только к детям, но и к родителям. Она как бы говорит родителям: "станьте такими, чтобы детям хотелось вас уважать". В свою очередь дети должны уважать и слушаться своих роди­телей, заботиться о них, особенно когда те достигнут преклонного возраста. Состарившись, люди уже не могут сами зарабатывать себе на жизнь и вносить свой вклад в общество. Однако не труд и не про­дукты труда определяют ценность человечес­кой жизни. Хотя работа важна, это еще не все.  Пожилых людей следует уважать и заботиться о них. Благодаря жизненному опыту они приобрели мудрость и знание, которых так недостает молодежи. Вот почему во многих традиционных обществах чем старше человек, тем с большим уважением к нему относятся.

6. Не убивай.

В древнееврейском языке были разные слова для обозначения разных типов убийства. Слово, употребляемое в этой заповеди — "ра­сах", - означает преднамеренное убийство, совершенное по злобе. Его следует отличать от убийства в более обобщенном смысле. Хо­тя убивать всегда нехорошо, иногда это про­исходит случайно, а иногда и оправданно - например, при защите себя или своей страны во время войны. Эта заповедь выражает веру в то, что че­ловеческая жизнь священна. Поскольку жизнь — Божий дар, каждый человек обла­дает уникальной и бесконечной ценностью. Право на жизнь, обоснованное ее божест­венным происхождением, является основой всех прочих прав человека, естественных и законных, и базой цивилизованного общест­ва. Никто не имеет права прервать жизнь, собственную или чужую.

7. Не прелюбодействуй.

Супружеская любовь свята, но в то же вре­мя естественна. Свята потому, что Бог есть лю­бовь, а естественна потому, что создана Богом. Неверность разрушает самые близкие и драго­ценные человеческие отношения — любовь и доверие между мужем и женой. Заповедь защи­щает эти взаимоотношения и сердца людей, которым этот поступок причиняет боль. Более того, будучи грехом против любви, прелюбодеяние подрывает семью. Когда суп­руги неверны друг другу, рушится и родитель­ский авторитет, потому что дети не могут уважать родителей, которые говорят одно, а делают другое. В то же время, поскольку ро­дительская любовь определяется любовью между супругами, ослабление супружеской связи плохо влияет на детей. Они вырастают, не получая необходимых им воспитания и любви. А поскольку семья — основа общества, любые проблемы в семье в конце концов ока­зывают влияние и на все общество в целом.

8. Не кради.

Украсть — значит взять, обычно тайком, чужую собственность. В это понятие входит не только воровство, но также и такие поступ­ки, как мошенничество и неуплата долгов. Кража может совершаться не только отдель­ными людьми, но и группами, а иногда -партиями или правительствами. Эта заповедь учит нас тому, как мы долж­ны относиться к материальному миру. Хотя Господь создал мир и владеет им безраздель­но, Он дал человеку право распоряжаться им. Поэтому человек, носитель образа Господа, может сам воплотить свои творческие способ­ности и стать творцом. Таким образом, вещи, которыми мы владеем или которые мы созда­ем, являются в определенном смысле как бы продолжением нашей личности. Закон против краж существует для защиты естественного желания владеть и пользоваться собственным имуществом. В сообществах, где все соблюда­ют этот закон, люди не запирают дверей и не волнуются о том, чтобы уберечь свою собст­венность от воров. Такое положение вещей устраивает всех, как богатых, так и бедных. Состоятельные люди оказываются защищены от краж, а бедные — от притеснения богатых. Если мы владеем чем-то, это отнюдь не означает, что мы можем распоряжаться собст­венностью в соответствии с любыми своими прихотями, например мы не можем портить или уничтожать ее. Состоятельные люди должны быть великодушны и использовать свое благосостояние во благо всей общины. Закон Моисея утверждал высшую святость принципа частного владения, хотя даже в этой ситуации ценность человеческой жизни ставилась неизмеримо выше, чем ценность собственности. При том, что совершенное убийство каралось смертной казнью, наказание за воровство никогда не было столь жестоким.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Ложь отравляет человеческое общение и уничтожает доверие. Когда мы лжем, мы обманываем других и предаем самих себя. Слова обладают большой силой. Как говорит русская пословица, "слово — не воробей, вы­летит — не поймаешь". Во времена Ветхого Завета, если кто-то ложно обвинял другого в преступлении, он должен был понести нака­зание, ожидавшее того, кого он оклеветал. Эта заповедь призвана защитить человече­ские отношения; она имеет в виду также ложь, клевету, распространение лживых до­носов или суждений о людях с намерением принести им вред. Это дурно и по своим по­буждениям, ибо происходит от зависти, нена­висти, злобы и отсутствия благородства, и по тем последствиям, которые эта ложь несет обиженным и обманутым людям. К сожале­нию, религиозные группы также легко впадают в этот грех, нападая на другие религии, чтобы помешать их распространению.

10. Не желай ничего, что у ближнего твоего.

Из всех Десяти заповедей эта — единствен­ная, относящаяся скорее к мыслям, чем к реальным действиям. Поскольку дурные по­ступки всегда начинаются с дурных желаний, лучше всего пресечь такие желания в корне. Когда кому-то улыбнулась судьба, наделила человека богатством, мы должны радоваться за этого человека, а не испытывать к нему зависти. Если мы сокрушаемся о чужом бла­гополучии или радуемся чужой неудаче, то это прежде всего разъедает нашу собственную душу, делает нас несчастными.

Хотите узнать больше?   Свяжитесь с нами

Ленты новостей

© 2024 Мир Бога. При любом использовании материалов сайта ссылка на mirboga.ru обязательна.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru