Часть I. Исповедь Блаженного Августина из духовного мира. Глава I. Земная жизнь Блаженного Августина
1. Детство
В детстве я не блистал особыми способностями. Если я отличался от остальных детей, то лишь тем, что испытывал большое влияние своей матери Моники, посвятившей жизнь молитвам и самоотверженной заботе о детях. Она верила, что все, от Небесного свода до самых крохотных созданий, берет свое начало в Боге.
Когда я был маленьким, моя мать подолгу молилась и мне приходилось часами ждать окончания молитвы. Часто, не выдержав невыносимой скуки, я засыпал рядом с ней, а порой выскальзывал из дома и отправлялся бродить по городу в поисках новых друзей и развлечений, вынуждая мать искать меня повсюду.
Позднее она начала рассказывать мне о Боге, обращаясь со мной, как строгая наставница. Она объяснила, что Бог присутствует во всем — в каждом мелком камушке и даже в пылинке на дороге. Если я отвлекался, уходя в приятные мысли, или был недостаточно серьезен, мать журила меня, говоря, например, что мне еще многое надо сделать для Бога. Она постоянно внушала мне: если человек, сотворенный Богом, забывает о Его милости, он поступает как предатель.
Перед едой мать освящала все, что было на столе, вознося хвалу Богу; она говорила: “Никогда не забывай благодарить Бога, потому что это Он дает нам пищу”. Так, разными способами, она укрепляла веру в моей душе.
Моя мать была безраздельно предана Богу, служение Ему составляло единственный смысл ее жизни. Ее отношение к религии было иным, нежели у большинства верующих. Я рос в такой атмосфере, что религиозность моей матери вынуждала меня отказываться от игр с друзьями. Однако в конце концов страсть к развлечениям пересилила, и я стал убегать из дома. Прогулки и игры казались мне интересными и веселыми занятиями, потому что со сверстниками не надо было говорить о Боге. Со временем меня все больше стал привлекать образ жизни, противоположный учению моей матери.
Между тем меня уже занимал вопрос, доказуемо ли существование невидимого Бога. Чем увереннее я отрицал Его существование, тем сильнее становилось мое желание избрать путь, чуждый религии. Общение с друзьями и мирская беседа нравились мне куда больше, чем материнские наставления. К тому времени наши с матерью представления о Боге значительно разошлись.
Тем не менее любовь моей матери и ее стремление зажечь во мне искру веры оставались неизменными, хотя я не скрывал своего недовольства ее поучениями, выражаясь все более открыто. В конце концов я вступил на путь наслаждений и порока.
19 апреля 2000 г.
2. Юность
Родители дают детям жизнь, поэтому дети, как правило, перенимают мировоззрение своих родителей, прислушиваются к их мнению, любят их и вступают в брак с родительского благословения. Но моя жизнь во многом отличалась от этой традиционной модели. Она была столь необычной, что я даже написал “Исповедь”.
С детства, невзирая на слезные просьбы моей матери быть послушным Божьей воле, я шел в ином направлении, — ведь Бога никто не видел. В моем отношении к Богу никогда не было смирения, и этим я, наверное, причинял немало боли своим родителям.
В ответ на их упреки я вел себя еще более дерзко, стремясь лишь к тому, чтобы освободиться от сдерживающего влияния религии и жить свободно. Со временем я только укрепился в своих намерениях и никого не желал слушать.
Оказавшись в дурной компании, я вступал в любовные связи с женщинами — допускал грех, который моя мать считала величайшей мерзостью, вел разгульную жизнь, не отказывая себе ни в каких удовольствиях и даже воровал. У меня не было ни решимости, ни желания порвать с пороком, и тем более я не ожидал, что в будущем передо мной откроется иной путь. К учебе я относился довольно равнодушно и посещал занятия не потому, что сам хотел этого, а, скорее, уступая желанию своих родителей, так что прилежным учеником я не был.
Вспоминая о прошлом, я испытываю наибольшую скорбь, оттого что в то время был вполне доволен такой ненормальной жизнью. Я подстрекал своих беспутных приятелей на безнравственные поступки, словно стремился продемонстрировать им всю глубину своей порочности.
Думаю, что мой сын был плодом этой дьявольской жизни. В наших отношениях не было даже обычной любви, которая связывает родителей и детей. Я жил, как хотел, отвергая любые увещевания и не принимая никаких правил. Таким был мой образ жизни в то время. Из всех живых существ я более всего пренебрегал, во-первых, Богом, во-вторых, своими родителями и, в-третьих, женщиной, которая была со мной; именно к их судьбе я не испытывал ни малейшего сочувствия или интереса. Короче говоря, вспоминая свою юность, я вижу, что это был долгий период тягостного разврата.
Как получилось, что такой негодяй, не заслуживающий прощения, стал Блаженным Августином, которого сегодня почитают все христиане? Что заставило меня измениться? Думаю, мое перерождение свершилось, прежде всего, благодаря искренним молитвам моей терпеливой матери и бесконечной Божьей любви.
3. Зрелые годы
Наверное, большинство людей прошлого, которые рождались, взрослели и возвращались к Творцу, так и не поняли, что человек — это микрокосм Вселенной, часть единого Божьего тела. Так было и со мной. Когда я, будучи еще молодым человеком, постиг суть религии, мои взгляды на жизнь начали меняться. В отличие от юных лет, с этого времени я стал серьезно интересоваться всем, что связано с Богом.
Человек является частью Бога, как и Вселенная, в которой все, от мельчайших атомов до бескрайних небесных просторов, берет свое начало в Боге. Бог сотворил душу и плоть человека, поэтому человек не вправе единолично распоряжаться ни одной клеткой своего организма, ни одним из тончайших волосков. Все, чем мы владеем, хранит след Божьего прикосновения.
Как появился человек? Нам мало известно об этом, и мы бездумно и своевольно обращаемся со своим телом, воображая, будто над нами нет никакого владыки.
Если человек действительно — Божье творение, то Бог должен знать все о каждом из нас. Несомненно, существует некая сущность, ведающая, откуда мы происходим, как были сотворены и зачем; если эта сущность — Бог, разве не Ему принадлежит это знание?
Если Бог задумал и сотворил людей, какие отношения должны связывать Бога и человека? Мы обязаны жизнью родителям и нашему Творцу — Богу. А какими должны быть отношения между родителями и детьми? Какими должны быть отношения между Богом и человеком? В зрелом возрасте я занялся исследованием этой важной проблемы, желая найти ясный ответ и постичь смысл Божьего провидения. Более всего меня занимал вопрос, в чем наше предназначение, с какой целью Бог сотворил нас и к чему в конце концов мы должны прийти.
Я очень ответственно подходил к разработке своей теории, поскольку не хотел внести смятение в души своих учеников, последователей и людей будущих поколений. Размышляя о том, каким было направление моей жизни в прошлом и ради чего я жил, а также откуда приходит и куда уходит человек, я стремился изложить все это предельно ясно. Ощущая себя частицей Божественной Сущности, я хотел совершить нечто достойное, чтобы исполнить свою миссию на земле.
Я старался понять, какие надежды возлагает на нас Бог, и постичь Его Самого. Мне хотелось подробно описать, в чем состоит долг человека перед Богом, объяснить, почему человек обязан жить по Божьему закону. Только пройдя половину своего жизненного пути, я начал постепенно понимать истинный смысл слезных материнских молитв. С этого времени я посвятил свою жизнь Богу; я стремился предельно точно охарактеризовать Его Сущность, раскрыть цель Его провидения и показать, как человек должен вести себя по отношению к Нему. Итак, моим главным желанием и смыслом жизни в зрелом возрасте стало преображение мира, не ведающего Бога, в мир, где лишь Ему Одному поклоняются и служат.
20 апреля 2000 г.