Религия и наука
Костя зашел на кухню и увидел, что в чайнике кипит вода. Вошел его старший брат Сергей. "Почему кипит вода?" — спросил его Костя. Сергей, учившийся на химическом факультете университета, объяснил, что все началось три миллиона лет назад, когда упавшие деревья были занесены землей, затем подверглись сжатию и при гниении образовался запас газа. Около 20 лет назад геологи пробурили глубокую скважину, чтобы проверить, есть под землей газ или нет. Обнаружив газ, они накрыли скважину и подвели к ней трубу. По трубам газ поступает в квартиры и попадает в горелку, выходя из которой соединяется с кислородом воздух, и при этом получается горючая смесь. (Откуда происходит кислород — это другой рассказ.) Затем кто-то зажег эту горючую смесь спичкой из фосфора или электрозажигалкой, и она загорелась. Вот почему появилось пламя. При горении метан и кислород соединяются и превращаются в воду и двуокись углерода. В результате этой реакции производится много тепла. Чайник, изготовленный из метал-яа и поэтому быстро проводящий тепло, наполнен водой. Тепло заставляет молекулы воды быстро перемещаться до тех пор, пока они не преодолеют поверхностное давление и не уйдут в воздух. При этом вода превращается в пар. Вот почему кипит чайник.
"Спасибо, — сказал Костя, — но почему он кипит именно сейчас?"
"О! — воскликнула их мать, входя в кухню. — Чайник кипит, вы ведь хотели выпить чаю.
Какое из объяснений верно? Оба. Однако они подходят к вопросу с разных точек зрения, и именно поэтому ответы отличаются, дополняют друг друга. Они взаимосвязаны. Сергей объясняет, как кипит чайник. Их мать объясняет, зачем он кипит, придавая этому смысл.
Конфликт науки и религии
Человеку присуще желание задавать вопросы: Что? Почему? Как? В каждом из нас заключено стремление понять мир, в котором мы живем, найти смысл существования. Религия, философия и наука возникли и начали свое развитие в ответ на это стремление человека к знаниям, к пониманию окружающей действительности. На протяжении многих веков практически не существовало различий между этими путями познания. Вместе они удовлетворяли основные потребности человека и подтверждали его интуитивное представление о том, что Вселенная имеет смысл, упорядочена, разумна и управляется какой-то формой справедливых законов, даже если эти законы не столь очевидны. Их подход был интуитивным и рациональным, и все направления развивались вместе. Жрецы были первыми астрономами, а врачи — проповедниками. Философы пытались познать реальность с помощью разума. В относительно недавнем прошлом произошло разделение между философией, естественными науками и религией, вследствие которого каждая из этих областей приобрела свою сферу применения. Естественные науки сосредоточились на объяснении и понимании материальной стороны действительности, в то время как основным предметом религиозного познания стало духовное измерение реальности. Возникло противопоставление науки и религии, частично потому что порой представители религии пытались присвоить себе абсолютный авторитет в вопросах толкования материальной природы мира. В ответ на это некоторые ученые сочли религию совокупностью предрассудков и предприняли попытку свести весь религиозный опыт к сфере человеческих заблуждений. Однако надлежащие отношения между философией, наукой и религией можно сравнить с рассказом "Почему кипит чайник?". Их можно рассматривать как различные подходы к пониманию одних и тех же явлений. Дело не в том, что одно направление верно, а другое — нет. Они задают разные вопросы и, естественно, дают на них разные ответы. В этом смысле наука и религия дополняют друг друга.
- Вопросы о том, что такое мир, насколько он может быть понят человеком, относятся к сфере философии.
- Вопросы о том, как устроен мир, относятся к сфере компетенции науки.
- Вопросы о том, почему мир устроен подобным образом, в чем смысл и цель существования, принадлежат сфере религии.
Тем не менее в силу различных причин многие люди считают, что наука и религия взаимно исключают друг друга. Другими словами, если человек занимается научными исследованиями, то он не может верить в Бога, а если человек религиозен, то он не может принять определенных доказанных наукой закономерностей устройства мира. Однако утверждение, что наука каким-то образом доказала несостоятельность религии, представляется по меньшей мере необоснованным. Например, тот факт, что современная наука развивалась главным образом на Западе, не случаен. Христианство и ислам обеспечили общую мировоззренческую канву, благодаря которой могла развиваться наука. Это мировоззрение включает в себя следующие понятия:
- Мир создан благим и поэтому стоит исследования (И увидел Бог все, что 0н создал, и вот, хорошо весьма. Быт. 1:31),
- Бог создал мир в соответствии с определенной логикой и законом, и поэтому мир познаваем — при помощи науки человек может познать законы, управляющие миром.
- Природа не требует поклонения, поэтому люди могут ее исследовать.
- Технология — это средство "владычества над землею" (Быт. 1:28), и человек имеет моральное право экспериментировать и творить.
Рассказ о сотворении мира
В Библии приводится описание сотворения мира за шесть дней. Как мы можем понять такого рода рассказ? Воспринять эти слова как буквальную истину? Но тогда мы вынуждены будем отвергнуть либо библейский, либо научный подход. Однако воспринимать библейский рассказ как научное изложение событий означает неверно понимать саму природу Библии. Библия включает в себя поэзию, закон, притчи, пророчества, описания исторических событий, песни и даже шутки. Она помогает нам глубже понять природу человека и историю человечества. Однако мы не можем буквально воспринимать каждое библейское слово; мы должны принимать во внимание историческую и культурную обстановку, окружавшую людей, которые записывали библейские книги много веков назад, часто используя образный, поэтический язык, и ту аудиторию, для которой эти книги предназначались. Поэтому, когда в первых стихах книги Бытия мы читаем: "В начале сотворил Бог небо и землю ", это не следует воспринимать как современное научное утверждение. Несмотря на то что библейское описание творения удивительно научно в определенном смысле (описываемый в Библии порядок сотворения мира в целом соответствует современным геологическим и эволюционным данным), оно призвано донести до читателя также и другое послание. Утверждение, что Бог создал все в этом мире, означает, что природа и весь физический мир воплощают Господнее благо. Такая точка зрения противоречит другому существующему мировоззрению, в соответствии с которым материя бессмысленна, хаотична, зла или вызывает чувство страха.
Попытки примирения науки и религии
На протяжении многих веков истории религиозные мыслители пытались примирить свое мировоззрение с передовыми философскими и научными открытиями и методами. Например, ранние христианские мыслители в своих трудах опирались на древнегреческую философию. Блаженный Августин развил христианскую теологию, основанную на философии Платона, в то время как Фома Аквинский использовал труды Аристотеля. Мусульманские философы и естествоиспытатели, такие, как Аверроэс и Авиценна, следовали учению Мухаммеда, который говорил: "Стремитесь к знанию, даже если за ним придется отправиться в Китай". Открытия, сделанные ими «период между IX и XIV веками, заложили основание современной науки. Многие важные научные открытия были сделаны в средние века мусульманами, в то время как европейская наука оставалась сравнительно неразвитой.
Однако иногда религии теряли свою жизненную силу и творческий дух и становились догматичными. Например, в средние века римско-католическая церковь взяла себе в союзники Аристотеля, но приняла его выводы за твердо установленные факты. При этом был отвергнут широко использовавшийся самим Аристотелем метод открытого критического анализа. Таким образом, люди стали целиком полагаться на авторитет древних мыслителей, не анализируя и не проверяя сделанные ими выводы. Одним из результатов этого стал широко известный конфликт между Галилеем и Ватиканом. Церковь вторглась в сферу, лежащую вне ее компетенции, пытаясь определить, какая из астрономических теорий является правильной. Однако этот случай нельзя считать типичным в отношениях между наукой и религией. На протяжении эпохи Возрождения и золотого века гуманизма ученые, а также ведущие художники получали поддержку церкви. Бенедиктинцы, доминиканцы, францисканцы и иезуиты, в свою очередь, часто были естествоиспытателями, вносившими существенный вклад в развитие науки. Многие выдающиеся ученые прошлого — такие, как Коперник, Кепплер, Галилей, Ньютон, Дарвин, Ломоносов, Эйнштейн, — верили в Бога и не видели противоречий между своими научными и религиозными взглядами.
"Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величие, в другой — Свою волю. Первая — видимый сей мир, вторая книга — Священное писание. Наука и религия — суть родные сестры, дщери Всевышнего Родителя, они никогда между собою в распрю прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду всклеплет. Напротив, наука и вера взаимно дополняют и подкрепляют друг друга". (М.В. Ломоносов)
Природа в науке
Наука — это путь познания естественного мира и управляющих им законов. На протяжении истории человечества возникали и развивались различные науки, изучающие разные стороны окружающего мира. С другой стороны, одно и то же явление может быть объектом изучения различных наук, которые подходят к исследованию с разных точек зрения. Например, мозг человека может быть предметом исследования таких наук, как физика, химия, анатомия, нейрохимия, нейрофизиология, психология. Обычно мы проводим различие между:
- естественными науками: физикой, химией, биологией, геологией и т. п.
- общественными и гуманитарными науками: психологией, социологией, историей, лингвистикой, экономикой и т. п.
Наука отражает искания людей, обладающих значительным творческим потенциалом, сильным воображением, интуицией, вдохновением и интеллектом, в мире невидимых закономерностей, сил и явлений, где, несмотря на значимость уже совершенных открытий, взаимосвязь и взаимозависимость всего существующего вновь и вновь приводит к осознанию неизмеримых глубин непознанного. Ученым присуще всепоглощающее желание понять окружающий мир, обрести знания. Часто бывает, что они могли бы использовать свой талант и знания в других областях, тем самым обеспечив себе высокий уровень материального благосостояния. Однако в случае неизбежности подобного выбора для настоящего ученого знания оказываются более ценными, чем внешнее благополучие. Наука также является общественным предприятием. Результаты независимых исследований оцениваются другими учеными. С течением времени происходит отбор тех теорий, которые наилучшим образом описывают имеющиеся данные. Нет ничего необычного в том, что теории, впоследствии получившие повсеместное признание, вначале отвергаются вследствие того, что противоречат принятым на тот момент концепциям. В этом отношении ученые, как и все обычные люди, могут быть не менее догматичны, чем ярые приверженцы религии. Например, несмотря на то что Чарлз Дарвин опубликовал свою работу "Происхождение видов" в 1859 году, его идеи были широко приняты мировым научным сообществом только к середине XX века. При этом оппозиция, исходившая из мира науки, существенно превосходила религиозное противостояние его теории.
"Противостояние теории естественного отбора продолжалось в течение почти восьмидесяти лет после публикации "Происхождения видов". За исключением нескольких натуралистов не было почти ни одного биолога, и без сомнения ни одного биолога-экспериментатора, кто принял бы естественный отбор как единственный механизм адаптации". (Эрнст Майр, профессор зоологии Гарвардского университета, США)
Таким был путь многих научных открытий — они отвергались современниками и были приняты только последующим поколением. Часто бывает, что представители различных научных школ, известные ученые принимают и поддерживают разные теории, описывающие один и тот же феномен. Теории "конкурируют" друг с другом; самая лучшая — то есть та, которая наиболее непротиворечивым образом объясняет все известные факты, — побеждает. В 50-е годы XX века, например, существовали две теории о происхождении Вселенной и обе пользовались уважением. Однако впоследствии "теория пульсирующего состояния" уступила место теории "большого взрыва", так как появились новые данные, подтверждающие эту гипотезу. Подобным образом сейчас конкурируют различные теории землетрясений или теории происхождения нефти. Наше понимание мира природы никогда не бывает завершенным, и поэтому мы всегда должны быть открыты к улучшению существующих концепций.
Научный метод
Стремление познать окружающий мир побуждает ученых заниматься научными исследованиями. Они пытаются найти закономерности, которые помогут им осознать скрытую природу явлений и выдвинуть теории, которые смогут объяснить изучаемый ими феномен. Необычные явления могут затронуть любопытство ученого. Чтобы объяснить происходящее, ученый выдвигает какую-либо идею, гипотезу и затем проводит эксперимент, чтобы проверить свое предположение. Постепенно, по мере накопления данных, он может прийти к пониманию более общих закономерностей, и на основе этого выдвинуть теорию, которая будет уже не только объяснять изучаемое им явление, но и сможет предсказывать другие события. Часто для лучшего понимания и объяснения теорий ученые используют модели и различные аналогии. Например, атом часто сравнивают с миниатюрной "солнечной системой". Конечно, это не означает, что атом и в самом деле является уменьшенным вариантом солнечной системы. Смысл использования такого рода моделей заключается в том, что они помогают нам лучше представить себе то, что мы не можем увидеть. Однако часто мы не отдаем себе отчет в том, что вся сфера научных исследований опирается на ряд основополагающих представлений об устройстве мира, которые сами по себе не могут быть доказаны рациональным или научным методом; являются предположениями, допущениями, в которые мы верим без каких бы то ни было доказательств. Перечислим некоторые из них:
- Рациональность. Наше мышление осмысленно, и мы можем полагаться на его результаты.
- Объяснимость. Мир может быть понят.
- Упорядоченность. Природа существует в соответствии с определенными закономерностями, является космосом', а не хаосом, и поэтому имеет смысл искать эти закономерности, которые могут быть сформулированы в виде научных теорий и законов.
- Единообразие. Основные законы мироздания являются неизменными, применимы всюду во Вселенной, а не только здесь, на Земле. Например, закон тяготения будет на Марсе точно таким же, как на Земле.
- Причинность. В окружающем нас мире любое явление имеет свою причину.
Если проследить за возникновением всех этих априорных положений, то мы увидим, что частично они берут свое начало в упомянутом выше религиозном понимании мира. Иначе говоря, несмотря на то что в отличие от религии наука является источником точного знания, она сама зависит от недоказуемых допущений религиозной природы. Все величайшие ученые задумывались над этой проблемой - над тем, что вся современная наука опирается на представления, чью правомерность невозможно доказать.
"К сфере религии принадлежит вера в то, что закономерности, проявляющие себя в мире природы, рациональны, что они могут быть осознаны разумом. Я не могу представить себе ученого, который не обладал бы этой глубокой верой". (Альберт Эйнштейн)
Более того, изучая историю науки, мы видим, что научное знание всегда относительно, никогда не бывает абсолютно точным. Это происходит вследствие того, что научные теории всегда лишь приблизительно описывают истину. Их можно сравнить с картами, которые дают достаточно близкое к действительности представление о реальном ландшафте, но никогда не могут полностью описать все существующие в нем детали. Они являются попытками объяснить реальность, но ни одна из теорий не в состоянии дать до конца исчерпывающее объяснение. Всегда найдется какой-то аспект действительности, который не может быть объяснен в узких рамках существующей теории. Появление такого рода проблем обычно служит толчком к новым и более глубоким открытиям относительно устройства мира. С течением времени старые теории претерпевают изменения и заменяются новыми, которые лучше описывают существующие факты. И все-таки научные теории никогда не могут быть полностью доказаны. Вне зависимости от того, сколько раз теория подтверждается наблюдениями или экспериментальными данными, достаточно появиться лишь одном? исключению, и вся теория окажется неверной или по меньшей мере неполной. Это касается даже такой фундаментальной предпосылки, как причинность: в XX веке выяснилось, что в мире элементарных частиц в некоторых случаях имеет место беспричинность. Изучая историю науки, можно прийти к выводу, что несостоятельность любой теории будет доказана в течение двухсот лет после ее возникновения. Великие ученые всегда признавали тот факт, что вне зависимости от глубины существующих научных объяснений и пониманий большинство новых данных открывает двери к еще более великим тайнам. То, что мы знаем, ничтожно по сравнению с размером непознанного.
"Я не знаю, каким меня видит мир, но перед самим собой я — просто мальчик, играющий на песчаном пляже, радующийся время от времени более гладкому, чем обычно, камушку или более яркой раковине, в то время как великий океан истины лежит непознанный передо мной". (Исаак Ньютон)
Как мы уже отмечали ранее, наука и религия всегда были взаимосвязаны, шли рука об руку. Только за последние столетия наука ушла вперед и, казалось бы, оставила религию позади. Но наряду с этим, по мере того как механистические представления науки XIX века уступили место новым открытиям XX века, наука начала исследовать невидимый мир, мир разума и субатомных частиц. Многие выдающиеся ученые, все глубже погружаясь в исследование мира природы, говорят о приходящем к ним чувстве удивления и благоговения перед красотой и гармонией открывающихся им тайн. Они чувствуют, что в мире есть нечто большее, чем то, что открыто взгляду.
Ограничения науки
На какие из следующих вопросов могут дать ответы естественные науки?
- Как создается атомная бомба?
- Следует ли создавать атомные бомбы?
- Как работает организм человека?
- Каков смысл существования человека?
- Доставляет ли удовольствие слушать музыку, записанную на диске?
- Каковы основные законы природы? Почему существуют законы природы?
Естественные науки помогают понимать и предсказывать события, происходящие в физическом мире, и контролировать их посредством технологий. Они помогли нам достичь гораздо более высокого уровня жизни, чем когда бы то ни было в истории человечества. Методы современного сельского хозяйства позволяют производить достаточно пищевых продуктов, чтобы накормить все население земли, а уровень развития медицины позволил существенно увеличить среднюю продолжительность жизни людей. Но давайте задумаемся, всегда ли наука способствовала процветанию человечества? А если нет, то способна ли наука обосновать те нравственные ценности, которыми необходимо руководствоваться при использовании научных достижений? Существует измерение реальности, которое вплоть до сегодняшнего дня не является предметом изучения естественных наук. Вы не можете измерить красоту природы; материальное благополучие само по себе не может принести нам полное удовлетворение. Может ли наука объяснить, зачем нужны нравственные ценности, что такое любовь, красота, дружба, справедливость? Тот факт, что наука не может дать ответы на эти вопросы, еще не означает, что они бессмысленны.
Природа религии
Религия — это очень сложное и многоплановое явление, но по меньшей мере один из ее аспектов отражает стремление людей понять внутреннюю сущность жизни, не только то, что происходит в мире, но и почему это происходит. Поэтому религия прежде всего пытается найти смысл происходящих событий и смысл нашей жизни. Религия пытается дать ответы на "вечные вопросы", которые ставит перед нами жизнь.
- Был ли видимый нами мир сотворен, или он возник благодаря саморазвитию материи? Существует ли Бог?
- Каково происхождение добра и зла и каково различие между ними?
- Почему существуют страдания?
- Есть ли жизнь после смерти?
- Для чего и как я должен прожить свою жизнь?
Религию можно описать как путь поиска природы Абсолютного Бытия. В этом смысле она пересекается с наукой. Вот почему Альберт Эйнштейн сказал: "Я хочу узнать мысли Бога".
Сердце религии...
Основатели религии, не нашедшие удовлетворения в окружающей их жизни, избрали путь духовного поиска, всегда сопряженного со страданиями и лишениями, в попытке раскрыть тайны жизни и открыть истинный путь жизни. При этом они находили глубокие откровения о природе человеческого бытия и духовной реальности. Свои открытия они часто называли "откровениями", потому что осознавали, что в данном им личном опыте Абсолютное Бытие открылось им. В прошлом люди иногда признавали существование многих богов, как это было в Древнем Египте, Греции или Риме, в других случаях они давали этому Абсолютному Бытию единое имя — Аллах, Иегова или Бог. И все же они бывали поражены, осознав, что лишь слегка прикоснулись к сущности Бога, мельком взглянули на Него, Бог был тайной, которая никогда не будет понята до конца. Глубины Бога были недостижимы. Эти откровения Божественного бытия составляют первый источник религиозного познания и истины. В этом смысле источник религиозного познания основан на личном опыте, а не на логических размышлениях. Разум нужен для того, чтобы задуматься и глубже понять этот начальный опыт. Вследствие того что эта тайна не поддается описанию, язык религии полон сравнений и метафор, таких, как "Царствие небесное подобно горчичному зерну" и "Господь — наш отец". Для того чтобы описать не поддающееся описанию, нет другого выхода, кроме как использовать концепции, уже существующие! в человеческом сообществе. Вот почему один! из христианских богословов сказал: "Чтобы говорить о Боге, мы должны быть одновременно поэтами, музыкантами и святыми". Конечно, необходимо верно понимать метафоры. Например, мусульмане сравнивают Бога с царем, потому что в их культуре понятие! "царь" ассоциируется с человеком, обладающим мудростью и справедливостью, оберегающим и защищающим своих подданных. Точно так же, как и в науке, где тоже используются определенные модели, при этом существует опасность, что метафора будет воспринята буквально, как полный образ реальности, и будет забыт тот факт, что это лишь путь к пониманию несравненно более глубокой тайны. Известное даосское высказывание отражает проблему, с которой сталкивается человеческий язык при разговоре о таких вещах:
- Тот Путь, который может быть выражен словами, не, есть вечный Путь.
- Имя, которое Может быть названо, Не вечное имя.
Жизнь людей, прикоснувшихся к Вечной Тайне, чаще всего в корне менялась. Когда они начинали делиться полученным ими откровением с другими людьми, у них появлялись многие последователи. Эти люди узнавали, что, следуя учению основателя религии, они также могут духовно расти, приближаясь к Богу. Таковы были истоки различных религий. Изначальное учение могло существовать, привлекая все новых последователей, преображая жизни людей, тысячи лет. При этом все учения оставались в большей или меньшей степени открытыми для нового откровения. Эти люди осознавали, что открытая им Тайна не имеет границ и будет раскрываться дальше. Вот почему основатели многих религий говорили, что в будущем будут даны новые откровения. Однако проходило время, и постепенно учение основателя религии становилось догмой. Вера в истинность постулатов о Пути порой становилась важней, чем жизнь в соответствии с этими нравственными принципами. Многие религии теряли свой духовный потенциал и превращались в пустой, формальный ритуал. Так, например, ушли в прошлое некогда могущественные религии Античного мира.Жизнь и учения основателей многих религий были записаны в книги, которые стали называться "святыми писаниями". Такие писания можно сравнить с учебником, учащим истине. Однако очень часто они приравнивались к самой истине, и новые открытия и другие учебники отвергались. Именно в эти времена начали возникать конфликты между наукой и религией.
Оценка религиозной истины
Так же, как необходимо оценивать научные теории, так определенная оценка нужна и религиозным учениям. Сегодня в мире существуют различные религиозные учения, которые мы можем изучать. В прошлом многие люди принимали только одну точку зрения, которая становилась доминирующей. Сегодня намного легче познать другие идеи. Различные религии могут бросить вызов нашим собственным представлениям, однако именно в этом заключается возможность роста и развития. Познавая новое и принимая вызов нашим собственным идеям, мы приобретаем возможность отбросить любую ложную точку зрения и заменить ее лучшей. Изучая науку, нам не нужно заново открывать закон всемирного тяготения. Однако мы не принимаем этот закон просто на основе слепой веры. В школе мы сами проходим через последовательность логических доказательств и убеждаемся, что теория верно объясняет существующие явления. Таким образом, мы можем наследовать все, открытое Ньютоном, и сделать его знания своими собственными. При этом мы сами постигаем красоту теории. В процессе работы с общепринятыми теориями люди иногда подходят к ним с новой точки зрения и совершают новые открытия. Таким же образом может быть оценено и религиозное учение. Хотя любой авторитет имеет значение и достоин уважения, мы должны проверить религиозное познание нашей собственной жизнью, чтобы приблизить его к себе. При этом мы получим новые открытия и откровения. Несмотря на то что сегодня в мире существует множество различных религий, все они соглашаются в большинстве нравственных вопросов. Нравственные и этические учения всех религий признают, что убийство, супружеская измена, воровство, жадность, эгоизм, гордыня и т. д. приносят вред другим людям и себе. Все они говорят о ценности таких качеств, как честность, смирение, праведность, любовь, верность, нравственная чистота, целомудрие, уважение и самопожертвование. Однако в вопросах, касающихся происхождения зла, причины, вследствие которой Бог создал человека, существования жизни после смерти, цели жизни и т. д., каждая религия обладает собственным пониманием. Эти учения можно сравнить и оценить, вот только отличие от анализа научных теорий в данном случае лаборатория для исследования находится не в научно-исследовательском институте, а в нас самих. При помощи изучения, созерцания, молитвы и размышления мы можем решить, какое из учений дает наиболее полное объяснение действительности человеческого существования. Какое учение поможет нам лучше понять себя? Какое способно дать решение проблемам, стоящим перед человечеством? Какое решение наиболее реалистично и плодотворно? Наверное, наши взгляды на эти вопросы будут развиваться и изменяться по мере нашего роста и развития.
Религия и наука - два взаимодополняющих пути
Подводя итог, мы можем сказать, что наука и религия необходимы друг другу. Это два взаимодополняющих пути, которые могут помочь нам полностью осознать тот мир, в котором мы существуем. Поэтому нам нет необходимости выбирать между наукой и религией. Естественные науки могут раскрыть законы физического мира и способствовать развитию технологий, которые создадут дм нас высокий уровень материального благополучия. Однако наука нуждается в нравственных ценностях, которые берут свое начало в религии, для того чтобы руководствоваться ими в своей собственной деятельности и осуществлять ответственное использование научного знания во благо, а не во вред человечеству. Как сказал Альберт Эйнштейн: "Наука без религии ущербна, религия без науки — слепа".