Модель семьи в Церкви Объединения
Чтобы правильно понимать традиции Церкви Объединения (Семьи Объединения) и слова ее основателя, важно знать и понимать, что входит в само понятие «семья», поскольку именно семья является краеугольным камнем идеального мира, о котором говорят преподобный Мун Сон Мён и г-жа Мун. К сожалению, из-за многих устоявшихся концепций не только люди со стороны, но и некоторые члены Церкви порой имеют неверное понимание, какой должна быть семья и к чему им нужно стремиться.
В мире существует множество разных типов семьи. Однако по большей части существует два основных подхода к пониманию семьи: вертикальный (или «восточный» тип семьи) и горизонтальный (или «западный» тип семьи).
Согласно вертикальной традиции, в основе формирования семьи лежит сохранение и передача традиций от поколения к поколению. Иными словами, центральная роль в такой семье принадлежит не взаимоотношениям мужа и жены, а тому, как члены семьи соотносятся с семьями своих родителей и какие у этой семьи появляются потомки. Исходя из этого, в «восточной» семье всегда существует определенный порядок: муж – глава семьи, носитель семени рода и традиций, который отвечает за материальное обеспечение семьи и ее положение в обществе, а жена занимает второстепенное положение, отвечает только за воспитание детей и порядок в доме и не имеет равных с мужем привилегий и прав. Фактически, жена должна во всем подчиняться мужу, а ее роль сводится к «воспроизводству качественного потомства». Традиционная восточная семья – это расширенная семья, в состав которой входят многочисленные родственники. И взаимоотношения с родственниками являются приоритетными в сравнении с отношениями между мужем и женой. На первое место выходит понятие долга, сыновней почтительности, а не любви и каких-либо иных чувств.
Горизонтальный подход к пониманию семьи заключается в том, что семья создается в основном ради счастья самих супругов. Взаимоотношения с родителями и детьми, в целом, играют здесь второстепенную роль. До какого-то времени дети воспитываются в семье, а потом создают собственные семьи и практически полностью отделяются от родительской семьи. Все обязанности делятся примерно поровну. Супруги в равной степени отвечают за материальное обеспечение семьи и за образование и воспитание детей, либо каким-то образом распределяют свои обязанности. Все важные решения принимаются сообща. Оба супруга занимают в семье одинаковое положение и имеют равный авторитет, равные права и привилегии. Чаще всего такая семья нуклеарна (состоит только из мужа, жены и детей) и не включает в себя родственников (за редким исключением, когда семья вынуждена жить с родителями одного из супругов).
Чем же существенно отличается модель семьи, предлагаемая Церковью Объединения?
Во-первых, в Церкви Объединения семья рассматривается не в плоскости (горизонтально или вертикально), а в трехмерном измерении, в виде сферы. Центром сферы является супружеская пара, пребывающая в полном единстве с Богом. В семье должны быть представлены как минимум три поколения – родители и дети, которые находятся, соответственно, выше и ниже. Кроме того, в семью должны быть включены родственники, братья и сестры, а также друзья или знакомые, с которыми семья общается. Помимо этого, у каждой семьи должен быть кто-то впереди, на положении лидера или наставника, к кому семья может обратиться за советом, а также кто-то позади, о ком эта семья заботится и ведет за собой.
Во-вторых, модель семьи в Церкви Объединения сочетает в себе лучшее из «вертикальной» и «горизонтальной» моделей. С одной стороны, можно сказать, что это традиционная восточная модель, поскольку, как и в восточных семьях, в ней присутствуют как минимум три поколения родственников и большое внимание уделяется вопросам передачи традиции и родословия. С другой стороны, она заключает в себе и западную модель, где мужчина и женщина занимают равное положение перед Богом, вместе принимают все решения, вместе молятся и служат Богу, вместе отвечают за воспитание детей, а в остальных сферах могут гармонично заменять друг друга. В какой-то момент муж может отвечать за общественную миссию, а жена – заниматься воспитанием детей, а спустя некоторое время их роли могут поменяться. Четких рекомендаций касательно того, кто и чем должен заниматься, нет. В этом смысле их роли в семье также могут меняться.
В-третьих, сам момент создания семьи в Церкви Объединения также гармонично сочетает в себе западный и восточный подходы. С одной стороны будущие муж и жена встречают друг друга по рекомендации церковных лидеров, либо родителей (когда речь идет о помолвке детей второго или третьего поколения). Чаще всего, до момента помолвки они даже не догадываются, кто может стать их будущим супругом (супругой). С другой стороны, ответственное решение о создании семьи всё равно остается за самой парой – принимают ли оба эту рекомендацию, или нет. До церемонии Благословения, как правило, существует период времени, когда будущая супружеская пара может подружиться и лучше узнать друг друга, чтобы принять окончательное решение.
И, наконец, с точки зрения любви и чувств модель семьи, предлагаемая Церковью Объединения, также имеет очевидное преимущество как перед западной моделью, предполагающей создание семьи на основе чувств (которые могут усиливаться или ослабевать со временем или могут вовсе «исчезнуть»), так и восточной моделью, ставящей в основу создания семьи чувство долга и обязанности и в целом исключающей любовь как таковую либо не придающей ей должного внимания. В основе семьи в Церкви Объединения лежит понимание того, что подлинные чувства не возникают сами по себе, а зарождаются постепенно, по мере прикладывания усилий, заботы друг о друге, и по мере того, как оба супруга возрастают в своей любви к Богу. На этом основании уже появляется и крепнет любовь между супругами.